Ирина Кондина
Ознакомление с профессией через сюжетно ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Организация сюжетно ролевой игры как средство ознакомления с
профессией.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.
Публикация «Ознакомление с профессией через сюжетно ролевую игру» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания,полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры,последовательность событий, игровые действия,а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации,профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения,модели межличностных профессиональных отношений.
В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. Подтверждение этому будут положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и ранней профориентации.
На каждом возрастном этапе ознакомление с профессиями,трудом взрослых, через сюжетно-ролевую игру, проводим с постепенным усложнением ее содержания и характера.
Во II младшей группе развиваем игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают отображать труд взрослых.
В средней группе развиваем игры с более сложным сюжетом : построение дома –это работа строителей, перевоз пассажиров и грузов это работа водители автобусов и грузовых машин, а так же труд врачей, медсестер, продавцов. Дети сами начинают придумывать несложные сюжеты.
В старшей группе поощряем игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуем игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). Дети учатся выполнять свои замыслы,играть в соответствии с ролью. Так же в играх продолжаем отображать профессии родителей.
С Дошкольниками седьмого года жизни продолжаем изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, их профессии. Расширяем и углубляем представления о разных специальностях : например на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д., развиваем способность детей самим намечать тему.
.При организации сюжетно-ролевой игры используем 3 основных направления:
1Помощь в организации игры это сговор на игру, распределение ролей,определение общей цели.
2. Обогащение событийной стороны содержания игровых мизансцен игры, ,согласование игровых замыслов
3. Создание игровой среды.
При организации сюжетно-ролевой игры используем две группы приемов руководства игрой : прямые и косвенные.
Прямые- это когда включаем приемы непосредственного включения в игру. Это и ролевое участие педагога в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры.
Вначале мы как партнеры, вносим в игру игровые идеи,пытаемся организовать общение в игре. Далее, выступаем как координаторы игровых замыслов и общения детей, оказываем помощь в развертывании сюжета игры. Когда опыт осуществления игры освоен, мы становимся наблюдателями за играми детей,оказываем помощь при трудностях в общении, проблемных ситуациях,изменений в предметной среде.
Косвенные - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Для развития сюжетно-ролевой игры проводим экскурсии,чтение книг, беседы,дидактические игры,проигрыванием игровые ситуации.
Для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте используем обе группы приемов. В младшем возрасте идет преобладание прямых приемов, в старшем возрасте - косвенных. Нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. Мы стараемся быть партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.
Существует 3 этапа формирования сюжетно- ролевой игры :
На первом этапе с 1,5 – 3 лет мы стимулируем детей к осуществлению условных действий с предметами.
На втором этапе с 3лет до 5 лет формируем у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.
Начиная с 3лет мы переводим внимание ребенка в игре от действия с игрушками на взаимодействие с партнером -взрослым. Мы учим детей брать на себя игровую роль, чтобы все понимали,что это не мальчик Тимофей,а шофер. Для формирования ролевого поведения начиная совместную игру с детьми, используем парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике например «семейные» роли: мама - дочка, бабушка - внучка, а также : доктор - больной, продавец -покупатель и т. д
Чтобы ребенок полноценно овладел ролью учим ребенка действовать с предметами : доктор делает укол, ставит градусник, шофер ведет машину. Учим ролевому взаимодействию, чтобы ребенок мог вести ролевой диалог.
Непременным условием игры с детьми является неоднократное называние им своей роли «Я доктор, полечу больного мишку» и т. п., и обращение к партнеру как носителю роли «Заходите, больной» и т. п., разговор с ним.
Если мы видим, что один из мальчиков в одиночестве вращает закрепленный на стойке штурвал. То предложим кому-нибудь из детей: «Вова, давай вместе со Стасом поиграем? Он на корабле куда-то плывет. Стас, ты кто? Капитан? Можно, мы с Вовой будем матросами? Я матрос. Капитан, приказывайте, что мне делать. Наблюдать за берегом в бинокль? Вова, а ты тоже спроси у капитана, что тебе делать.»
В ходе таких совместных игр мы своими вопросами, репликами стараемся максимально активизировать сюжет и ролевую речь детей.
Наша задача в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре : формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Организовывая игру можно предложить Аня,Василиса давайте поиграем.
Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально Но мы не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком,поэтому лучше играть с небольшой подгруппой. Каким образом можно это делать?.
Мы выбираем одного из детей в качестве своего основного партнера. Если ребенок уже занят игрой, то подключаемся к ней, если нет — предлагаем ребенку основную в сюжете роль (например, «врача», а себе берем («пациента»). Начав игру, предлагаем такую же роль, как у себя самого, еще нескольким детям: «Давайте, вы тоже заболели и пришли к доктору!» «Полечившись» у доктора и уступив место следующему пациенту, мы меняет свою роль: «Я теперь медсестра. Доктор, давайте, я вам буду помогать». Затем на роль «медсестры» снова привлекаем кто-нибудь из детей (из пациентов, ожидающих своей очереди, а сами становимся «другим врачом».
Меняя роли в игре, мы каждый раз развертываем новый диалог со своим основным партнером (разговариваем с врачом как пациент, как медсестра, как равный товарищ по работе). При этом последовательно сменяя роли мы изменяем взаимодействие с ребенком-«врачом» это является как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей. В такую игру можно намеренно вовлечь от трех до семи детей.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.
На примере игры в библиотеку мы покажем как развивается у детей самостоятельность,формируется умение договариваться, как меняется сюжет игры приводя детей к переобразованиям уже знакомого сюжета.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека предназначена для старших дошкольников,
При подготовки к игре можно обратить внимание детей на то, что читая книги, журналы и газеты, можно узнать много интересного. Что самое большое количество книг находится в библиотеке. Можно рассказать детям историю появления книг, известных библиотек, чтобы привлечь их внимание. Познакомить детей с правилами поведения в библиотеке. Рассказываем о роли библиотекаря в профессии. Изготовить вывеску «Библиотека» ,подобрать книги, газеты,журналы. Можно предварительно изготовить таблички,обозначающие жанр книг.
Предложить создать библиотеку в группе. После этого приступить к открытию библиотеки. Предложить записаться в неё всем желающим.
Вначале игры, роль библиотекаря можно взять на себя. В роли читателя выбрать кого то из детей. Библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внимательно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. Развертывается ролевое взаимодействие-ролевой диалог.
При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки, проводятся познавательные викторины. Воспитатель стоит неподалёку, может подойти в роли читателя, объясняя это тем, что он пришёл за книгой для дочки, которая не умеет читать, но очень любит сказки и еще раз продемонстрировать образец диалога и поведения.
Библиотекарь предупреждает каждого читателя, чтобы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, советует прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе только посмотреть картинки и т. д.
Затем уже в следующей игре работу библиотекаря предложить ребенку.. Роли можно распределить с помощью считалки. Когда роли распределены, библиотекарь расставляет книги на полках. В библиотеку приходит первый читатель и происходит диалог. Затем приходят еще читатели: кто-то берет книгу, кто-то возвращает, кто-то пришел посмотреть журнал в читальном зале.
Воспитатель стоит неподалёку, может подойти в роли читателя, объясняя это тем, что он пришёл за книгой для дочки, которая не умеет читать, но очень любит сказки и еще раз продемонстрировать образец диалога и поведения. Поддерживает диалог библиотекаря с читателем, вводя реплики, давая советы, предлагая взять почитать ту или иную книгу, так как уже ее читал, и она ему понравилась.
В течение всего периода развертывания игры детям предлагается отремонтировать порванные книги, которые потом тоже можно использовать для игры; изготовить закладки для книг; узнать что-то интересное о книге из дополнительных источников, нарисовать для проведения выставки рисунки из любимых произведений. Это поможет поддержать интерес к игре на достаточно длительное время
.Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых через сюжетно-ролевую – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности для обучения и приобщения их к миру профессий, согласованию ролей,взаимопониманию.