Лиля Михайловна Алгунова
Ознакомление с традициями и обычаями через народные игры
«Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры»
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»
В. Сухомлинский
Публикация «Ознакомление с традициями и обычаями через народные игры» размещена в разделах
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Использование различных жанров детского фольклора способствует эмоциональному настрою, стимулирует познавательную и творческую активность.
Потешки, прибаутки вызывают положительные эмоции, развивают воображение. Припевки, калядки, дразнилки, скороговорки, считалки содержат в себе элементы игры, способствуют развитию и обогащению речи. Песни поддерживают интерес к поэтическому слову. Музыка несет эмоции огромный мир идей. Народные игры влияют на умственное развитие, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют здоровье. Именно игра способствует успешному усвоению фольклорного языка.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью удальству.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны всем детям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Нам надо понять и помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Среди народных игр можно выделить; подвижные игры, музыкальные, обрядовые, игры-хороводы и другие.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводим к осмыслению понятия «народная игрушка». Дети любят дидактические игры и хороводные игры с участие этой игрушки.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников было и остается глубокое знание и свободное владение воспитателем обширным игровым репертуаром.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами позволяют сохранить мир детства, помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры.
Библиографический список:
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт. составитель Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.