Люба Байгараева
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Откуда бабочка прилетела»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие
по экологии в старшей группе
Ознакомление с окружающим
«Откуда бабочка прилетела»
из опыта работы
воспитателя Байгараевой Л. Ф.
МБДОУ №14 «Родничок»
г. Азнакаево РТ
Программное содержание:
Дать детям знания о насекомом - бабочке. Показать ее значимость и покровительственную окраску. Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, а так же уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Откуда бабочка прилетела“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
В рисовании закрепить строение бабочки. Активизация и обогащение словаря: личика, гусеница, куколка, какон.
Предшествующая работа:
1. Рассматривание картин с изображением бабочек.
2. Чтение : а) В. Бианки «Паучок- пилот»
«Муравейник зашевелился»
б) К. Ушинский «Капустная белянка»
в) Н. Сладков «Крапивница и лимонница».
3. Рассматривание гербария- экспоната с изображением периодов появления бабочки- личинка-гусеница,
окукливание- гнездо гусеницы,
куколка,
сама бабочка.
4. Рисование бабочки методом
митрополия- складывание листа пополам выполнение рисунка только с
правой стороны, затем накладывается левая сторона и
проглаживается листок рукой.
5. Рисование по клейстеру.
6. Рассматривание книг с иллюстрациями бабочек;
журнал "Юный натуралист"
журнал "Свирель"
учебник- природоведение за 3,4 кл.
Загадки о бабочке
1. шевелились у цветка
все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
он вспорхнул и улетел.
2. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
3. Сначала ползет
червяком живет:
потом умирает,
сучком засыхает,
потом оживает,
как птичка летает.
4. Расту червячком,
питаюсь листком,
потом засыпаю,
себя обмотаю,
не ем, не гляжу,
неподвижно лежу,
но снова весной
я вдруг оживаю,
свой дом покидаю.
5. С цветка легко вспорхнет она
лишь только расцветет весна,
два крылышка- два лепестка,
сама- подобне цветка.
6. Спал цветок и вдруг проснулся,
больше спать не захотел,
встрепенулся, шевельнулся
взвился вверх и улетел.
Ход занятия:
1 часть
Чтение воспитателем стихотворения о весне – «Весна» Г. Ладонщиков
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце землю, нагревая,
Гонит с нашей горки лед
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Ребята, какое сейчас время года (весна, добиваясь полного ответа)
Весной все просыпается от долгой спячки, оживает. Появляются первые цветы, первая нежная маленькая травка, птицы возвращаются из теплых стран в родные края.
«Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет».
И вот красавица Весна прислала картину, а что нарисовано на ней вы должны отгадать, выслушав мою загадку: это насекомое, у него- 4 крыла, 6 ножек,2 усика на голове, похож на цветок, это насекомое появляется у нас весной самым первым.
Правильно, ребятки, это бабочка. (дети рассматривают внесенную картину).
Всего на земле очень много разных видов бабочек (до 150000 видов). И у каждой из них свое название. Называют бабочек по – латински, потому что этим языком никто сейчас не разговаривает и чтобы ни одному из народов не было обидно. Названия очень интересные:
Лимонница, Крапивница, Аполлон, Адмирал. Есть бабочки дневные и ночные. Вот моль- это ночная бабочка. А как вы думаете, где дом у бабочки?
(постоянного дома у них нет, п. ч. живут бабочки очень мало- год, 16 дней, 2 дня- тутовый мелкопряд, 1 день- поделка (у нее нет рта).
Тело бабочки, как у рыбки, покрыто чешуйками, только в виде маленьких разноцветных видоизмененных волосков. Цвет бабочки зависит от солнца, от преломления солнечных лучей, в зависимости от преломления солнечных лучей бабочка меняет свою окраску.
Как вы думаете, а для чего нам нужны бабочки?
(для создания красоты и радости на земле;
Корм для птиц, еже, крота;
Для опыления цветов;
Из коконов шелкопряда делают натуральный шелк;
Есть народы и их пленка, которые употребляют в пищу)
Рассказать воспитателю о вреде личинок бабочки (гусениц).
А чем бабочка питается?
(питается нектаром цветов, нектар находится в середине цветка).
У слона есть хобот, а у бабочки- хоботок, которым она собирает- засасывает нектар.
Есть еще одна загадка про бабочку : «Кто трижды родится,ч тобы появится на свет».
( демонстрация плаката с изображением: яиц- гусеницы- куколки- бабочки).
Демонстрация экспонатов- бабочка, гусеница, куколка.
Ребята, как вы думаете, почему бабочки все такие разные, разноцветные? (покровительственная окраска (защитная) они такие нежные и хрупкие, благодаря своей окраске им легче защищаться от врагов).
Задание:
Детям раздаются разноцветные бабочки и им предлагается приземлиться на тот цветок, на котором его трудно было бы обнаружить. Скажите, ребята, а в нашей группе на каких комнатах растениях могла бы спрятаться синяя бабочка
(узамбарская фиалка)
Красная- роза, герань.
Розовая- герань, бегония.
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, шевельнулась
Раз- росой она умылась
Два- изящно покружилась
Три- нагнулась и присела
А четыре- улетела.
(Дети- бабочки летают, звучит спокойная музыка) воспитатель произносит слова:
«Бабочки летают над цветами на лугу, крылышками машут, радуют людей. Бабочки- красавицы, мы вас не тронем. Летайте, летайте, мы вас не обидим».
Даже от нашего прикосновения к бабочке, рушатся волосики- чешуйки и она не сможет летать. Предложить детям подумать, а что может случится, если бабочки исчезнут.
2-я часть
Предложить старшим детям нарисовать красками «бабочку на лугу», по желанию использовать метод метрополия.
Детям среднего возраста предложить нарисовать цветочную поляну с последующим наклеиванием бабочек.
Выполненные работы, своих бабочек предложить на цветы на ковры. (Детям, которые быстро справятся со своей работой предложить выложить бабочку из природного материала (скорлупки грецкого ореха, желуди и их шляпочки, косточка персика.
3-я часть
Детям предлагается встать в круг вокруг цветочной поляны с бабочками. Полюбоваться с бабочками, оберегать их, как все живое на земле. Предложить детям подумать, какое солнышко подойдет для этой полянки и их гостей- доброе или сердитое?
Дети смотрят и выбирают, объясняют почему.
Куколка- неподвижная стадия развития насекомых куколка не питается но интенсивно развивается.
Окукливание- процесс превращения личинки в куколку.
Таинственные гусеницы
Индейцы из американского штатов Калифрния ловят и поедают гусениц бабочки павлиноглазки. питаются эти гусеницы хвоей сосны, окукливаются в рыхлой почве вокруг древесных столов. Гусениц ловят лишь раз в году, когда они массами спускаются в места окуливания (если под деревом много экскрелинтов- значит на дереве много гусениц).
Вокруг дерева выкапывают канаву- ловушку- с отвесными стенками шириной 60 см, глубиной 30 см. собирают гусениц в период окукливания, в этот период они полностью очищают свой кишечник и приобретают «товарный» вид «Блюдо» теперь предстоит изготовить. Сначала гусениц запекают в горячем песке, затем высушивают несколько дней в тени, такой «полуфабрикат» прекрасно хранится год или два в сухом прохладном месте «Деликатес» отваривают и подают на стол.
Летучие цветы
Скажи, а знаешь ты,
Что бабочки нарядные-
Летучие цветы
И есть такая клумба
За много рощ и рек,
Где бабочки дневные,
Садятся на ночлег.
Всю ночь летают совы,
Дивясь их красоте
А людям эту клумбу
Не видно в темноте
Там спят спокойно бабочки,
А с утренней зарей
Взлетит навстречу солнцу
Их разноцветный рой.