Анастасия
Ознакомление детей с правами человека
▼ Скачать + Заказать документы
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок - равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Родителям надлежит быть грамотными в этой области и делиться своими знаниями. Именно они вносят в сознание ребенка образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делают самое важное дело – закладывают фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего.
Публикация «Ознакомление детей с правами человека» размещена в разделах
Зачастую права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, ранящие детскую душу. Жестокое обращение с детьми формирует людей не умеющих создать семью, быть хорошими родителями.
Воспитывая у ребенка чувство собственного достоинства, мы должны развивать не только нравственные качества, но и представления о правах и свободах человека. А если мы учим уважать других людей, необходимо научить воспринимать другого как равного себе, сформировать с опыт такого поведения, которое не ущемляет чужие права, а наоборот, учитывает общие интересы.
Дети 5-7 лет осваивают элементарные нормы, которые они сами могут реализовать или почувствовать реализацию этих норм со стороны других людей (право на имя, право на труд и т. п)
Для объяснения сущности прав человека можно использовать литературные произведения различных жанров: стихи, рассказы, были («Посидим в тишине» Е. Благининой, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Филипок» Толстого и др.). Можно использовать сказки, но только те, которые специально созданы для ознакомления с правами человека, как, например, приключения Маленького Человека из книги «Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых» А. Усачева; цикл про девочку по имени Светик («Как Светик получила свою фамилию и имя», «Как Светик росла» и др. из книги «Права детей в сказках, рисунках и вопросах» А. Лопатиной и М. Скребцовой). Литературное произведение является основой или стимулом для организации познавательных и этических бесед с детьми. Дети включаются в обсуждение ситуаций, основанных на их личном опыте, учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения. Такие беседы находят эмоциональный отклик в душе ребенка, умение анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений. Наглядный материал (картинки с пояснениями ситуаций и поступков из жизни) облегчает детям восприятие событий, явлений или норм, которых не было в личном опыте и они не могут непосредственно вспомнить. Зрительный образ способствует усвоению абстрактных понятий (право на жизнь, право заниматься искусством и участвовать в творческой жизни, право на чистоту окружающей среды). В правоотношения, для реализации прав и обязанностей, вступают человек, соблюдающий и уважающий свои права и права других людей.
Используя литературные произведения, следует задуматься об адекватности, иллюстраций сопровождающих текст. Картинки, должны быть сюжетными, правильно раскрывать суть права или обязанности, изображены на них должны быть люди – взрослые и дети. Они позволяют не только проиллюстрировать статьи Конвенции, но и придать каждому осознать важность прав и обязанностей детей и предоставить возможность применить лученные знания в жизни. Когда у детей уже сформировали представления о правах и обязанностях, они охотно используют знания в сюжетно –ролевых и театрализованных играх. Потенциал развития ребенка в области правового развития значительно выше, чем принято считать. Уже в таком возрасте можно существенно активизировать интересы в области прав ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, развитию доброжелательного отношения у своим родным, близким и окружающим людям.
Важный элемент правового воспитания дошкольника – укрепление семейных связей, поскольку эмоциональное благополучие ребенка в основном зависит от отношений между членами семьи. Свои права ребенок отражает в сюжетно ролевых играх: Позволяйте детям шутить и смеяться, Шалить и фантазировать, Наряжаться и подражать. Добавьте свою заинтересованность и внимание и понимание, Чувство юмора, эмоции и душевность. Научитесь строить свое отношение с ребенком так, чтобы он чувствовал себя открытой и жизнерадостной личностью осознающей свое достоинство, легко и с удовольствием решал сложные вопросы по правам и обязанностям ребенка в обществе.