МААМ-картинки

Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста

Наталья Стародубцева
Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста

Доклад по теме "Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста".

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров. Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.

Публикация «Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ознакомление детей с архитектурой зданий.

Рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической.

Функциональность характеризуем следующими качествами - удобство, польза. Конструктивные свойства - прочность, экономичность.

Эстетические - красота.

Данный блок включает в себя следующие темы:

А) «Москва-город храмов». Знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) «Жилые здания». Тема рассматривается через призму истории (прошлое, настоящее: изба, особняки купцов, коттеджи, дома)

В) «Общественные здания». Тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий, имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, детские сады…

Г) «Промышленные здания». Тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

Садово-парковая архитектура.

Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города. При отборе содержания учитываем его доступность детям.

1. Рассматривание зданий на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах. Задача показать разнообразие архитектурных стилей в нашем городе. Подборка изображений зданий с учетом поставленных задач, например, где представлены разные крыши, окна разной формы, украшения зданий и т. д.

2. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий. Можно показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений; определить элементы сказочности. Это: избушки разного типа, теремки, дворцы положительных и отрицательных героев (Снежной Королевы, Золушки, Весны, Змея-Горыныча и пр.); сравнение современных зданий и сказочных; определение, как от героя сказки зависят цвет, украшения избушки, дворца (добрый-яркие, злой-темные, холодные и пр.).

3. Использование художественного слова (рассказ, сказка, стихотворение, где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.

Ознакомление детей со скульптурой.

Скульптура (латинское слово – вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передаёт богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением. При знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями необходимо обращать внимание, что скульптура – это объёмное изображение, выполненное из разных материалов: камня, металла, гипса, дерева, глины и т. д.

Дать детям понятие, что она обладает глубиной, сюжетом, формой и цветом, развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. При подборе скульптурных произведений педагогу, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. Рассмотрев с дошкольниками несколько произведений, подвести их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала, важно обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа.

При знакомстве детей со скульптурой выделяем два основных ее вида – это круглая скульптура и рельеф. Давая детям понятие о круглой скульптуре отмечаем, что у данного вида скульптуры обычно обработаны все её стороны и поэтому зрителю хочется обойти её кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. Обращаем внимание, что круглая скульптура всегда связана с определённой пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. При знакомстве с монументальной скульптурой даем понятие, что к данному виду скульптуры относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвящённые известным историческим событиям. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины). Обращаем внимание дошкольников, что монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы чётко выделялся ее силуэт, а скульптор создавая данный вид скульптуры, использует материалы твёрдые, на века: различные породы камня, мрамор, бронзу, сталь и пр. При ознакомлении с памятниками, даем понятие, что данное произведение искусства, создано для увековечивания людей или исторических событий, он должен восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника, или вокруг него с многих точек зрения. Давая понятие станковая скульптура отмечаем, что она отличается соразмерностью, передаёт индивидуальность пропорций, оттенки движений. Обращаем внимание, что она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщённый образ. По своим размерам она обычно бывает или меньше натуральной величины, или немного превышает её. При знакомстве с бюстом говорим, что это портретный жанр, отражающий характер человека, отношение к нему скульптора; обращаем внимание, что бюст - это может быть только голова и даже маска. Знакомя дошкольников со скульптурными произведениями выделяем такие разновидности скульптур как торс, статуя, группа, ансамбль, скульптурные группы.

Скульптура малой формы – это вид станковой скульптуры. При ознакомлении детей с Рельефом –даем понятие, что это изображение на плоскости и по своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов отмечаем, что рельеф подразделяется на:

- барельеф, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма;

- горельеф, где изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;

- контррельеф, здесь изображение не выступает над основной частью, а напротив углубляется в неё. В работе с детьми, мы знакомим их с филимоновской и дымковской игрушкой.

Но есть ещё один вид народной лепки, который по праву может стать одним из любимых детских занятий – это изразцы. Да мы все привыкли думать:

- изразцы – это музейный экспонат, отголосок прошлого тем не менее техника создания образцов настолько увлекательна, что и дети могут мастерить нечто подобное. Конечно же, получаются не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства. Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно только помочь увидеть в 3 рельефном изображении сочетание объёма и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру, так как он всегда располагается на какой-либо основе. Знакомство детей со скульптурой имеет место во всех возрастных группах. Для этого при рассматривании скульптуры учим детей движениям руки, просим в воздухе показать линию перехода одного объёма в другой. Подводим детей к заключению, каким же образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – например: - путём заглаживания формы в другую; - путём заглаживания формы пальцами; - путём постепенного наращивания объёма.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре?

- В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

- Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

- В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская, уметь рассказать о них; относится к скульптуре которая находится в группе как к произведению искусства; знать, что скульптуру создаёт скульптор.

- В старшей группе. Знать из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать воспитателя во время экскурсии; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

- В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, её содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на е выразительные средств. Для ознакомления дошкольников со скульптурой придерживаемся строгой последовательности её обследования.

1. Целостное восприятие скульптуры : привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение; определить содержание скульптуры.

2. Анализ скульптуры : определить общий объём фигурки, дать словесное описание объёмов, подержать её в руках, в ладонях; пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки ; кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).

3. Целостность восприятия: рассмотреть фигурку и определить её выразительность; найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ. Таким образом, раннее приобщение детей к настоящему искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса. Элементарные знания о скульптуре дают дошкольникам возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.

Публикации по теме:

Ознакомление детей 5–7 лет с архитектурой Архитектура, как область человеческой деятельности, относится как к материальной, так и духовной культуре. Архитектура - искусство многих.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление детей с пожарным щитом»Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление детей с пожарным щитом» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Ознакомление детей с пожарным.

Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром» Знакомим с окружающим миром К 6-7 годам у детей складываются определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторые.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда ДаляОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля Методическая разработка Тема разработки: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ознакомление детей со свойствами магнита» Цель: - развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно–экспериментальную деятельность детей;.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными Краснодарского края Сколько на свете много интересных животных. Необыкновенные, удивительные они живут с человеком, помогают ему. Растения, люди, животные—все.

План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» План по самообразованию педагога Стригиной А. А. Стаж работы:6 лет,1 квалификационная категория Тема: «Ознакомление детей старшего.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с деньгами в познавательной деятельности Статья на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕНЬГАМИ Аннотация. В статье представлены результаты.

Воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой Сургута Аннотация: В данной статье обоснована проблема воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 13:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД