Мария Козырева
Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи! Не трогай песок руками, он грязный! Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!»…
Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.
Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!
К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Все чаще и чаще нам приходиться сталкиваться с воспитанием и обучением детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Действительно эта проблема актуальна в нашем современном обществе.
Ребенок с нарушением зрения прежде всего ребенок, но в отличие от детей нормы у них снижена познавательная активность, нарушена ориентировка в пространстве, страдает зрительное восприятие и в результате этого бедность запаса знаний об окружающем мире.
Все это приводит к тому, что дошкольники с нарушением зрения без соответствующей помощи не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений.
Работая с такими детьми, я использую в своей деятельности различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной является опытно-экспериментальная деятельность. Опыты сопровождаются у детей проговариваем и выдвижением множества гипотез — догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, выбирают способы решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети учатся самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Проведение опытов — один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников, помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на многие вопросы.
Использование опытов и экспериментальной деятельности позволяет сделать процесс обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования знаний об окружающей действительности, при использовании опытов и экспериментов у дошкольников с нарушение зрения складываются более четкие и глубокие представления об изменениях в живой и неживой природе, происходит развитие экологической культуры, развивается экологическое сознание.
Основная цель моей работы:
способствование развитию у детей с нарушением зрения познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, увеличение объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания, углубления представлений о живой и неживой природе.
Задачи:
Познавательные:
• расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
• формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
• создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• стимулировать желание детей экспериментировать;
• формировать коммуникативные навыки.
Структура детского экспериментирования следующая:
1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Выполнения эксперимента.
5. Обсуждение.
Приборы и оборудование для мини-лаборатории:
• микроскопы, лупы, зеркала, весы разные, магниты, веревки, линейки, песочные часы, глобус, фонарик, венчики, мыло, щетки, губки, пипетки, одноразовые шприцы без игл;
• разные емкости, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;
• бросовый материал;
• образцы глины и песка;
• шишки, желуди, орехи, пшеница и др;
• гербарий (растения, произрастающие в нашей местности) и др.
Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с нарушением зрения с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в работе с дошкольниками.
Проводимые мной с детьми опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат, поэтому я надеюсь, что информация будет полезна не только педагогам, но и родителям!
Благодаря проделанной работе, наши дети могут ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Они умеют видеть в обычном – необычное, в знакомом – незнакомое, в известном – неизвестное, и я надеюсь, что многие из них, на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.
На первых этапах экспериментирования я предлагала детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяла им самим самостоятельно экспериментировать.
В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества
Для игр я предлагала им песок, воду, пробки, жидкое мыло, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, поролон, трубочки, разные виды круп, т. е. самые доступные материалы.
Игры с песком и водой показали, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т. д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались родителям предлагался информационный материал в родительском уголке, где предложены занятия для детей и родителей. На таких занятиях родители вместе с детьми могли рисовать картины из песка, украшать воздушные шарики с помощью красок, фантиков, скотча, блесток, цветной бумаги, превращая их в веселых человечков. Кроме того, организовываем для них выставки детских работ, фотоотчеты.
Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт.
Исследуем свойства бумаги
Посадка лука
Изучаем свойства воды