Люба Байгараева
Ознакомление с неживой природой «А знаешь ли ты, что снежинка все же бессмертна?»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие
Ознакомление с неживой природой
«А знаешь ли ты, что снежинка
все же бессмертна?»
из опыта работы
воспитателя Байгараевой Л. Ф.
МБДОУ №14 «Родничок»
г. Азнакаево РТ
Программное содержание
Публикация «Ознакомление с неживой природой „А знаешь ли ты, что снежинка все же бессмертна?“» размещена в разделах
- Зима
- Неживая природа
- Снежинка. Все о снежинках
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Продолжить знакомство с неживой природой, побуждая у детей интерес к занятию. Уточнить с детьми, откуда появляются снежинки. Закрепить превращения воды в пар и в лед – круговорот воды природы. Показать детям значимую сущность снега. Учить детей логически мыслить, делать хоть маленькие, но свои выводы. Закрепить сравнение предметов по длине, ширине и высоте.
Закрепить рисование по клейстеру. Подвести детей к тому, что все на этой большой земле – едино.
Предшествующая работа:
1. Чтение «Про снежный колобок» Н. Калинина
с проведением опыта (см. стр. 178 книга «Читаем детям»)
2. Чтение «Зачем снег пашут?» (по рассказу В. Бианки)
(см. стр. 59 книга В. Валина «Зимние потешки»)
3. Чтение а) почему снег имеет белый цвет?
б) под снегом
в) согревает ли снег землю?
г) снег и птицы
д) снежный дом
(см. стр. 36-37, 54 книга Занимательное природоведение)
4. Загадывание загадок «1000 загадок»
Ход занятия:
1 часть
(дети встают вкруг на ковре)
Воспитатель просит детей отгадать загадку:
• Отгадайте-ка, ребята, про кого моя загадка?
Кто полы белит белым и на стенах пишет мелом,
шьет пуховые перины, разукрасил все витрины?
(зима)
Воспитатель просит перечислить признаки зимы.
• Подвижная игра «Карусель»
Завертелась вьюга,
словно карусель.
Медленно сначала,
а потом быстрей
ничего не видно,
все белым-бело.
Наконец-то стихло.
Землю замело.
И вот одна гостья зима решила прийти к нам сегодня в гости, а кто она – отгадайте.
С неба падают зимою
и кружатся над землею
легкие пушинки,
белые… (снежинки)
Воспитатель просит детей сесть за столы. Появляется снежинка
(чтение сказки) см. далее
Воспитатель: Мы с вами часто наблюдали за снежинками. Снежинки какие?
(ответы детей)
- маленькие, хрупкие, нежные, легкие, сквозные, холодные, мягкие.
Что за звездочки сквозные
на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке?
Почему снежинки тают на пальто, ладонях?
(ответы детей)
Как по небу, с севера,
плыла лебедь серая,
плыла лебедь сытая,
вниз кидала – сыпала,
на поля - озерушки
белый пух да перышки.
(снежная туча)
Воспитатель: Каждая снежинка неповторимая, нет двух одинаковых снежинок. И чем с большей высоты она падает, тем красивее и лучистее.
(объясняет на наглядном материале)
Снежинки падают на землю, их очень много,
во что они превращаются на земле?
(в снег)
Снег становится каким?
(твердым, жестким)
А какой снег быстрее весной растает:
посыпанный песком,
посыпанный солью,
просто снег и почему?
(ответы детей)
А для чего нам нужен снег?
А чем похожи между собой снег и шуба?
(см. книгу Занимательное природоведение)
Когда зимой стоит погода теплая, снег бывает каким?
(мягким, липким)
Из такого снега легко лепить снежинки и снеговиков.
Задание 1. Выложите по размеру снежки
(маленький, побольше, большой)
Задание 2. Поставьте всех снеговиков по росту
(самый высокий, пониже, еще ниже, еще ниже, самый низкий)
Задание 3. Что растет вниз головою, не летом растет, а весною?
(сосулька)
Откуда появляются сосульки? Сосульки какие?
(холодные, ледяные, прозрачные)
Сравните сосульки по длине.
(самая длинная, короче, еще короче, самая короткая)
Решение логической задачи.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а снежинка умирает совсем? Летом снежинка во что превращается?
(в маленькую капельку, поит корни растений и деревьев, горячее солнце сильно греет нашу землю – капелька испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо и зимой из снежного облака вновь появляется снежинка,
поэтому можно сказать, что снежинка бессмертна)
Гимнастика для глаз:
(стоя)
Вращение глаз вверх-вниз, вправо-влево, закрыть глаза.
Логическая задача:
Девочка занесла домой 5 понравившихся сосулек, одну положила в холодильник, одну отнесла на балкон, остальные положила на стол. Сколько сосулек было на другой день.
2 часть
Зимой на реке вода превращается… (в лед)
Лед какой?
Лед прозрачный, жизнь в реке зимой не прекратилась, она просто затихла, можно сказать, река уснула. Наша снежинка упала на лед увидела подводное царство.
А что она увидела, я попрошу вас нарисовать.
Самостоятельная деятельность детей, рисование красками по клейстеру с наклеиванием снежинки- королевы.
3 часть
Итог, анализ детских работ. Все работы очень понравились.
Задание: В свободное время раскрасить саму снежинку.
Воспитатель просит всех одеваться на прогулку для продолжения наблюдения за опытом, начатым утром.
Опыт: налить в две баночки из-под майонеза воды, закрыть крышкой. Одну баночку оставить на снегу под столом, вторую закопать глубоко в снег.
Что же произошло?
Вода в баночке, закопанной в снег – не замерзла, почему?
Этот опыт еще раз доказывает, что снег для земли как шуба для нас.
Чтение стихотворения Е. Фейерабенд «Белая шуба».
Умная сказка
Снежинка
Лена Малыгина
Я- снежинка. Была на Севере. Там много снега и белые медведи одета я, как и мои подружки – снежинки, в пышное, белое, серебристое платье, а на голове – корона.
Когда мы падаем на землю, то кружимся в танце, как балерины.
Все нам рады: и зайчики, и белочки, и детки.
А одна маленькая девочка, когда идет снег, широко открывает рот, чтобы в него попало больше снежинок…
О снежинках
Мы снежинки!
Это мы –
парашютики зимы
подарила нам зима
ледяные терема
в теремах для нас постели
взбили тетушки метели
и когда несемся мимо
с облаков слетая вниз
каждая неповторима
повнимательней всмотрись.
Белая шуба
Е. Фейерабенд
Гуще с неба снег вали
шьется шуба для земли
ветер хлопья снега вьет,
из снежинок шубу шьет.
У лесов и у полей
шуба – заячьей белей!
Для чего такая шуба?
Чтоб у кедра,
и у дуба,
и у вишен,
и у яблонь
корни в стужу меньше зябли
и еще:
чтоб в поле озимь злой мороз не заморозил.