Ирина Ополяр
Развитие коммуникативных способностей через ознакомление с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.
Одно неотделимо от другого».
К. И. Чуковский
Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок? Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей через ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
И чтобы ребенку было легко войти в эту жизнь необходимо самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или знакомые, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.
Считаю, что необходимо вовремя развивать все стороны развития ребенка. Эта тема актуальна, потому что поможет познакомить детей не только с окружающим миром, но и научит общаться с взрослыми и сверстниками, разовьет речь, внимание, память мышление, воображение, сформирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Когда дети моей группы пришли в детский сад они еще плохо говорили, после проведения диагностики, я поняла, что у моих ребят проблема с общением:
-во первых, плохо разговаривают, связная речь не развита (диалогическая и монологическая)
-во вторых, им очень тяжело войти в контакт друг с другом.
Прежде чем начать работать над этой проблемой, поставила цель:
- Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
1. Создание предметно-развивающей среды.
2. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
3. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
4. Практическое овладение нормами речи.
5. Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно - речевого воспитания в семье.
Одним из важнейших средств развития дошкольников определено создание развивающей среды. Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформлен познавательно-речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотека для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей : материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобрели настольный театр «Три поросенка», «Три медведя», «Колобок» и т. д. способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Автобус», «Пароход», «Парикмахерская» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.
Составила перспективный план работы.
Работу с детьми начала со второй младшей группы
• Организовывала общение детей ос взрослыми посредством поручений (образец обращения, словесной просьбой и др.)
• Организовывала контакты со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы).
• Организовывала самостоятельное рассматривание детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем.
• Часто рассказывала сказки, рассказы с целью совершенствования навыков эффективного слушания.
В средней группе
• Развивала потребность детей в получении и обсуждении информации.
• Выслушивала детей, уточняла ответы, подсказывала.
• В рассказе основной акцент ставила на стимулирование познавательного интереса детей.
• Активно использовала приёмы формирования навыков общения со сверстниками.
В старшей группе (перспективный план прилагается)
• Совершенствовала речь как средства общения (знакомства с формулами речевого этикета, умения грамотно отстаивать свою точку зрения).
• формировала навыки самостоятельного рассказывания (поощряла рассказы детей, высказывания в связные рассказы)
Для достижения положительных результатов по данному направлению
в своей работе использовала следующие методы и приемы:
Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, беседа, объяснение, составление детьми рассказов и сказок, обсуждение, чтение художественных и фольклорных произведений;
Рассказ— это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале.
Сначала рассказ составляла сама. Обычно он включал примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к детям, как бы «рисовала» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержал и элементы обобщений.
При рассказывании использовала эмоциональность и красочность, мимику, жесты. Это придает ему особую силу воздействия на детей.
Дети сначала составляли отдельные предложения на заданную тему. А потом по плану.
Сделала картотеку «Составление рассказов по плану» :
«Оранжевые листья»
«Времена года»
«Составление рассказа по теме «Первый снег»
«Зимние забавы»
«Весенний денек» ит. д.
Для бесед по картинам использовала яркие сюжетные картинки. Для этого заинтересовывала ребенка и втянув его в диалог, использовала фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Также использовала как можно больше вопросов ("где?", "кто?", "зачем?", "откуда?", "почему?" и др.). В том случае, если ребенок не мог или затруднялся построить ответ или отвечал односложными предложениями, показывала ему, как можно ответить. Обязательно поощряла ребенка, когда он самостоятельно строил сложные предложения. Использовала серию «Беседы по картинам» :
«Осень - зима», «Зима – весна», «Родная природа» и т. д.
Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас. Это упражнение наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, "проглатывают" слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова.
Часто использовала при ознакомлении с пословицами и поговорками игровое упражнение "Что бы это значило?" которое направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.
Taк-же это игровое упражнение показывало, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Объясняла детям, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.
Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Пробовали вместе с детьми понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "медведь на ухо наступил", "бить баклуши" и пр. после таких упражнений, дети часто стали использовать эти выражения в своей речи.
Наглядные методы условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
1. Метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий: плакатов, зарисовок, картин и пр. Широко использовала серию «Беседы по картинам».
2. К демонстрационным методам относят показ кинофильмов и диафильмов. Показ через мультимедийное оборудование (ноутбук). В своей работе широко использовала ИКТ, яркую наглядность. Через презентацию создавала проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.
Часто через презентации знакомила с новыми предметами. Прием показа, обеспечивает лучшую видимость, обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
Создала несколько презентаций к занятиям:
«Весна», «Времена года», «Волшебница осень», «Дары осени», «Как звери готовятся к зиме», «Путешествие в сказочный лес», а так же использовала презентации с интернет ресурсов «История посуды», «Какая мебель нужна в квартире», «Откуда к нам хлеб пришел».
В ходе применения наглядных методов использовала схемы «День рождение цыпленка», «Как щенок нашел друзей» для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
- при заучивании стихов.
А так-же начала использовать мнемосхемы. Где дети учаться логически мыслить, ассоциировать и развивается связная речь.
Для занятия использовала книжки с картинками.
В процессе рассматривания картинок, задавала ребенку вопросы. Например, в игровом упражнении с использованием книжки «Большой – маленький» во второй младшей группе, которая направлена в основном на увеличение словарного запаса ребенка, знакомила с синонимами, прилагательными, глаголами, наречиями, причастиями, союзами и т. д.
Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. Практические методы носят чаще всего игровой характер.
Дидактические игры (с наглядным материалом и словесные) — универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры использовала для решения всех задач развития речи. («Что из чего сделано», «Кто в домике живет», «Времена года» и т. д.)
Работу со знакомым литературным текстом иногда проводила с помощью игры-драматизации. Дети в самостоятельной деятельности при игре в кукольный театр за ширмой закрепляли знания, полученные на занятиях (читали стихи, загадывали загадки, сочиняли свои сказки). Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. Потому что дети часто и сами в театре придумывали небольшие сказки-выступления.
При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях использовали методы трудового характера (посадка лука). Наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения использовала игрушки. Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдали действия с куклой, но и сами садились вокруг накрытых к чаю столов, учились поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, старались красиво есть, правильно держать себя за столом.
Для развития коммуникативных способностей использовала цикл игр на "Знакомство, вежливость, дружбу»
Целью, которых являлось знакомство с детьми, формирование позитивного отношения ребёнка к своему «Я», принятие детьми друг друга, отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом, снятие эмоционального напряжения, закрепление правил доброжелательного поведения; развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Основной деятельностью детей является игра. Самостоятельность в области языка детей ни в чем не проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру в труде. В играх с детьми создавала ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования, на образование названий лиц по профессии и роду деятельности.
Подобрала цикл игр:
Игры со словами, например: «Цепочка слов», «Пропущенные слова», «Кто что делает». Эти игры обогащали лексический запас детей словами-действиями (глаголами, существительными, прилагательными) и позволяли не только активизировать монологическую речь, но и выразительность.
Игры для развития речи «Чудесный мешочек», «Найди детеныша для мамы», «Кто больше увидит и назовет» в младшей группе дети учились обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушек. В средней группе закрепляя знания о цветах, животных, предметах предлагала игры «Скажи какой?», «Разноцветный сундучок», «Опиши предмет», «Разбуди кота», в которых активизировала речь детей. В старшей группе игры усложнялись, например такие игры как: «Кто больше действий назовет?», «Козлята и волк», «Придумай слово».
Для формирования грамматического строя речи использовала игры «Чьи хвосты?», «Назвать детенышей парами», «Добавь похожее слово».
Особенно детям нравились игры с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй», «Скажи ласково», «Третий лишний», «Составь предложение по опорным словам» и т. д.
Часто используем пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Мною собрана картотека упражнений на развитие артикуляционного аппарата.
Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, обращала его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не мог догадаться, обращала его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода, а также на цвет, его оттенок и т. д. в зависимости от загадки.
По результатам промежуточной диагностики составила план работы, где сделала уклон на развитие диалогического общения.
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. При составлении занятий старалась включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивала эмоциональные переживания ребенка, где возникала потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развивались желание и потребность в сотрудничестве, возникали новые отношения к окружающему его миру.
Для налаживания диалогического общения использовала настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействовали друг с другом, соблюдали правила, вежливо обращались друг к другу, аргументировано отстаивали свою точку зрения.
Осуществляя словарную работу, придерживалась следующих принципов:
1) работа над словом проводилась при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2) формирование словаря происходила одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3) все задачи словарной работы решались в единстве и в определенной последовательности.
4) Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного словаря в активный словарь, включали слова в предложения, словосочетания.
Развитие понимания речи происходило как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Кроме этого, использовала любой подходящий случай для развития речи ребенка.
С детьми постоянно говорила, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание участка и др.). Такую же работу проводила во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и др. Говорила обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включали в программу совместных наблюдений.
Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для детей вовлекут его в речевое общение.
Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи детей положительно влияла на пополнение словарного запаса, при этом увеличивался активный словарь, и прежде всего за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действовал. Словарь пополнялся за счет существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т. д.).
Огромное значения для развития познавательной активности и речи имели проекты, в которые входили игры-экспериментирования.
Для опытов выбирали объекты, принадлежащие к разным сферам:
рукотворной, т. е. созданной руками человека, миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т. д.) миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т. д.)
Часто создавала проблемные ситуации с использованием игрушек, объектов природы. При их решении решались задачи:
-Развитие познавательных интересов детей, обогащение знаний детей о свойствах, качествах и функциональном назначении предметов (например, проект «Солнышко лучистое», где проводились опыты с солнцем, с луком, со снегом)
- развитие умения устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире.
-расширение и обогащение словаря, активизация навыков общения.
-формирование бережного отношения к рукотворному миру.
-формирование у детей представлений о себе (добрый, внимательный, аккуратный, заботливый, многое умеет делать и т. д.)
Наиболее успешно использовала такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подходила творчески, тщательно его подготавливала, использовала много наглядного материала, использовала много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизация делали занятия более живыми, интересными, результативными.
Также использовала различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто знакомила детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добивалась, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.
Организацию работы с родителям, направленную на формирование познавательно-речевого развития в семье, стала необходимым условием в моей работе.
С родителями были проведены круглые столы, викторины, родительские собрания. В приемной группы оформлен уголок для родителей. Оформлена наглядная агитация «Советы родителям». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. В папках передвижках была постоянная сменяемость наглядной информации. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывался перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома. Оформлялись фотовыставки «Мы играем целый день, целый день играть не лень», «Мы конструируем». Проведены консультации «Роль родителей в развитии речи детей», «Развиваем речь, играя» и т. д. Проведены Дни открытых дверей, конкурсы поделок, выставки коллажей, рисунков. Большую работу провела по созданию предметно-развивающей среды в группе и на участке.
Результаты диагностического обследования детей показали, что дети стали лучше разговаривать, составлять рассказы, описывать предметы. Легко входят в контакт с другими детьми и взрослыми.
Мною разработан цикл занятий по «Развитию коммуникативных способностей через ознакомление с окружающим миром» для старшей группы.
1. «Вежливый человек, что это значит?»
Цель: создать условия для знакомства детей с правилами приветствия, вызвать желание быть вежливым.
2. «Добрый мир».
Цель: создание условий для развития умений бороться против своих плохих привычек.
3. «Осеннее приключение».
Цель: Закрепить представления детей об осенних явлениях природы.
4. «Мой любимый детский сад».
Цель: Показать взаимосвязь между разными видами труда
5. «Загадочная посылка».
Цель: создание условий для обобщения и закрепления представлений детей о предметах русского быта, традициях.
6. «Малые фольклорные формы».
Цель: создать условия для закрепления знания детей о пословицах и поговорках.
7. «Мир мебели».
Цель: создание условий для формирования у детей умение рассматривать предметы, выделяя их основные признаки.
8. «Что делают наши части тела».
Цель: Закрепить представления детей о частях тела.
9. «Птицы нашего края».
Цель: Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы – воспитатели и родители.