Елена Березина
Нетрадиционные формы работы с семьей «Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать +Заказ
Нетрадиционные формы работы с семьей. Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, зачастую, приобретая обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями связаны, с несовпадением взаимных ожиданий, с недоверием родителей к воспитателям и дошкольной образовательной системе.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с семьей „Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Работа с родителями в ДОУ является одной из проблемных на современном этапе модернизации системы образования. Остро стоит вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОУ с семьей. Необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая можно получить сейчас не прилагая особых усилий. На все вопросы готовы ответить популярные сейчас социальные сети и не всегда компетентные в вопросе педагогики и психологии Интернет-сайты. Но данный вид информации не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».
Организация инновационной площадки «Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях реализации ФГОС ДО» совместно с психолого-педагогическим факультетом позволила нам активизировать работу в этом направлении.
Работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы, но формы работы остаются традиционными и не привлекают внимание родителей.
Затем мы провели анкетирование родителей. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что родителей более всего интересуют вопросы воспитания и взаимоотношений родителей и детей – более 70%. Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают и ответы на вопрос о саморазвитии и изучении специальной литературы. Родители специально не изучают педагогическую литературу, так как. С их точки зрения, это занимает много времени и не всегда данная литература дает понятные для обывателя ответы.
Подавляющее большинство родителей группы занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. 70% родителей группы не хотят участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ.
По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями :
* Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
* Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
* Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
* Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для активизации интереса родителей и привлечение их к сотрудничеству было принято решение использовать нетрадиционные формы работы. Были выделены для работы : информационно-аналитические (методы изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные методы.
Для активизации родителей используются такие формы работы, как: использование тематических фотоальбомов в свободной деятельности и НОД, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, семейные праздники в группах, родительские собрания в нетрадиционной форме. Оформлен уголок информации, где родители могут не только получить необходимые знания об особенностях совместной деятельности с детьми в выходные и праздники, необходимости медицинских процедур и прививок, получить консультации от специалистов. А также задать интересующие родителей вопросы специалистам и педагогам ДОУ.
В информационной газете ДОУ «Журавлик» родители могут узнать о проведенных мероприятиях, увидеть фото- и видеоотчеты.
Родительские собрания стали неформальными заседаниями Родительского клуба, на котором обсуждаются интересующие вопросы, касающиеся программы и особенностей режима дня группы, учебной и свободной деятельности. Педагогами подготавливаются детские видеоинтервью «Семья глазами ребенка», «Моё мнение», поздравления родителей с праздниками. Родителями оформляются тематические альбомы «Праздник в моей семье», «Любимое место отдыха в моей семье», «Наши выходные».
Также родительские собрания проводятся и в совместной с детьми форме : собрание-концерт, собрание мастер-класс. Так на мастер-классе, например, можем подготовить с мамой совместный подарок ко Дню защитника Отечества для папы. Или научиться делать красивые украшения для группы.
Интересной формой привлечения внимания стала фотостена, на данный момент она отражает моменты детства наших родителей «Родители тоже были детьми».
Как известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно реализовать без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателем.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводили консультацию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома»; родительское собрание на тему «Учимся, играем, познаём», круглый стол на тему: «Активизация взаимодействия педагогов с детьми и родителями в процессе экспериментально-исследовательской деятельности», целью которых было рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников, повысить компетентность родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей. В родительском уголке размещаем информацию о различных формах проведения совместных с детьми опытов и экспериментов; создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. На персональном сайте педагога была размещена информация для родителей на тему : «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты в домашних условиях».
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе проводили эксперименты и опыты.
Привлекаем родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Опыт работы с родителями показал, что в результате использования нетрадиционных форм работы позиция, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.