Олина Калиева
Занятие по профориентации «Ознакомление детей с трудом взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с трудом взрослых
на занятиях.
Актуальность.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).
Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Целью моей работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости.
Достижению данной цели, способствует решение следующих задач:
• Систематизирование знаний детей о труде людей разных современных профессий и их взаимосвязи (сельскохозяйственных, промышленных, героических, транспортных, обслуживающих и т. д.).
• Расширение представлений детей о содержании трудовой деятельности человека.
• Формирование представления детей о ценности труда и его общественной значимости.
• Воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых, желания трудиться.
• Формирование у детей элементарных трудовых навыков.
• Развитие у детей физических, личностных и интеллектуальных качеств.
При ознакомлении детей с трудом взрослых я использую следующие формы работы:
• Рассказы о профессиях, беседы;
• Экскурсии, наблюдения;
• Встречи с людьми разных профессий;
• Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, слайдов;
• Чтение художественной литературы;
• Дидактические, словесные игры.
Рекомендации для родителей.
«Как знакомить детей с трудом взрослых»
Труд является основой развития нашего общества, поэтому воспитание подрастающего поколения немыслимо без воспитания бережного отношения к труду, умения трудиться в коллективе.
Большое значение в трудовом воспитании детей имеет ознакомление с трудом взрослых.
Знакомство с трудом взрослых расширяет кругозор детей, развивает интерес к окружающему, воспитывает уважение к труду всех людей. Окружающая вас и ваших детей действительность представляет для этого большие возможности.
Гуляя с ребенком, научите его бросать мусор только в урну, обратите внимание на то, как чисто выметены улицы. Объясните, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица - результат его труда. Дворник встает раньше всех, и когда ребята идут в детский сад, уже заканчивает свою работу.
Покупая хлеб, обратите внимание на то, какой он свежий, мягкий. Чтобы к утру был готов, рабочие хлебозавода работали всю ночь, когда дети еще спали, а шофер рано утром успел привезти его в магазин, грузчики сгрузили хлеб, продавец аккуратно разложил его по полкам.
Большое воспитательное действие в трудовом воспитании ребенка имеет и ознакомление с трудом своих родителей. Раскройте детям содержание своего труда, подчеркните его значимость. Расскажите им, где вы работаете, как трудитесь, какую пользу приносите людям. Например, мама работает в ателье. Расскажите ребенку, что вы шьете для людей много нарядных платьев, костюмов, пальто. Папа работает на стройке. Вместе со своими товарищами он строит удобные, красивые дома. Своим трудом папа и мама приносят людям пользу.
Рассказывая детям о своем труде на производстве, расскажите им, какие еще есть профессии на вашем производстве, расскажите о тех, кто трудится вместе с Вами, о своих успехах, о достижениях своих коллег, успехах всего коллектива.
Рассказывая обо всем этом, интонацией голоса, соответствующими словами подчеркните ваше положительное отношение к своим коллегам по работе, расскажите коллективного труда, покажите ребятам восхищение своим производством, восхищение успехами и достижениями своих коллег, подчеркните важность, значимость труда каждого человека, влияние его труда на успехи в труде всего коллектива.
Покажите детям "Почетные грамоты", значки, медали, объясните за что они получены. Бывая на прогулках, покажите детям "Доску почета", расскажите о тех, чьи портреты помещены на ней. Дети гордятся своим сходством с родителями, общностью характеров, склонностей.
Помните, уважаемые папы и мамы! Дети очень чутко воспринимают характер ваших отношений ко всему окружающему. И от того, как вы познакомите детей с трудом окружающих взрослых, как вы относитесь сами к своему труду, к результатам труда ваших коллег по работе, к достижениям трудовых коллективов, во многом будет зависеть воспитание будущего труженика нашей Родины, будущего строителя.
«Как ребенка приобщить к труду?»
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду : мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному труду.
В семье ребенка необходимо привлекать к повседневному участию в бытовом труде. Но не всегда дети охотно выполняют те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать их, надо объяснить значимость предстоящей работы, ее результат («Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут»). Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна («Как хорошо, что Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть»).
Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, но родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, ребенок выполняет их с интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить ведро с мусором, мыть посуду, ходить за хлебом и т. д., иметь поручения, требующие выполнения в течение длительного времени и без напоминаний.
Труд ребенка в семье сближает его с родителями, способствует влиянию родителей на его интересы и потребности.