Ольга Каталова
Ознакомление с окружающим миром «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень».
Цели:
Образовательные:
1. Расширить знания детей об осени, закрепить названия осенних месяцев;
2. Закрепить знания о характерных признаках осени.
Коррекционные:
1. Развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи;
2. Развивать и корригировать все стороны речи:
- пополнять активный словарь;
- развивать функции словоизменения и словообразования;
- корригировать грамматический строй речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать в коллективе;
Публикация «Ознакомление с окружающим миром „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
2. Формировать положительные эмоции.
Оборудование: картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна»; мяч, стихотворение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Упражнение «Назови друга ласково».
2. Формулирование темы занятия.
На доске картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна».
- Назовите самое холодное время года? (Зима) Картинка убирается.
- Про какое время года мы говорим «Природа просыпается»? (Весна)
- Какое самое жаркое время года? (Лето)
- Какое время года изображено на оставшейся картинке?
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на занятии?
3. Основная часть.
Работа с демонстрационным материалом.
Назовите осенние месяцы.
- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая).
- Почему сентябрь называют «златоцветом». Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.
- Как вы думаете, почему осенью начинается листопад?
- Какой месяц обозначает середину осени? (Октябрь).
В старину этот месяц называли «листопадом», почему?
В октябре часто идёт холодный дождь, по ночам бывают заморозки. Характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеётся. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то и первые снежинки запорхают. В октябре звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, утепляют норы, шубки летние меняют на зимние.
Перелётные птицы улетают на юг. Существует примета: если перелётные птицы низко к земле летят – это к морозной зиме, а если высоко – то к тёплой.
- Как вы думаете, почему птицы улетают на юг?
- Какой месяц в осени последний? (Ноябрь).
- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя).
- Ноябрь называют сумерками года. Что такое сумерки? Почему же так называют ноябрь?
Небо в ноябре затянуто тёмными облаками. Часто идут холодные дожди со снегом. Открывает ноябрь ворота матушке-зиме.
- Итак, о каком времени года мы говорим?
- Назовите осенние месяцы.
- Какой из месяцев самый тёплый?
- Какой месяц самый холодный?
- Какой месяц обозначает середину осени?
4. Физминутка.
Пальчиковая + для глаз + игра с мячом: «Назови ласково».
Капля раз, капля два, Руки сжаты в кулачки. Выставляют указательные пальцы из кулачков.
Медленно сперва: Поднимают руки вверх.
Кап-кап, кап-кап Медленно опускают руки вниз, прослеживая движения пальцев зрительно
Стали капли поспевать, Руки сжаты в кулачки, выставляют указательные пальцы
Капля каплю догонять. из кулачков, поднимают руки вверх.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Медленно опускают руки вниз, прослеживая движения пальцев
Зонтик побыстрей раскроем, Разводят кисти рук в стороны, пальцы сжаты вместе
От дождя себя укроем. Закрывают ладонями глаза, не надавливая на них.
Назовё м ласково:
Дождь – … (дождик);
Лужа –, Лист –, Дерево –, Журавль –, Туча –, Облако –, Зонт –, Стая –, Холод – ….
5. Отгадывание загадок.
Солнце светит иногда,
Тучи на небе всегда.
Дождь поливает.
Когда это бывает? Осень.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним прохода не даёт,
Других он подгоняет. Ветер.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. Дождь.
Листья жёлтые летят, это значит … Листопад.
6. Упражнение «Сравни лето и осень».
Летом дни солнечные, а осенью – …
Летом погода жаркая, а осенью – …
Летом дни длинные, а осенью – …
Летом дожди редко, а осенью – …
Летом на деревьях листья зелёные, а осенью – …
Летом небо голубое, а осенью – …
Летом вода в реках тёплая, а осенью – …
7. Итог занятия.
- О каком времени года мы говорили?
- Назовите осенние месяцы.
- Вспомните основные приметы осени.
- Какому настроению человека соответствует стихотворение.
А. Плещеев. Осенняя песенка.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
(Грустному, унылому, тоскливому, невесёлому).
Оценка деятельности детей. Похвала.