Елена Корзон
Ознакомление с историей Кузбасса как средство патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с историей Кузбасса, как средство патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Лихачев Д. С. говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране»
Публикация «Ознакомление с историей Кузбасса как средство патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Кемеровская область. Кузбасс
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Формирование нравственно-патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, проявляется в его потребности к участию во всех делах на благо окружающих людей, в наличие у него таких качеств как: сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности старшего дошкольного возраста. Актуальность развития познавательного интереса в области патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста связана также с запросами общества, а именно, чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его истории, культуре, природе, тем более успешными они окажутся в воспитании любви к родному краю и Родине России. Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания чувства патриотизма, поскольку старший дошкольный возраст имеет высокую восприимчивость и легко обучаем. Нужно понимать, что в возрасте 5-7 лет ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — все лишь зарождается: патриотизм, гуманизм, коллективизм, трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Таким образом, патриотизм берет свое начало в дошкольном возрасте. Патриотизм (от греческого patriotes - соотечественник, patris - родина, любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Энциклопедический словарик. 2012 В. А. Сухомлинский говорил о том, что детство — это каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой родине. Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Его становлению способствует целенаправленное длительное воспитательное воздействие на личность с ранних лет жизни, где также имеют влияние такие условия, как образ жизни, семья, коллектив. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить организационно-воспитательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из задач в воспитании детей старшего дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с воспитанниками в условиях образовательного учреждения. В настоящее время государство уделяет особое внимание воспитанию подрастающего поколения с позиции формирования у воспитанников нравственности, ответственности. В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путин определил стратегические ориентиры воспитания детей : «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Эти направления закреплены в нормативных документах: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». С 01.09.2013 года вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 01. 01.2014 года вступил в действие ФГОС, где основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является — позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» содержание патриотического воспитания представляется основой общего процесса нравственного становления и развития личности. Понятие «патриотизм» в данном документе трактуется, как сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Патриотизм представляется основой нравственного поведения граждан в окружающем социуме. Патриотическое воспитание и развитие личности мыслится как «целенаправленный и систематический процесс в деятельности государства, общественных организаций, социальных мероприятий, формирующий у подрастающего поколения высокий уровень к готовности выполнению гражданского долга перед отечеством, исполнению конституционных обязанностей, чувству верности Родине». В документе подчеркивается, что наиболее восприимчивыми к патриотическому воспитанию являются дети старшего дошкольного возраста. Именно в данном возрасте формируются нравственные ценности. Поэтому период детства является сензитивным возрастом в становлении и развитии патриотических качеств и чувств : ответственности за свои поступки, гордости и достоинства за достижения своего народа, за культурные ценности. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых в разных формулировках и объемах представлены подходы к патриотическому воспитанию. Разработаны программы и пособия по патриотическому воспитанию детей, среди них Г. Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е. Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», «Патриотическое воспитание детей 4–6 и 6–7 лет» Н. Г. Комратовой, Л. Ф. Грибовой и др. Поэтому целью в работе педагогов нашего ДОО по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР является приобщение к культурному наследию региона Кузбасс; формированию представлений о его истории, гордости за то, что они являются жителями Кузбасса. С чего же начинается становление нравственно- патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста? Мы считаем, что, прежде всего патриотическое воспитание начинается с семьи (Я и моя семья, родными местами населенного пункта, через знакомство с произведениями искусства, музыкой, окружающей природной, действительностью. Материал краеведческого характера мы используем в организационно – воспитательном процессе где, знания детей расширяются, обогащаются, совершенствуются, складываясь при этом в единый образ и представления о месте проживания дошкольника. Особенно важен материал, связанный с той местностью, где расположено ДОО.
Дошкольная образовательная организация является той ступенью, которая закладывает духовно-нравственный потенциал в душу ребенка. Ее целью является воспитание личности имеющую активную жизненную позицию, творческий потенциал, имеющая способность самосовершенствоваться и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Только через активное включение ребенка в культуру народа можно осуществить полноценное раскрытие его личности – непосредственное проживание в культуре и традициях.
Нельзя упускать из вида и тот факт, что воспитанники детских садов должны знакомиться с достижениями малой Родины Кузбасс, достопримечательностями, а также необходимо рассказывать о людях его прославляющих. Весь собранный материал и сведения краеведческой направленности, должен быть понятен и близок ребенку 5-7 лет, адаптирован к данному возрасту, что в свою очередь, вызовет у них познавательный интерес.
Из этого исходит вывод о том, что чем раньше дошкольник придет к осознанию и пониманию культуры народа, тем глубже он проникнется народными ценностями, тем крепче будет связь с малой родиной. Большое значение при воспитании и любви к родному краю у старших дошкольников оказывает близкое окружение ребенка: детский сад, улица, на которой они проживают, населенный пункт, регион, страна. Родители играют важную роль при знакомстве с родным краем. Совместно с ребенком можно провести небольшую экскурсию, даже если вы просто идете в магазин, бассейн, на прогулку. Также выезд за город на природу или в деревню может стать увлекательным путешествием по миру природы родного края, где можно указать на характерные особенности местности. Важно дать понять дошкольнику, что каждый человек является частью своего народа, что у каждого есть Родина. Поэтому, начиная работу по воспитанию старших дошкольников любви к родному краю, родители и педагоги обязаны хорошо знать историю и особенности своего родного края – Кузбасс. Необходимо продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности местности и края. В каждом населенном пункте своя неповторимая природа, традиции и быт. Подбор материала о представляемой местности дает нам педагогам возможность формировать у детей представление о том, чем знаменит родной край.
Дети старшего дошкольного возраста должны познакомиться с названиями своей улицы, улицы на которой располагается детский сад, необходимо знакомить с объектами, расположенными на соседних улицах. Количество объектов при знакомстве старших дошкольников, более разнообразен – район, местность города или населенного пункта в целом, его достопримечательности, места, имеющие историческое значение и памятники. Дошкольников знакомят с ними, объясняют, в честь кого они возведены. Для создания полной картины необходимо проведение экскурсий (по улице, городу, на природе, наблюдение за трудом взрослых, где происходит понимание, что труд важен.
Также большое значение имеет знакомство дошкольников с народными промыслами края. Приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога и воспитанников, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество форм, методов и приемов работы. Организуя работу по патриотическому воспитанию, мы продумали, какие элементы развивающей предметно — пространственной среды группы, детского сада будут вовлечены. Это организованное, доступное, понятное и эстетическое оформление мини-музеев, уголков по рассматриванию альбомов о малой родине, семейные альбомы, выставки рисунков, поделок. Организацию жизнедеятельности воспитанников по реализации и содержанию работы по воспитанию любви к родному городу, краю у дошкольников в образовательной деятельности мы осуществляем в двух основных моделях организации образовательного процесса: совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников. Организационно — образовательный процесс реализуем через организацию различных видов детской деятельности: игровой; двигательной; познавательно-исследовательской; коммуникативной; продуктивной; музыкально-художественной; трудовой; чтение художественной литературы или их интеграций с использованием разнообразных форм и методов работы. Сложность решения педагогических условий воспитания любви к родному городу у старших дошкольников связано, прежде всего, с возрастом детей. Содержание работы мы отбираем сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен воспитанникам, вызывал интерес, желание посетить эти места. Воспитывая у дошкольников любовь к родному краю, мы педагоги подводим к понимаю воспитанников, что их малая родина-Кузбасс — частица России, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего - повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники. Мы в сотрудничестве с родителями (законными представителями) должны рассказывать о городе, показывать его. Дети вместе с родителями по нашим рекомендациям посещают достопримечательности родного города. В традиции заложены экскурсии, организованные дошкольным учреждением. Совместно с родителями мы рассказываем детям о своих любимых местах, гуляя с детьми, каждый раз находим объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детский сад, вечерняя улица совсем иная. Так ребенок с помощью взрослых всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города. Мы объясняем, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Необходимо приучать воспитанников дошкольного возраста самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у воспитанников внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему образовательные области, где не только социально-коммуникативное развитие, но и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое. Учет возрастных особенностей воспитанников требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Большой интерес вызывают у старших дошкольников игры в «путешествия». Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания воспитанников, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. И в заключении хочется сказать, что эта тема для педагогов нашего ДОО будет актуальна всегда.
Дошкольное детство — пора открытий. Наша задача — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, края, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. При ознакомлении ребенка с малой родиной необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника.
Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий: сотрудничество взрослого и ребенка, создание положительной атмосферы в группе, развитие умения анализировать проблемные ситуации.