Папки-передвижки

Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность (7 фото)

Мария Козырева
Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Темочки:

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи! Не трогай песок руками, он грязный! Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!»…

Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Все чаще и чаще нам приходиться сталкиваться с воспитанием и обучением детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Действительно эта проблема актуальна в нашем современном обществе.

Ребенок с нарушением зрения прежде всего ребенок, но в отличие от детей нормы у них снижена познавательная активность, нарушена ориентировка в пространстве, страдает зрительное восприятие и в результате этого бедность запаса знаний об окружающем мире.

Все это приводит к тому, что дошкольники с нарушением зрения без соответствующей помощи не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений.

Работая с такими детьми, я использую в своей деятельности различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной является опытно-экспериментальная деятельность. Опыты сопровождаются у детей проговариваем и выдвижением множества гипотез — догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, выбирают способы решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети учатся самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Проведение опытов — один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников, помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на многие вопросы.

Использование опытов и экспериментальной деятельности позволяет сделать процесс обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования знаний об окружающей действительности, при использовании опытов и экспериментов у дошкольников с нарушение зрения складываются более четкие и глубокие представления об изменениях в живой и неживой природе, происходит развитие экологической культуры, развивается экологическое сознание.

Основная цель моей работы:

способствование развитию у детей с нарушением зрения познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, увеличение объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания, углубления представлений о живой и неживой природе.

Задачи:

Познавательные:

• расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;

• формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

• способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

• создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

• стимулировать желание детей экспериментировать;

• формировать коммуникативные навыки.

Структура детского экспериментирования следующая:

1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Выполнения эксперимента.

5. Обсуждение.

Приборы и оборудование для мини-лаборатории:

• микроскопы, лупы, зеркала, весы разные, магниты, веревки, линейки, песочные часы, глобус, фонарик, венчики, мыло, щетки, губки, пипетки, одноразовые шприцы без игл;

• разные емкости, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;

• бросовый материал;

• образцы глины и песка;

• шишки, желуди, орехи, пшеница и др;

• гербарий (растения, произрастающие в нашей местности) и др.

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с нарушением зрения с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в работе с дошкольниками.

Проводимые мной с детьми опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат, поэтому я надеюсь, что информация будет полезна не только педагогам, но и родителям!

Благодаря проделанной работе, наши дети могут ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Они умеют видеть в обычном – необычное, в знакомом – незнакомое, в известном – неизвестное, и я надеюсь, что многие из них, на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

На первых этапах экспериментирования я предлагала детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяла им самим самостоятельно экспериментировать.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества

Для игр я предлагала им песок, воду, пробки, жидкое мыло, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, поролон, трубочки, разные виды круп, т. е. самые доступные материалы.

Игры с песком и водой показали, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т. д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались родителям предлагался информационный материал в родительском уголке, где предложены занятия для детей и родителей. На таких занятиях родители вместе с детьми могли рисовать картины из песка, украшать воздушные шарики с помощью красок, фантиков, скотча, блесток, цветной бумаги, превращая их в веселых человечков. Кроме того, организовываем для них выставки детских работ, фотоотчеты.

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт.

Исследуем свойства бумаги

Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность
Фото №1 Лучше один раз увидеть чем сто раз услышать гласит народная мудрость

Посадка лука

Фото №2 Лучше один раз испытать попробовать сделать своими руками утверждают педагоги практики Фото №3 Малыш природный исследователь окружающего мира

Изучаем свойства воды

Фото №4 Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений действий переживаний Фото №5 Темочки Занятия по ознакомлению с окружающим миром Конспекты занятий Фото №6 Все конспекты Нарушение зрения
Публикации по теме:

Обогащение сюжета детской игры посредством ознакомления с окружающим миром через проектную деятельностьОбогащение сюжета детской игры посредством ознакомления с окружающим миром через проектную деятельность "Обогащение сюжета детской игры посредством ознакомления с окружающим миром через проектную деятельность» Игра – это наиболее доступный.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Коррекционно-развивающие занятия c учащимися с ЗПР на уроках «Ознакомление с окружающим миром через искусство» Материал расширит представление детей об огородных растениях, воспитает бережное отношение к родной земле, уважение к труду земледельцев.

Нетрадиционные формы работы с семьей «Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность» Нетрадиционные формы работы с семьей. Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность. Семья и дошкольное учреждение – два.

Развитие коммуникативных способностей через ознакомление с окружающим миром «…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». К. И. Чуковский Дошкольное детство – важный период в становлении.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых через практическую деятельностьОзнакомление дошкольников с профессиями взрослых через практическую деятельность Детский сад является важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями взрослых, расширяет общую осведомленность об окружающем мире.

Презентация «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» МБДОУ "Детский сад №109" Воспитатель: Бедина И. В. Любопытство – важнейшая черта детского поведения. Это является хорошим фундаментом для.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Пермский край г. Кизел, 2015г. Доклад по самообразованию.

Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность»Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность» Сценарий деловой игры с педагогами МБДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность
Опубликовано: 9 января 2019 в 05:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Мария Козырева (УИ 518283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД