Валентина Шутова
Ознакомление детей с родным городом в процессе познавательно–исследовательской деятельности
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Выборга"
«Повышение профессионального мастерства через активизацию познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомление дошкольников с родным городом»
Разработала воспитатель:
Шутова Валентина Анатольевна.
Март 2021
«Маленькая Родина все равно
большая, ведь она единственная».
Ж. Ренар.
Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.
Публикация «Ознакомление детей с родным городом в процессе познавательно–исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Дошкольные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.
Каждый Педагог стремиться к тому, чтобы его воспитанники умели наблюдать и видеть красоту родного города, рассказывать о нем.
Я считаю, что такой процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю, поэтому сегодня я хочу поделиться опытом работы по ознакомление детей с родным городом в процессе познавательно– исследовательской деятельности.
Приступая к работе, я поставила перед собой цель: разработать систему работы с детьми, направленную на формирование познавательных интересов в процессе знакомства с родным городом.
1. Подобрали книги и фотографии родного города, иллюстрированные журналы и многое другое.
2. Разработали тематическое планирование, где все темы связаны между собой логически и представляют целостную картину сведений о городе.
3. Наметили тематические беседы, виртуальные экскурсии, дидактические игры.
Серьёзное внимание уделялось созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе :
- в книжном уголке – размещены коллекции открыток, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, литература о городе и тематические альбомы
- в игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевые игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.
Начала работу с изучения карты Ленинградской области, где дети нашли свой город. Рассмотрели, что наш город окружен заливом и какие города находятся рядом. Узнали, что город Выборг граничит с Финляндией.
Виртуальная экскурсия познакомила детей с историей возникновения города, с его достопримечательностями, и с символикой.
Узнали о том, как жил и развивался наш город в прошлом, о важных событиях, которые проходили в городе. При знакомстве с символикой детям рассказала, что такое герб, обратили внимание ребят, что у каждого города свой герб. С целью закрепления знаний детей о гербах, умения находить их среди других и знать символику гербов проводились дидактические игры.
В выходные дни родителям было рекомендовано прогуляться по городу с целью исследования и наблюдения знакомых зданий и
достопримечательностей города.
Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводила в определенной последовательности с постепенным усложнением, начиная с истории древнего города, постепенно переходя к истории современного города. Дети рассказывали о свих любимых местах в городе, после чего мы пополнили уголок краеведения макетами
достопримечательностей.
В процессе исследования дети заметили, что кроме архитектурных достопримечательностей в нашем городе есть современные магазины, заводы, школы, детские сады и другие предприятия, где работают их родители. Тем самым мы познакомились с важными профессиями для города. (фото приглашение родителей)
В течении года каждый из нас отмечает знаменательные праздники, и вместе с этим дошкольники знакомятся с русским бытом, народными традициями, праздниками: «Масленица», «Пасха», «Новый год и др.
в которых принимали участие и воспитанники, и педагоги, и родители.
Вместе с родителями дети посещают кинотеатры, музеи, библиотеку, театры.
(фото театра 2020)
Организуя такие экскурсии, в город или по улицам нашего микрорайона с детьми провожу беседы о правилах поведения на дороге, и в общественных местах. (фото светофора)
Во время прогулок обращаю внимание детей на все новое – построили новый магазин, посадили клумбу, покрасили постройки во дворах и т. п.
Наша познавательно - исследовательская работа по знакомству с городом закрепляется в повседневной жизни, через дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры.
Дидактические игры: «Герб города», «Сложи герб», «Достопримечательности города», «Думаем о родном городе», «Транспорт нашего города», «Пьедестал почета», «Что есть в нашем городе»,
«Четвертый лишний» и. д. р.
Сюжетно ролевые игры: «Путешествие по финскому заливу», «Экскурсия по старому городу», Супермаркет «Лента», «Открытие цветочного магазина», «Хлебокомбинат», «Почта» (письмо деду морозу, «Моя семья»
Все эти игры помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о родном городе в частности.
Многие дети нашей группы посещают различные кружки и спортивные секции нашего города. Они с радостью об этом рассказывают своим сверстникам. (Фото спорта)
Мы живём в – городе со своей историей и давними традициями. Наш город- город воинской славы, и с этим мы знакомим детей во время празднования победы. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой город, нам нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
Можно сделать вывод о том, что познавательно
исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребёнка, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности.
Таким образом, проводимая работа поможет обогатить знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности.