Ольга Милосердова
Ознакомление с детьми раннего возраста с природным окружением
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
Федюковская общеобразовательная школа дошкольное отделение
СООБЩЕНИЕ из отпыта работы
на тему: «Ознакомление детей раннего возраста с
природным окружением через использование
малых фольклорных форм».
Подготовила воспитатель группы раннего возраста
Милосердова О. М.
Темочки:
«Русский фольклор –душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, значит и интересно. С фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир природы.»
В работе с детьми я использовала разнообразные фольклорные формы от знакомых пальчиковых игр, потешек, прибауток, загадок, закличек, до тех которые впервые читала сама.
Важная особенность фольклора – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяют широко использовать его с детьми раннего возраста при ознакомлении с природным окружением. Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.
Широко использую народный фольклор в разных видах деятельности. Так, например, в процессе наблюдения за объектами живой и неживой природы, посредством закличек, загадок, пословиц, потешек усиливаю эмоциональное воздействие на детей и активизирую деятельность детей. После наблюдения закрепляю представления, полученные в ходе наблюдения, корректирую отношение детей к природным объектам.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженные в слове, ритме, интонации чувства — переживание, восхищение, нежность, восторг.
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!
Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием
. Божья коровка, улети на небо! Там твои детки кушают котлетки!
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Расширяю представления детей о характерных особенностях зимней природы также используя народный фольклор:
Хороший снежок — урожай сбережёт. Зима без мороза не бывает.
Зимой солнце светит, а не греет.
Ежедневно, наблюдая с детьми за состоянием погоды:
Если дождь идёт при солнышке, значит он скоро прекратится. В пятницу дождь — в воскресенье ясно.
Гром зимой — к сильным ветрам.
Без мороза вода не замёрзнет. Береги нос в большой мороз. Весной сверху печёт, а снизу морозит.
Также уделяю много времени детскому экспериментированию. Рассказываю и показываю детям значение чистой воды в жизни и здоровье человека, уточняю знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; может окрашиваться при добавлении различных веществ и красителей; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лёд и пар; при таянии снег превращается в воду). Формирую понятие о том, что вода — это бесценный дар природы, который нужно бережно хранить. Вспоминаем пословицы и поговорки о воде. Вода путь найдёт.
Учу детей беречь воду — закрывать кран, после того как умылись.
Ни стола в жилище том,
Ни трубы, ни печки,
И закручен этот дом
В хитрые колечки.
(Улитка)
Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении продуктивных видов деятельности. Например, при проведении занятий повторяем с детьми о птичках, которым зимой очень холодно!* голодно, спела песенку «Птичка» :
Маленькая птичка
Прилетела к нам
Маленькой птичке
Зернышки я дам.
Маленькая птичка
Зернышки клюет,
Маленькая птичка
Песенки поет.
Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке - вылепить из пластилина зернышки.
Так же в течении дня и на занятиях повторяем стихи о природных явлениях
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через закличики познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге:
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка – колоколнышка!
Так же удачно рядом с группой поставили аквариум с рыбками, с детьми ходим их кормить, во время кормления тоже использую малые фольклорные формы. Учимся ухаживатьи беречь:
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами.
Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей и в целом развитии.