Приложение МААМ

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры (11 фото)

ирина шкурина
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры, используя все виды фольклора.

(для детей старшей группы)

Шкурина И. А., воспитатель

ГБОУ СОШ № 460 ДО «Цветущий сад»

г. Москва, ЮВАО

Основная направленность проекта – приобщение к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Темочки:

Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, мы делаем воспитательно-образовательную деятельность интересной, творческой, продуктивной.

Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками она создавалась и сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это то, что нужно ценить, беречь и передавать из поколения в поколение. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Поэтому наши дети с ранних лет должны хорошо знать традиции национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ, народные танцы, обычаи, народные игры, в которые дети очень любят играть, знакомиться и запоминать устный народный фольклор: считалки, потешки, прибаутки, заклички, колыбельные песни, топотушки, стишки.

Я считаю, что приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций служит средством формирования патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность. А так как наш детский сад и я лично уделяем огромное внимание нравственно патриотическому воспитанию, проект был одобрен администрацией и реализован в моей работе.

Цель: знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.

Задачи:

1. воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, народному календарю, к народным играм и т. д. ;

2. создавать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры;

3. создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений в дошкольной жизни детей;

4. привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, изучение народных промыслов, знакомство с календарными праздниками и традициями;

5. использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

6. составить картотеку русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

Ресурсное обеспечение проекта: соответствующая литература, народные костюмы, народные музыкальные инструменты, проектор, телевизор, находящийся непосредственно в группе для проведения работы с небольшими подгруппами (показ презентаций, ознакомления с народным танцем ит. д., презентации по соответствующим темам, календарь народных праздников, записи народных и хороводных песен.

Основные этапы реализации проекта:

1этап подготовительный (вводный) – вызвать интерес у детей к проекту с помощью рассказов о прошлом, показов иллюстраций, чтения фольклора и т. д. Определить поэтапность модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний и представлений детей по данной теме.

• Проведение анкетирования родителей

• «Круглый стол» с участием родителей и детей

• Оформление серии выставок для родителей по народным промыслам

• Составление картотеки: русских, хороводных, подвижных игр

• Создание уголка нравственного патриотического воспитания

• Создание уголка «Куклы в национальных костюмах»

• Создание мини музея «Волшебница глина» - игрушки народных промыслов и не только.

• Подбор иллюстраций

• Подбор художественной литературы

2 этап основной – систематизировать и обработать накопленный материал. Проходит основная работа по разработанному плану (таблицам) проекта.

• Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

• Заучивание стихов, песен, закличек, пословиц, поговорок, считалок, загадок

• Выставка – Народная кукла

• Конкурс детских рисунков

• Знакомство с природным материалом – глина

• Лепка из глины и раскрашивание поделок

• Чтение русских народных сказок

• Показ театров по мотивам русских народных сказок

• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

• Участие в конкурсе ССИТ «Золотая осень», показ праздника «Осенняя ярмарка» - 3 место по Центральному федеральному округу

• Знакомство с русскими народными играми

• Изготовление совместно с родителями кормушек в неделю всероссийской акции «Кормушка для пичужки» (получены дипломы за участие)

• Самостоятельная работа детей (просматривание книг; раскрашивание в

книжках - раскрасках)

3 этап заключительный – творческий отчёт о реализации проекта перед педагогами ДОУ. Подводятся итоги работы педагога, результатов знания детей, полученных за время проведения проекта.

• Анализ результативности проведения работы

• Выставка совместных работ детей и родителей (куклы-обереги, обрядовые куклы)

• Представление материалов проекта в форме презентации педагогам ДОУ, родителям

• Представление фото отчёта о проделанной работе для родителей

Ожидаемые результаты: в работе с дошкольниками проект способствует повышению самооценки детей, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, радуется своим успехам, познаёт мир прошлого своего народа и страны, в которой живёт; дети бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции дошкольного отделения и семьи к совместной творческой деятельности.

К. Д. Ушинский писал «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Список использованной литературы:

1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. – 1997.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – 1998.

3. Аполонова Н. Н. Приобщение дошкольников к русской народной культуре// Дошкольное воспитание №5., 1999.

4. Василенко В. М. Народное искусство. – 1998.

5. Дайн Г. П. Русская народная игрушка. – 2001.

6. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористики / Сост. : Ю. Г. Круглов. – 2006.

7. Клименко Г. А. использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дощкольное воспитание №5., 2003.

8. Криницына Н. И. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание №11., 1998.

9. Мельникова М. Н. Русский детский фольклор. – 2001.

10. Михайлова М. Н. А у наших у ворот развесёлый хоровод. – 2001.

11. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. – 2003.

12. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание №4., 2004.

13. Павлова Л. Поэтика народных традиций – детям // Дошкольное воспитание №12., 2000.

14. Рыбникова М. А. Загадка, её жизнь и природа // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. : Ю. Г. Круглов. – 2002.

15. Стрельцова Л. Учите любить родное. //Дошкольное воспитание №9; №11; №12., 1999.

16. Науменко Г. М. Весна-красна, ты на чём пришла?// Энциклопедия детского фольклора – 2012.

Приложение №1

Конспект комплексного занятия: «Праздник птиц — Сороки»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с обрядовым праздником посвященным встречи весны и прилету птиц.

Воспитывать любовь и интерес к народным традициям и обрядовым праздникам. Показать неразрывную связь между декоративно-прикладным искусством, народной музыкой, устным народным творчеством.

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском.

Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование:

Аудиозапись (голоса птиц, русских народных мелодий, таблицы с изображением элементов дымковской и филимоновской росписи, мелкая скульптура дымковских и филимоновских мастеров, заготовки из соленого теста в виде птиц, гуашь, кисти № 1, №5, баночки с водой, салфетки, палитра, ватные палочки.

Предварительная работа:

- Беседы о перелетных птицах.

-Рассматривание мелкой скульптуры и таблиц с элементами узора дымковской и филимоновской игрушки.

-Роспись заготовок и шаблонов из бумаги, пластилина, теста.

-Чтение рассказов об истории возникновения народных промыслов.

Ход занятия:

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Доброго здоровья всем!

ДЕТИ: Здравствуй Авдотья Плющиха! Куда путь держишь?

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Прошел день Веснянки- первой встречи весны.

Я весне первая помощница: где пройду, снег тает, ручьибегут. Вот я пришла посмотреть, как снег сошел, как дети

весну встречают.

ДЕТИ: И мы с тобой.

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Возьму, коли загадку мою отгадаете.

Кто прогнал метели прочь?

Ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам вовратится?

ДЕТИ: Весна –красна!

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Молодцы, давайте мы с вами весну покличем.

ДЕТИ: Весна- красна, весна! Прейди весна с голубою далью,

С Иваном да Марьей!

С золотым гребнем, с изумрудным стеблем!

1 ребенок: Идет весна- отворяй ворота!

Первый март пришел- белый снег сошел.

2 ребенок: А за ним апрель отворил окно и дверь.

А как пришел май –солнце в дом приглашай!

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: В старину еще пели песни, которыми зазывали весну, чтобы птицы с юга вернулись, чтобы звонче ручьи звенели, чтобы хлеба взошли.

(звучит музыкальная пьеса «Веснянка» - дети исполняют хоровод)

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Здравствуй Весна ты на чем приехала7

ВЕСНА: Я пришла на возочке, приплыла на челночечке.

ДЕТИ: Весна что ты нам принесла?

ВЕСНА: Принесла вам здоровье-

Первое – коровье,

Второе- овечье,

Третье- человечье!

ДЕТИ: Весна чем нас одаришь?

ВЕСНА: Одарю вас водой ключевой,

Шелковой травой, да голосами птичьими звонкими.

(звучит аудиозапись)

АВДОТЬЯ ПЛЮЩИХА: Слышите ребята жаворонки поют!

Весну зовут

Жаворонки пташки малые, голосистые.

Летят по воле

Несут весну в подоле!

ВЕСНА: Ай, спасибо вам добры молодцы, да красны девицы!

За то, что ждали меня, звали- зазывали

Вот вам мои подарки: солнце ясное, да птиц хоровод!

(обращает внимание на оформление)

Прощается.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Птица- одна из любимых образов у русского народа.

Самые замечательные явления и события в жизни людей часто передавали изображением птиц. Они означали добро, любовь, душу человека.

Мы на сороки птиц лепили.

Попало ваше тесто

В горячее место-

Попало не пропало,

А птицею стала!

Сегодня мы будим украшать этих птиц, как это делают мастера из села Дымково и Филимоново.

Вспомните какие краски использовали мастера, какие элементы узора? (обращаю внимание на наглядный материал)

Занимайте рабочие места и можете приступать к выполнению работы. (дети расписывают птиц)

ВОСПИТАТЕЛЬ:Весна идет весь мир приображая,

Настало время птицам возвратится

К солнцу птицы прилетели,

Свои песенки запели

Ой пришла весна отворяй ворота!

ДЕТИ: (берут птиц в руки и поют заклички).

- Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетели к нам у водонушки.

- Жаворонок, дуда

Прилетай к нам сюда

Зима – то надоела, всю солому переела.

Дети рассматривают свои работы, оценивают их с помощью воспитателя. Затем Авдотьюшка всех приглашает к столу пить чай с фигурными печеньями.

Приложение №2

Группа №7 старшая. Начало проекта 2016г. 2 занятия в неделю во второй половине дня (1- занятие ознакомительное, 2- художественное творчество/музыка, 2 раза в неделю – народные игры на прогулке.

(число вписываем в соответствии праздника календарному дню и усмотрению педагога)

месяц: январь;неделя. ; число. ;

2 неделя - Тема: Сочельник (подготовка к Рождеству, святкам)

о. о. Познание - Знакомство с Сочельником, рассказ о приготовлении сочева, знакомство с праздником, наблюдения за изменениями в природе, зимние приметы.

о. о. музыка, художественное творчество, чтение - заучивание и пение колядок.

прогулка - народные игры

рекомендации родителям - наблюдение с детьми за природными явлениями, звёздным небом, фото.

3 неделя - тема: Крещение

о. о. Познание - ознакомление, рассказ, беседа, слайды

о. о. музыка, художественное творчество, чтение - рисование "Крещенское небо"

тема: Татьянин день

- уточнить знания о именах

- чтение стихов о зиме и праздниках.

Прогулка - игровой досуг имён

Рекомендации родителям - посетить храм Татианы Римской в парке Люблино.

4 неделя - тема:Зимний русский народный костюм.

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры

о. о. Познание - рассказ с показом презентации о народном костюме.

о. о. музыка, художественное творчество, чтение - рисуем передник праздничный и повседневный.

Прогулка - народные игры на улице

Рекомендации родителям - Вспомним игры нашего детства; Приходи поиграть вместе с нами.

(пример расписан только на один месяц)

Проекты проектная деятельность Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через Русские народные игры русские традиции Народная культура фольклор народные праздники и народные игры используя все виды фольклора для детей старшей группы Шкурина И воспитатель ГБОУ СОШ ДО Цветущий сад г Москва ЮВАО Основная направленность проекта приобщение к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики Темочки Народная культура фольклор Народные фольклорные праздники Сценарии развлечения Проекты проектная деятельность Русские народные игры Русские народные традиции и обычаи Сценарии праздников Русская национальная культура это наследие которое принадлежит народу Веками она создавалась и сохранила свою самобытность и индивидуальность

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции». 2 часть Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию 1 слайд «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через.

Духовно-нравственный проект. Приобщение младших дошкольников к истокам национальной культуры посредством игровой деятельностиДуховно-нравственный проект. Приобщение младших дошкольников к истокам национальной культуры посредством игровой деятельности «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Конспект занятия «Русские народные традиции» Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Образовательные: Продолжать знакомить.

Конспект занятия «Русские народные праздники» Конспект занятия по теме «Русские народные праздники». Чернышова Аксана Сергеевна, педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского.

Педагогический проект «Русские народные праздники в детском саду» Срок реализации:первая- вторая неделя марта. Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: фронтальный. Участники проекта: дети.

Проект «Русские народные традиции и культура» (средняя группа)Проект «Русские народные традиции и культура» (средняя группа) «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.

Русские народные игры для дошкольников Русские народные игры для дошкольников. Цели: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, содействовать развитию внимания,.

Сценарий мероприятия «Традиции и народные праздники детского сада и села» Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с многообразием обычаев на Руси, праздником Вербное воскресенье; развитие.

Творческий проект по приобщению детей к русской национальной культуре «Народные истоки» для детей 6–7-летТворческий проект по приобщению детей к русской национальной культуре «Народные истоки» для детей 6–7-лет Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 21:47
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры» (включая файлы) размещена пользователем ирина шкурина (УИ 33379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД