Виктория Шумейко
Занятие по ознакомлению с воздушным транспортом
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа.
Цели НОД.
Образовательные:
-познакомить детей с еще одним видом транспорта- воздушным;
-рассказать об истории воздухоплавания.
Воспитательные:
-развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других детей ;
-развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
Публикация «Занятие по ознакомлению с воздушным транспортом» размещена в разделах
- Воздушный транспорт. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
-воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира;
-воспитывать уважение к труду людей, строящих самолеты и космические корабли; уважение к опасной профессии летчиков и космонавтов, испытателей новых самолетов.
Развивающие:
-работа по словообразованию: летать- полет- летчик- самолет- вертолет;
-активизация и обогащение словаря: название воздушных профессий : пилот или летчик, радист, штурман, инженер, стюардесса, вертолетчик, механики, конструкторы, рабочие на аэродроме, самолетостроителей, техники и др.
Материалы для занятия.
Иллюстрации с изображением различных видов транспорта, большая часть которых относится к воздушному транспорту.
Карточки для игры «Найди свою команду» с изображением различных транспортных средств.
Изображенная на большом листе бумаги или приклепленная к фланелеграфу «Река времени».
Юла с приклепленной к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из фанеры или картона, разделенный на цветные сектора - для игры «Что? Где? Когда?».
Иллюстрации (формата А4) с изображением различных видов транспорта : водного, наземного, воздушного- для игры «Что? Где? Когда?».
Ход занятия.
Часть 1. Введение в тему занятия. Игра «Найди свою команду»
Для игры на столе раскладываются карточки небольшого формата с изображениями различных видов транспорта : наземного, водного и воздушного. Количество карточек каждой группы должно быть одинаковым- 6-7 штук. Общее количество карточек соответствует количеству детей в группе. Карточки лежат на столе лицевой стороной вниз. Каждый ребенок выбирает одну карточку. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть карточки и самостоятельно разделиться на 3 команды. Принцип разделения воспитатель не указывает. Дети, объединившись в группы, сами должны будут объяснить, почему они создали именно такие команды.
Воспитатель предлагает детям занять рабочие места за столами с соответствующими метками.
Часть 2. Рассказ воспитателя «история воздушного транспорта».
Воспитатель: человек всегда хотел научиться летать. Мечты о полетах нашли отражение в народных сказках и легендах.
Одна из них- легенда об Икаре. Знаменитый греческий мастер Дедал в древности сделал крылья из перьев и воска для своего сына Икара. Но Икар был дерзкий юноша и рискнул подняться на своих крыльях прямо к Солнцу. Жар солнечных лучей растопил воск, крылья разрушились, и Икар, упав со большой высоты, погиб.
Из истории известно, что в древности все попытки людей летать с помощью искусственных крыльев были безуспешны. Старинные китайские книги рассказывают о том, что люди в Китае давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам, запряженным лошадьми. Однако воздушный змей только поднимает человека в небо, но не может переносить его по воздуху на большие расстояния (не является транспортным средством).
А вот матерчатые шары, наполненные горячим воздухом, могли не только поднимать людей в небо, но и переносить их по ветру на довольно большие расстояния. Плохо только, что управлять полетом шаров было сложно. Первые воздушные шары появились более двухсот лет назад. Примерно через сто лет появились и управляемые, наполненные легкими газами дирижабли («дирижабль» в переводе с французского означает «управляемый»). Первые самолеты появились немного позже дирижаблей.
В наше время люди наслаждаются полетом на самолетах самых разных конструкций, планерах, дельтапланах, а также и на нарядных воздушных шарах. Удалось облететь Землю и на космическом корабле. Первый космонавт, которому удалось это сделать, был наш соотечественник Юрий Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года. Американским астронавтам удалось уже побывать на Луне. А сейчас люди готовятся к полету на загадочную планету Марс.
Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда давайте попробуем разместить картинки с различными воздушными транспортными средствами на берегах нашей «реки времени».
Воспитатель приглашает детей из команды «Воздушный транспорт» подойти к «реке времени» и разместить на ней свои картинки.
Часть 3. Динамическая пауза. «Самолет и ракета».
Руки в стороны- в полет Дети расставляют в стороны руки.
Отправляем самолет. Покачивают руками.
Правое крыло вперед, Выбрасывают правую руку вперед.
Левое крыло вперед. Выбрасывают левую руку вперед.
Раз, два, три, четыре- Присаживаются на корточки,
«заводят» моторы».
Полетел наш самолет. Двигаются врассыпную по
групповой комнате.
А сейчас мы с вами, дети, Хлопки.
Улетаем на ракете. Руки сложены над головой.
На носки поднимись, Поднимаются на носочках.
А потом руки вниз. Опускают руки вниз.
Вот летит ракета ввысь! Руки поднимают вверх.
Часть 4. «Что по воздуху летает?»
Загадка о самолете
Он в воздушном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром.
Загадка о воздушном шаре
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
Загадка о планере
Точь-в-точь, как самолет,
В кабине есть пилот.
Но в голубых просторах
Летает без мотора.
Загадка о вертолете
Заворчу, зажурчу,
Лопастями заверчу,
В небеса улечу.
Загадка о ракете
Чудо птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
Ни хвоста, ни крыльев нет,
А летает до планет.
Часть 5. Воздушные профессии. Игра «Вопрос-ответ».
Для того чтобы напомнить детям о воздушных профессиях, воспитатель предлагает сыграть в игру «Вопрос- ответ».
Правила игры: дети встают в круг, в центре круга- воспитатель. По одному представителю каждой команды являются наблюдателями. Они стоят у доски мелом отмечают правильные ответы, данные членами своей команды. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок, ответив на вопрос, бросает мяч обратно. Если ребенок не знает ответа на вопрос, он может попросить помощи у одного из представителей своей команды, передав ему мяч или просто попросив подсказки. Вопросы могут быть следующими:
- Кто управляет самолетом?- Летчик.
- Как по-другому можно назвать летчика?- Пилот.
- Кто обеспечивает связь с землей, с аэропортом во время полета?- Радист.
- Кто проверяет правильность курса самолета?- Штурман.
- Кто проверяет исправность всех приборов и механизмов самолета, вертолета или космического корабля?- Инженер или борт- инженер.
- Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки?- Стюардесса.
- Кто готовит самолет к полету на земле?- Механики, рабочие на аэродроме.
- Как можно назвать людей, которые строят самолеты?- Самолетостроители.
- Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов?- Конструкторы.
- Кто испытывает новые самолеты?- Летчик-испытатель.
- Как можно назвать пилота вертолета?- Вертолетчик.
- Кто управляет полетом космического самолета?- Пилот космического корабля или космонавт.
- Как можно назвать людей, которые строят ракеты?- Ракетостроители.
Один из вариантов игры: придумать слова, созвучные со словом «летать» : летать- полет- летчик- самолет- вертолет.
Часть 6. Выход из занятия. Активизация знаний детей.
Игра «Что? Где? Когда?».
На поле для игры раскладываются картинки лицевой стороной вниз. Для данного занятия игра будет командной, во время досуга она может быть индивидуальной. Один из представителей команды вращает юлу, после ее остановки дети рассматривают транспортное средство, изображенное на картинке и рассказывают о нем. Можно предложить детям план рассказа, можно попросить детей составить описательный рассказ по картинке, можно организовать творческое рассказывание с опорой на наглядный материал. Рассказы оцениваются фишками жюри. На данном занятии жюри состоит из трех детей- по одному представителю от каждой команды.
Подведение итогов занятия.
Дети вспоминают историю возникновения воздушного транспорта, средства передвижения по воздуху и подсчитывают заработанные на занятии фишки и отмеченные на доске успешные ответы на вопросы в игре «Вопрос-ответ». Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается наиболее успешно работавшей на данном занятии.