ЕЛЕНА Шевелева
Занятие по ознакомлению со свойствами воздуха с элементами экспериментирования в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС «Малыш» г. Волгодонска
Ознакомление со свойствами воздуха с элементами экспериментирования в подготовительной группе.
(Образовательная деятельность)
Воспитатель: Шевелева Е. А.
г. Волгодонск
2023г.
Цель:
- Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами воздуха.
Задачи:
- Формировать представления о свойствах воздуха;
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умения делать выводы, обобщения; воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Материал:
Стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой. Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город», «Деревня в лесу».
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, зубочистки, веер, кружочки из картона (красного и зелёного цвета, бейджики, сюрприз (набор шариков для театра).
Интеграция образовательных областей:
Рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений».
«Как загрязняется окружающая среда», «Живая и неживая природа».
Игровые упражнения, вопросы, беседы, обсуждение, выводы.
Ход занятия:
Проблемная ситуация ; Лопается надувной шарик и выпадает записка.
Здравствуйте ребята детского сада "Малыш" группа №2 "Ромашки"
- Я пролетал мимо вашего детского сада, вёз вам подарок произошла авария и я его потерял. Но вы не расстраивайтесь. Вы обязательно его найдёте, если отгадаете загадку. Ваш друг Незнайка.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
ответ детей (воздух)
Ребята, а что мы знаем о воздухе? Надо провести исследования.
Ребята, сейчас мы с вами отправимся в научную лабораторию (это помещение, где проводят опыты и исследования). В лаборатории работают ученые. И мы тоже превратимся в ученых. С вашего позволения я буду руководителем. Ребята, вы знаете что в лаборатории работают не только учёные но и эксперты- это люди которые подтверждают или опровергают выводы сделанные учёными. (проведём жеребьёвку).
Ребята,если речь идёт о воздухе на каком транспорте мы можем добраться в лабораторию?
ответы детей (воздушный транспорт)
Музыкальная разминка "Самолёт"
Для начала я напомню вам правила поведения в экспериментальной лаборатории.
1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
2. Соблюдать тишину, не мешать другим, работать тихо, аккуратно, внимательно.
3. Приступать к выполнению опыта только после объяснения.
4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
5. Помнить, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
6. Знать правила гигиены, после опытов вытирать руки салфеткой.
Вот теперь мы готовы, пройдем в лабораторию, занимайте свои места.
Что такое воздух? Где он? Куда спрятался? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить.
Опыт 1. Обнаружение воздуха.
Цель: доказать, что воздух не пустое место.
1. Кто видит воздух?
2. Как его можно обнаружить?
Давайте поймаем воздух. Возьмите со стола полиэтиленовые пакты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.
3. Что произошло с пакетами?
4. Почему?
5. Что в них находится?
6. Мы его видим?
7. Какой он? (невидимый).
Повесить на доску карточку-символ «воздух невидимый».
А я думаю, что там ничего нет. Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? Молодцы! Вы сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Что вы чувствуете? Прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух. И он движется, когда его толкаем. Ребята, где мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, пар изо рта).
Повесить на доску карточку-символ «Увидеть движение воздуха».
Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вынем стакан и посмотрим на ватку. Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. Это показывает, что воздух занимает место.
Повесить карточку-символ «Воздух занимает все свободное пространство».
Ребята, вы доказали, что воздух есть в предметах. Как вы думаете, есть ли он в человеке? Давайте проверим это. Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? Как вы думаете, почему появились пузырьки7значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Воздух находится вокруг нас повсюду.
Дыхательная гимнастика.
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Подыши одной ноздрей,
И к тебе придет покой.
Опыт №2. Прозрачность.
Цель: показать, что воздух прозрачен.
Сравним воздух с непрозрачными предметами. Возьмите лист бумаги. Посмотрите на меня через него. Вы меня видите? Почему? А через воздух все видно. Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. И не имеет цвета. Карточка-символ «Воздух не имеет цвета».
Опыт №3. Воздух не имеет формы.
Цель: доказать, что воздух не имеет формы. Все предметы имеют форму: мяч круглый, кубик квадратный. А воздух какой формы? Ребенок надувает три воздушных шарика разной формы. Что происходит? Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули. Вывод: воздух не имеет формы. Карточка-символ «Воздух не имеет формы».
Опыт №4. Отсутствие запаха.
Цель: показать, что воздух ничем не пахнет.
Закройте глаза. Когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет ( стаканы с продуктами: апельсин, чеснок, лимон; пустой стакан). У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ. Карточка-символ «воздух не имеет запаха».
Опыт №5. «Воздух не имеет вкуса».
Цель: доказать, что воздух не имеет вкуса.
Воздух имеет вкус? Мы можем его попробовать? Откройте рот и вдохните. Попробуйте полизать воздух. Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус? Карточка-символ «воздух не имеет вкуса».
Опыт №6. «Воздух легче воды».
Цель: показать, что воздух легче воды.
Возьмите в руки камешки и бросьте их в воду. Что произошло? Почему? Камешки тяжелые, поэтому они утонули. Если мы воздушные шарики опустим в воду, они утонут? Давайте проверим. Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит? Шарик не тонет, потому что он легче воды. Вывод: воздух легче воды. Карточка-символ «Воздух легче воды».
Уважаемые ученые, мы с вами говорили о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. Может человек жить без воздуха? Давайте проверим. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Почему открыли рот и убрали пальцы? Чего не хватало? Хорошо было без воздуха? Что будет, если чистый и хороший воздух закончится? Мы не можем жить без кислорода в воздухе.
Здоровье человека зависит от того, как мы дышим (через нос) и чем мы дышим. Отличается воздух в городе от воздуха в лесу? Давайте рассмотрим картинки. Где воздух чище? Что загрязняет воздух в городе? (выхлопные газы, дым заводов, фабрик, пожары). Что делать, чтобы воздух был чистым? (на заводах – фильтры для очистки, сажать деревья, поливать тротуары, проветривать помещение, вытирать пыль). За чистотой воздуха следят экологи.
А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. У вас на столах два кружка: красный и зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны – зеленый, если не согласны – красный.
1. Воздух окружает нас со всех сторон.
2. воздухом дышат люди и животные.
3. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
4. Человек может жить без воздуха.
5. Воздух – это вещество, не имеющее цвета.
6. Воздух тяжелее воды.
7. Воздух можно почувствовать.
8. Воздух можно услышать.
9. Воздух имеет свою форму.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали, узнали много нового. Пора возвращаться домой в детский сад.
Музыкальная разминка "Самолёт"
Ребята находят подарок Незнайки "Надувные шарики -ободки" для театра
