Светлана Сигунькова
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством»
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. «Через красивое к человечному- такова закономерность воспитания». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то, что народ пронёс через столетия». М. И. Калинин.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус. Декоративно-прикладное творчество является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает творческие способности.
Важнейшее воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н. П. Сакулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».
Каждое изделие народного искусства это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном декоративно – прикладном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей, растений, изображенных на тканях, прялочных досках воспринимаются детьми прежде всего как сказочные и вместе с тем они узнают в них знакомых в жизни им птиц и растения. Встреча с красивой птицей, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию. Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в создании изделий из глины исходить из целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают графическую выразительность детских работ. Стол и стульчик, украшенный хохломской росписью, конь-качалка с рисунком городецкой росписи – вещи, которые не перестают служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать труд и мастерство. Произведения декоративно-прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии дошкольного возраста : в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении выразительности создаваемых детьми работ.
Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем его богатстве и многообразии декоративно- прикладного искусства. А значит, любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребенка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», на основе которой разработана Образовательная программа нашего ДОУ, предусмотрено ознакомление детей с разными видами народных промыслов – дымковской, филимоновской и богородской игрушкой, матрешкой, хохломской, городецкой, гжельской росписью. Дополнительным методическим источником является программа «Радость творчества» О. А. Соломенниковой, которая основана на принципе интеграции и реализуется в синтезе видов народного искусства : игровой и театрализованной деятельности, музыкальном и устном народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве.
Задачи обучения:
• Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
• Формировать умение различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.
• Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, фарфор).
• Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
• Учить составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства : народных игрушек (дымковская, филимоновская, матрешка, росписей Городца, Хохломы, Гжели, Полхов-майдана.
• Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное.
В соответствии с основными задачами Образовательной программы МБДОУ детского сада №8 «Сказка» по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством, в ДОУ разработан перспективный тематический план, который включает в себя : темы ООД по изобразительной деятельности, их программное содержание и оборудование. Это дает возможность педагогу дополнительного образования и воспитателям проводить последовательную работу при ознакомлении видов народного творчества с усложнениями задач в каждой возрастной группе. С целью ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством используются подлинные предметы, их изображения (иллюстрации, фотографии, доступные для восприятия детьми определенного возраста, из тех, что имеются в детском саду. Альбомы, плакаты, рабочие тетради. Педагогом дополнительного образования изготовлен практический материал: дидактические игры, таблицы с элементами народных росписей, подготовлены авторские презентации для ознакомления детей с народными промыслами. Подобран художественный материал: сказки, легенды, стихи, загадки.
Основные направления работы с детьми :
1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства.
Начиная со среднего дошкольного возраста, педагоги знакомят детей с народными промыслами, содержанием, назначением предметов, характерными признаками, традициями. Дети учатся выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет колорит росписи, ритм элементов, чередование, симметричные и асиммитричные композиции. Видеть связь узора с формой и его назначения.
2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства.
Дети учатся составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства. Выделять растительные и геометрические элементы узора, образы птиц, коней. Учатся передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию. Составлять узоры для русского костюма: платье, кокошник, сарафан.
3. Формирование детского декоративного творчества.
Дети создают свои творческие композиции. Используют полученные знания о промыслах в самостоятельной творческой деятельности.
Декоративному рисованию отводится мало времени, не более 18 занятий.
Начинаю ООД по декоративному рисованию с повторения того, что дети освоили в предыдущей группе, посвятив этому 2-3 занятия. Постепенно идёт ознакомление детей с закономерностями той или иной росписи.
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяется принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, разных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы, которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывается новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети учатся пользоваться палитрой для получения нового цвета при смешивании красок.
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаю новые формы - прямоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, кружки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра). Усложняется и понятие о симметрии. Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных).
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
Методы и приемы, которые я использую во время обучения декоративному рисованию.
(вы их видите на слайде).
1. Наглядный метод.
2. Метод обследования
3. Словесный
4. Практический.
5. Проблемно-поисковый.
6. Мотивационный.
7. Метод жеста руки
Знакомство с новым видом народного промысла начинается с рассматривания изделий народного искусства и беседы об истории промысла, особенностей росписи. А для этого в начале занятия с детьми проводится небольшая беседа по образцам изделий, которая сопрождается показом слайдовой презентации.
В первую очередь дети должны понять, что такое орнамент и из чего он состоит. Поэтому даю детям знания о том, что в основе орнамента лежат два композиционных начала – ритм и симметрия. На предмете народного промысла показываю, что это такое: ритм – повторение одних и тех же элементов, чередование нескольких. А симметрия – это когда правая и левая сторона рисунка уравновешены, как в зеркальном отражении сторон. Вместе с детьми анализируем цветовые, композиционные особенности росписи, изучаем основные элементы орнамента. Обращается внимание детей на цвет, так как он является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.
Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм. Прежде чем начать расписывать силуэты разных форм, нужно научить детей рисованию основных простых элементов росписи: капельки, бутоны, завитки. Детям даётся возможность сначала поупражняются их рисованию на бумаге.
Обучение правилам создания узора начинается с построения простейших композиций на полосе, потому что ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность: составление узора в квадрате, круге, прямоугольнике, овале и треугольнике, украшение различных форм передающих посуду, одежду, игрушку, и по возможности, украшение объемных фигур.
Использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковый формы по цвету, элементу).
Использую показ способов изображения новых элементов более сложных, объясняется последовательность выполнения узора. Показ сопровождается называнием действия (завиток ведем вверх, потом вниз и закручиваю спираль, от завитка отходят реснички- маленькие тонкие черточки и т. д.)
Очень помогает использование магнитной доски для обучения составления композиции, расположения узора, поисков вариантов построения. Дети, перемещая элементы на бумаге, наглядно видят, в каком месте лучше расположить какой либо элемент росписи.
При знакомстве с народным промыслом подбираю сказки, легенды, чтобы вызвать интерес к декоративному искусству. Например, сказка о богатыре Иване, из которой дети узнали, что сильный дождь оживил богатыря Ивана и люди увидев это чудо стали вышивать на одежде дождь и воду, чтобы она давала силу и оживляла мертвых. Показывать схемы, как люди раньше изображали на предметах, одежде символы солнца, луны, воды, растения. Потом детям предлагается посмотреть на дымковские, филимоновские игрушки и объяснить, что означают волнистые линии идут сверху вниз между солнечными кругами, это дождь. Знак солнца – предмет особого поклонения наших предков. Поэтому круг изображают в разных вариантах на изделиях народного промысла.
Показывая способ выполнения какого-то элемента, использовать загадки, стихи об элементах росписи. С помощью их дети быстрее запоминают названия элементов узора: купавка, усики, бутон, завиток, капелька, травинка. «Я травинка просто чудо. А нажим он очень нужен, сверху вниз, и вот готов кистью плавный переход.» А я усик, так горжусь тонкостью своею, влево, вправо закручусь- это я умею.» «Меня капелькой зовут, пишут очень просто. Кистью плавно примакнут, словно бусы в россыпь».
Особое место в обучении детей рисованию орнамента применяется образец, в котором в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции, предлагается детям проявить самостоятельность при выполнении работы- заменить один знакомый элемент на другой, поменять цветовое решение. Но существует образец для прямого следования, когда детям предлагается либо новый элемент или композиция для прямого подражания. Поскольку дети впервые начинают осваивать эти элементы или композицию. Например, при рисовании городецкого коня показывается последовательность рисования, а потом оставляю на мольберте схему последовательности рисунка.
В росписи дымковских игрушек, хохломской росписи применяю нетрадиционную технику (печатка-тычок, ватные палочки, пальчики).
Например, так можно украсить дымковскую лошадку кружочками одинакового размера, или украсить веточку рябины ягодками. При таком рисовании формируются практические навыки работы с различным материалом и инструментами. У детей развивается интерес к творческой деятельности.
Целесообразно подбирать для ООД по декоративному рисованию физкультурные минутки близкие по теме, например, «Конь» -дымковская роспись, «Мак» - полхов-майданская, «Алые цветы»- хохломская.
В качестве итоговой ООД по одному виду искусства предлагается детям создать коллективную работу при участии всех детей.
Или предоставить детям возможность самим выбрать разные силуэты предметов (доска, тарелка, бочонок) и украсить их любыми элементами росписи.
Для закрепления знаний детей о декоративно-прикладном искусстве России применяются в работе простые, но эффективные дидактические игры, которые очень нравятся детям. Они дают возможность качественней закрепить тот или иной промысел России: «Четвертый лишний», «Собери матрешку», «Откуда эта птица?», «Назови элементы росписи». Эту работу проводят воспитатели в свободной деятельности с детьми.
Решая задачи пробудить у детей интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную творческую деятельность каждого ребенка, поэтому важно продумывать формы проведения занятия и выбирать разные: традиционно за столами – на обучающем этапе, экскурсия на ярмарку народных мастеров, превращение в мастеров-художников.
Использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает детям попасть в необычный мир искусства, приобщить к художественной культуре. Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются яркие, красочные работы.
Родители принимают участие в проведении выставок совместного творчества, в том числе и по декоративному народному творчеству:
«Родные мотивы».
Дети с удовольствием знакомятся с историей народной культуры, познают ее секреты, приобретают новые знания о жизни. Анализируя работу ДОУ, я убедилась в доступности разных видов искусства для детей и увидела постоянно растущий интерес к нему. Данная форма работы помогает ребенку накопить социальный опыт, способствует развитию таланта и творческих способностей. Дети стали более самостоятельны, любознательны, доброжелательны. У них развивается чувство гордости и уважения к своему народу, традициям и такое важное качество как толерантность и это необходимо для того, чтобы ребенок научился жить в обществе.
Народное искусство – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту»…
Это идет от души, а душа народная добра и красива