Руденко Олеся
Ознакомление с сказкой «Лиса и козел» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи
Ознакомление и пересказ русской народной сказки
Цель: Учить детей пересказывать сказку близко к тексту.
Задачи:
1. Познакомить детей с новым литературным произведением «Лиса и козел»
Темочки:
2. Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.
3. Учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.
4. Учить детей пересказывать текст
5. Закреплять у детей умение подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений, расширять и активизировать словарь детей.
6. Совершенствовать навыки словообразования. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
7. Формировать у детей представление о доброте, честности. Воспитывать отрицательное отношение к хитрости, лживости.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова из текста сказки : «колодец», «зазевалась», «горюет», «коли хочешь», «насилу», «ложь».
Материалы: сказка «Лиса и козел», карточки с дикими и домашними животными
Организационный момент:
«Глаза смотрят и все видят,
Уши слушают и все слышат,
Ноги и руки не мешают, а помогают.
Поднятая рука- это сигнал о том,
Что вы знаете и готовы сказать….
А голова думает…
Сегодня мы познакомимся с новой сказкой и научимся ее пересказывать. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что – то новое и интересное.
Название сказки вы отгадаете,если найдете из предложенных вам картинок лишние.
Собака, корова, лиса, кошка-лиса (т. к на всех карточках картинки домашних животных, а лиса дикое животное.)
Волк, медведь, козел, заяц-козел. (т. к на всех карточках картинки диких животных, а козел – домашнее животное) .
Воспитатель: Что вы видите на выделенных вами картинках?- лиса, козел.
Сказка называется «Лиса и козел». Давайте определим какая эта сказка? (про животных)
Сказку эту написал Константин Ушинский. Значит эта сказка какая (авторская)
А кто вспомнит, что такое народная сказка, а что такое авторская сказка?
Подготовка к восприятию текста.
Назовите сказки в которых вам встречалась лиса- «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Лиса и медведь», «Лисичка сестричка и серый волк» и др.
Ребята давайте нарисуем полный, словесный портрет лисы. Ведь лиса всегда разная. Какая бывает лиса? Хитрая, коварная, злая, добрая, любящая, умная, рыжая, и др.
Ребята, а как можно сказать про лису, если у нее длинный хвост? Значит - лиса -какая? Длиннохвостая.
острый глаз- остроглазая
острый нос – остроносая
пушистый хвост- пушистохвостая
быстрые ноги – быстроногая
Молодцы! А теперь сядьте ровно и приготовьтесь слушать сказку «Лиса и козел» внимательно. (Чтение сказки.)
Бежала однажды лиса по дороге, засмотрелась на ворону и упала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, но и выскочить — тоже нельзя.
Сидит лиса в колодце и думает, что делать? В это время по дороге шел козел — умная голова. Заглянул в колодец и увидел там лису.
— Что ты там, лиса, делаешь?— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Наверху жарко, а здесь прохладно, хорошо! Воды холодной — сколько хочешь! А козел давно пить хотел
— А хороша ли вода? — спрашивает козел.
— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, если хочешь. Здесь и тебе, и мне место есть.
Прыгнул козел в колодец, а она ему говорит:
— Эх ты, и прыгнуть-то не умеешь — всю меня обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и выскочила из колодца.
А козел чуть было не умер с голоду в колодце. Еле нашли его и за рога вытащили.
Воспитатель: О чем рассказывается в этой сказке?
Дети: О лисе и козле. Что лиса обхитрила козла.
Воспитатель: Какою показана лиса в сказке? (показывает изображения козла и лисицы)
Дети: Хитрой
Воспитатель: Почему вы думаете что она хитрая?
Дети: Она обманула козла чтобы вылезти из колодца
Воспитатель: А какой в сказке козел?
Дети: Добрый, доверчивый
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Потому что он поверил лисе и прыгнул в колодец
Игра «Скажи по-другому»(с мячом) :
«на ворон зазевалась» -загляделась, отвлеклась;
«лиса горюет»-переживает, печалится;
«коли хочешь» - если захочешь;
«вон из колодца» -выйти;
«насилу отыскали» - с трудом.
Молодцы! Вы правильно объяснили все слова.
Ребята, а если бы вы очутились в сказке, что бы вы услышали (как лиса разговаривала с козлом)
Каким голосом лиса говорила?
(ласковым, нежным, мягким)
Вспомните слова лиса, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково.
«Отдыхаю, голубчик, там на верху жарко, так я сюда забралась»
А как лиса стала разговаривать с козлом потом? (сердито, громко, грубо, гневно) Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.
«Эй бородатый дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.
А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.
А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.
Молодцы! Смогли показать характер лисы.
А чем закончилась сказка?
«Чуть было не пропал козел с голоду в колодце, насилу-то его да за рога вытащили».
Физ. минутка А теперь встаем на физкультминутку
У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)
Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)
Я - охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь. (присесть)
Воспитатель: Послушайте сказку еще раз, потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте (воспитатель перечитывает сказку).
Восп-ль: Ребята, а теперь давайте попробуем пересказать сказку «Лиса и козел».(по цепочке, а потом 1)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно запомнили сказку.
А теперь попробуем рассказать, как рассказал бы хозяин, который вытащил козла из колодца, как рассказала бы Лиса своим лисятам, вернувшись домой, а как рассказал бы козел
Существует поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок»
Как вы понимаете слово - ложь? (неправда).
Значит сказка - это неправда, придуманные события.
А слово намек - указание на что-то плохое или хорошее.
Добрым молодцам урок - совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.
ИТОГИ
А чему нас учит сказка «Лиса и козел»? (не обманывать и не быть слишком доверчивыми).
С какой новой сказкой вы познакомились?
Что вам помогло запомнить ее? расскажите эту сказку своим родителям. Я думаю, что она им очень понравится.