ирина шкурина
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры, используя все виды фольклора.
(для детей старшей группы)
Шкурина И. А., воспитатель
ГБОУ СОШ № 460 ДО «Цветущий сад»
г. Москва, ЮВАО
Основная направленность проекта – приобщение к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты, проектная деятельность
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, мы делаем воспитательно-образовательную деятельность интересной, творческой, продуктивной.
Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками она создавалась и сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это то, что нужно ценить, беречь и передавать из поколения в поколение. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.
Поэтому наши дети с ранних лет должны хорошо знать традиции национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ, народные танцы, обычаи, народные игры, в которые дети очень любят играть, знакомиться и запоминать устный народный фольклор: считалки, потешки, прибаутки, заклички, колыбельные песни, топотушки, стишки.
Я считаю, что приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций служит средством формирования патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность. А так как наш детский сад и я лично уделяем огромное внимание нравственно патриотическому воспитанию, проект был одобрен администрацией и реализован в моей работе.
Цель: знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.
Задачи:
1. воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, народному календарю, к народным играм и т. д. ;
2. создавать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры;
3. создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений в дошкольной жизни детей;
4. привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, изучение народных промыслов, знакомство с календарными праздниками и традициями;
5. использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
6. составить картотеку русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
Ресурсное обеспечение проекта: соответствующая литература, народные костюмы, народные музыкальные инструменты, проектор, телевизор, находящийся непосредственно в группе для проведения работы с небольшими подгруппами (показ презентаций, ознакомления с народным танцем ит. д., презентации по соответствующим темам, календарь народных праздников, записи народных и хороводных песен.
Основные этапы реализации проекта:
1этап подготовительный (вводный) – вызвать интерес у детей к проекту с помощью рассказов о прошлом, показов иллюстраций, чтения фольклора и т. д. Определить поэтапность модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний и представлений детей по данной теме.
• Проведение анкетирования родителей
• «Круглый стол» с участием родителей и детей
• Оформление серии выставок для родителей по народным промыслам
• Составление картотеки: русских, хороводных, подвижных игр
• Создание уголка нравственного патриотического воспитания
• Создание уголка «Куклы в национальных костюмах»
• Создание мини музея «Волшебница глина» - игрушки народных промыслов и не только.
• Подбор иллюстраций
• Подбор художественной литературы
2 этап основной – систематизировать и обработать накопленный материал. Проходит основная работа по разработанному плану (таблицам) проекта.
• Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
• Заучивание стихов, песен, закличек, пословиц, поговорок, считалок, загадок
• Выставка – Народная кукла
• Конкурс детских рисунков
• Знакомство с природным материалом – глина
• Лепка из глины и раскрашивание поделок
• Чтение русских народных сказок
• Показ театров по мотивам русских народных сказок
• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
• Участие в конкурсе ССИТ «Золотая осень», показ праздника «Осенняя ярмарка» - 3 место по Центральному федеральному округу
• Знакомство с русскими народными играми
• Изготовление совместно с родителями кормушек в неделю всероссийской акции «Кормушка для пичужки» (получены дипломы за участие)
• Самостоятельная работа детей (просматривание книг; раскрашивание в
книжках - раскрасках)
3 этап заключительный – творческий отчёт о реализации проекта перед педагогами ДОУ. Подводятся итоги работы педагога, результатов знания детей, полученных за время проведения проекта.
• Анализ результативности проведения работы
• Выставка совместных работ детей и родителей (куклы-обереги, обрядовые куклы)
• Представление материалов проекта в форме презентации педагогам ДОУ, родителям
• Представление фото отчёта о проделанной работе для родителей
Ожидаемые результаты: в работе с дошкольниками проект способствует повышению самооценки детей, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, радуется своим успехам, познаёт мир прошлого своего народа и страны, в которой живёт; дети бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции дошкольного отделения и семьи к совместной творческой деятельности.
К. Д. Ушинский писал «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Список использованной литературы:
1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. – 1997.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – 1998.
3. Аполонова Н. Н. Приобщение дошкольников к русской народной культуре// Дошкольное воспитание №5., 1999.
4. Василенко В. М. Народное искусство. – 1998.
5. Дайн Г. П. Русская народная игрушка. – 2001.
6. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористики / Сост. : Ю. Г. Круглов. – 2006.
7. Клименко Г. А. использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дощкольное воспитание №5., 2003.
8. Криницына Н. И. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание №11., 1998.
9. Мельникова М. Н. Русский детский фольклор. – 2001.
10. Михайлова М. Н. А у наших у ворот развесёлый хоровод. – 2001.
11. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. – 2003.
12. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание №4., 2004.
13. Павлова Л. Поэтика народных традиций – детям // Дошкольное воспитание №12., 2000.
14. Рыбникова М. А. Загадка, её жизнь и природа // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. : Ю. Г. Круглов. – 2002.
15. Стрельцова Л. Учите любить родное. //Дошкольное воспитание №9; №11; №12., 1999.
16. Науменко Г. М. Весна-красна, ты на чём пришла?// Энциклопедия детского фольклора – 2012.
Приложение №1
Конспект комплексного занятия: «Праздник птиц — Сороки»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с обрядовым праздником посвященным встречи весны и прилету птиц.
Воспитывать любовь и интерес к народным традициям и обрядовым праздникам. Показать неразрывную связь между декоративно-прикладным искусством, народной музыкой, устным народным творчеством.
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском.
Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись (голоса птиц, русских народных мелодий, таблицы с изображением элементов дымковской и филимоновской росписи, мелкая скульптура дымковских и филимоновских мастеров, заготовки из соленого теста в виде птиц, гуашь, кисти № 1, №5, баночки с водой, салфетки, палитра, ватные палочки.
Предварительная работа:
- Беседы о перелетных птицах.
-Рассматривание мелкой скульптуры и таблиц с элементами узора дымковской и филимоновской игрушки.
-Роспись заготовок и шаблонов из бумаги, пластилина, теста.
-Чтение рассказов об истории возникновения народных промыслов.
Ход занятия:
АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Доброго здоровья всем!
ДЕТИ: Здравствуй Авдотья Плющиха! Куда путь держишь?
АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Прошел день Веснянки- первой встречи весны.
Я весне первая помощница: где пройду, снег тает, ручьибегут. Вот я пришла посмотреть, как снег сошел, как дети
весну встречают.
ДЕТИ: И мы с тобой.
АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Возьму, коли загадку мою отгадаете.
Кто прогнал метели прочь?
Ото льда очистил реки?
Кто разбудил капели звон?
Кто первым почкам дал напиться?
Кто дал земле тепло?
Кто птиц позвал к нам вовратится?
ДЕТИ: Весна –красна!
АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Молодцы, давайте мы с вами весну покличем.
ДЕТИ: Весна- красна, весна! Прейди весна с голубою далью,
С Иваном да Марьей!
С золотым гребнем, с изумрудным стеблем!
1 ребенок: Идет весна- отворяй ворота!
Первый март пришел- белый снег сошел.
2 ребенок: А за ним апрель отворил окно и дверь.
А как пришел май –солнце в дом приглашай!
АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: В старину еще пели песни, которыми зазывали весну, чтобы птицы с юга вернулись, чтобы звонче ручьи звенели, чтобы хлеба взошли.
(звучит музыкальная пьеса «Веснянка» - дети исполняют хоровод)
АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Здравствуй Весна ты на чем приехала7
ВЕСНА: Я пришла на возочке, приплыла на челночечке.
ДЕТИ: Весна что ты нам принесла?
ВЕСНА: Принесла вам здоровье-
Первое – коровье,
Второе- овечье,
Третье- человечье!
ДЕТИ: Весна чем нас одаришь?
ВЕСНА: Одарю вас водой ключевой,
Шелковой травой, да голосами птичьими звонкими.
(звучит аудиозапись)
АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Слышите ребята жаворонки поют!
Весну зовут
Жаворонки пташки малые, голосистые.
Летят по воле
Несут весну в подоле!
ВЕСНА: Ай, спасибо вам добры молодцы, да красны девицы!
За то, что ждали меня, звали- зазывали
Вот вам мои подарки: солнце ясное, да птиц хоровод!
(обращает внимание на оформление)
Прощается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Птица- одна из любимых образов у русского народа.
Самые замечательные явления и события в жизни людей часто передавали изображением птиц. Они означали добро, любовь, душу человека.
Мы на сороки птиц лепили.
Попало ваше тесто
В горячее место-
Попало не пропало,
А птицею стала!
Сегодня мы будим украшать этих птиц, как это делают мастера из села Дымково и Филимоново.
Вспомните какие краски использовали мастера, какие элементы узора? (обращаю внимание на наглядный материал)
Занимайте рабочие места и можете приступать к выполнению работы. (дети расписывают птиц)
ВОСПИТАТЕЛЬ:Весна идет весь мир приображая,
Настало время птицам возвратится
К солнцу птицы прилетели,
Свои песенки запели
Ой пришла весна отворяй ворота!
ДЕТИ: (берут птиц в руки и поют заклички).
- Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетели к нам у водонушки.
- Жаворонок, дуда
Прилетай к нам сюда
Зима – то надоела, всю солому переела.
Дети рассматривают свои работы, оценивают их с помощью воспитателя. Затем Авдотьюшка всех приглашает к столу пить чай с фигурными печеньями.
Приложение №2
Группа №7 старшая. Начало проекта 2016г. 2 занятия в неделю во второй половине дня (1- занятие ознакомительное, 2- художественное творчество/музыка, 2 раза в неделю – народные игры на прогулке.
(число вписываем в соответствии праздника календарному дню и усмотрению педагога)
месяц: январь;неделя. ; число. ;
2 неделя - Тема: Сочельник (подготовка к Рождеству, святкам)
о. о. Познание - Знакомство с Сочельником, рассказ о приготовлении сочева, знакомство с праздником, наблюдения за изменениями в природе, зимние приметы.
о. о. музыка, художественное творчество, чтение - заучивание и пение колядок.
прогулка - народные игры
рекомендации родителям - наблюдение с детьми за природными явлениями, звёздным небом, фото.
3 неделя - тема: Крещение
о. о. Познание - ознакомление, рассказ, беседа, слайды
о. о. музыка, художественное творчество, чтение - рисование "Крещенское небо"
тема: Татьянин день
- уточнить знания о именах
- чтение стихов о зиме и праздниках.
Прогулка - игровой досуг имён
Рекомендации родителям - посетить храм Татианы Римской в парке Люблино.
4 неделя - тема:Зимний русский народный костюм.
о. о. Познание - рассказ с показом презентации о народном костюме.
о. о. музыка, художественное творчество, чтение - рисуем передник праздничный и повседневный.
Прогулка - народные игры на улице
Рекомендации родителям - Вспомним игры нашего детства; Приходи поиграть вместе с нами.
(пример расписан только на один месяц)