Лилия Синицкая
Ознакомление с окружающим миром «Экологическая тропа осенью» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности (нужное подчеркнуть)
Игровая, речевая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цели:
Образовательные: расширять и закрепить некоторые представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период.
Публикация «Ознакомление с окружающим миром „Экологическая тропа осенью“ в старшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: активизировать познавательную деятельность через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование:листочки с деревьев на каждого ребенка,рябина,пень,скворечник.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дорогие мои, я рада видеть вас таких красивых и добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера! Для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Воспитатель предлагает подарить друг другу улыбки.
2. Основная часть. Воспитатель: Ребята! Я очень люблю путешествовать, а вы любите? У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать, какое путешествие нас ждет? Дети: да
Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе. Как вы думаете, что такое экологическая тропа? Дети: на ней растут деревья и цветы.
Воспитатель: А вы любите тайны? Сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года? Дети: Осень.
Воспитатель: Может, кто то хочет прочитать стих об осени. И я знаю одно красивое стихотворение, сейчас я вам его прочитаю. (читает стихотворение об осени).
Разноцветный парк, Разноцветный сад.
Листопад начался! Начался листопад!
Под ногами у ребят. Листья весело шуршат! (М. Авдеевой).
Воспитатель: А вот сейчас я вас познакомлю с первой тайной, ребята, вы знаете, что листья умеют разговаривать? Нет, тогда я предлагаю подслушать их разговор.
Воспитатель предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель: Раз, два, три березу найди!
Дети находят березу и бегут к ней.
Воспитатель: Дети, а как вы узнали, что это береза?
1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.
2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.
Воспитатель: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета? Дети: желтого и зеленого цвета!
Воспитатель: Молодцы, а что не дает дереву упасть? Дети: Дереву не дает упасть корень, который находится глубоко в земле.
Воспитатель: Ну что, продолжаем наше путешествие, ведь ещё много тайн природы не разгадано. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (ответы детей).
Воспитатель: Это Дубки. Они бываю разного цвета: белые, желтые, оранжевые, красные, розовые и др. Они многолетние, когда цветочки отцветут, то их обрезают под корень, так они зимуют до следующего года.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? Дети: Цветы сажают для того, чтобы было красиво.
Воспитатель: Умницы, вы всё правильно говорите. Конечно, чтобы было красиво! Вы помните, когда летом мы с вами здесь играли, то видели, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы! Клумбы бывают разной величины. Какой формы эти клумбы? Дети: Клумбы бывают круглой и квадратной формы.
Воспитатель: правильно клумбы круглой и квадратной формы. А посмотрите, что у нас за там домик и кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник) Дети: скворечник, домик для птиц.
Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?» Дети: Птицы улетели в теплые края.
Воспитатель: Уже наступила осень, многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.
Воспитатель предлагает детям продолжить путь по экологической тропинке.
Воспитатель: а сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком дереве в ней говорится.
Угадать ее несложно. Только будьте осторожны!
Вся она в иголках! Но не ежик – (Елка).
Воспитатель: Как вы узнали, что это елка? Какая она? Дети: Ёлка колючая, пушистая, зеленая.
Воспитатель: Скажите мне, почему елку нельзя рубить? (потому что зверям и птицам негде будет жить и добывать еду).А какую елку можно рубить? Ответы детей (только старые и больные)
Какой мы можем сделать вывод: что молодые елки рубить нельзя они приносят пользу.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вам нравиться наше путешествие? Посмотрите, сколько здесь листочков, я предлагаю сейчас вам немножко отдохнуть и поиграть с листочками. Вы любите играть? Я тоже очень люблю играть.
Физкультминутка:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)
Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу,
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат (поднимают листики к верху и кружатся,
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли (разлетелись в разные стороны,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружились и опять
Опустились наземь спать (садятся на корточки).
Воспитатель: ну что, отдохнули, продолжаем наше путешествие, ведь нас ждет много тайн еще не разгаданных? Воспитатель вместе с детьми продолжает своё путешествие.
Воспитатель: А вот еще дерево. (Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется? Дети: рябина! правильно. Как вы догадались, что это рябина? Дети: На этом дереве красные ягодки.
Воспитатель: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.
Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. Воспитатель: дает каждому ребенку рассмотреть гроздья рябины. Как вы думаете, какие ягоды на вкус? Дети: Ягоды кислые и горькие.
Воспитатель: Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее и ими с удовольствием полакомятся синички. Продолжаем наш путь? Кто знает, что такое пень? Дети: Дерево срубили, и остался пенек.
Посмотрите, правильно, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, в пне кто – ни будь, живет? Дети: В пне живут жучки, муравьи.
Воспитатель: В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом.
3. Итог. Воспитатель: Вам понравилось путешествие?А какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке? С какими тайнами мы сегодня познакомились? Вы сегодня поработали очень хорошо, порадовали меня своими результатами, я вами очень горжусь. Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей прогулке листочки, которые нужно раскрасить.
Источник: О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в дет. саду»,стр. 38.