Татьяна Цыбулько
Ознакомление детей дошкольного возраста с ОВЗ с родным городом посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Базовым этапом формирования у детей чувства любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. С чего начинается Родина? Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагогов–дошкольников – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. Знакомясь сродным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой культуры. Важное место в ряду методов и приемов, направленных на реализацию содержания программы занимает игра и прежде всего дидактическая игра, которая представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с ОВЗ с родным городом посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Краеведческие игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Особое место занимают дидактические игры, которые имеют следующую структуру:
1. Дидактическая задача;
2. Игровые правила;
3. Игровые действия.
Методика организации и проведения игр состоит из нескольких этапов. Первый этап - подготовка. Она включает в себя отбор игры в соответствии с возрастом и программным материалом, определение времени проведения игры (на занятиях или в свободное время, выбор места (в комнате или на улице, определение количества играющих, подготовку необходимого дидактического материала (игрушки, предметы, природный материал и т. д., подготовку воспитателя (осмысление игры, место в игре, методы руководства, подготовку детей (обогащение их знаниями о предметах, явлениях и взаимосвязях в окружающей среде, необходимых для решения игровых задач).
Второй этап - проведения игры. Он содержит ознакомление детей с условиями игры и дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли воспитателя в игре (играющий, болельщик, арбитр, подведение итогов игры.
Третий этап-анализ игры, позволяющий определить эффективность выбранных предметов, выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
Подбирая дидактические игры нужно особо учитывать возросший уровень знаний ребят. Игры для старших дошкольников объединены в серии, связанные одной темой. Усложнение игр выражается в увеличение количества материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети уже самостоятельно контролируют правильность выполнения поставленной задачи, так как старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации для решения игровой и дидактической задачи. Например, знание загадок, стихов помогает детям при описании достопримечательностей родного города.
Играя дети незаметно для себя для себя, закрепляют имеющиеся и приобретают новые знания о родном городе, учатся осуществлять поисковые действия, мыслить и творить, а самое главное игры позволяют педагогу повысить личностную значимость и привлекательность для дошкольников предлагаемого им краеведческого материала. Игра является методом и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством разностороннего воспитания личности ребенка одновременно.
Например: Игра «Узнай описанию» - предлагаем детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их. «Продолжи фразу» - воспитатель начинает фразу, дети заканчивают. Например: наш город называется Магнитогорск, жителей нашего города называют - магнитогорцами. Наш город является «стальным сердцем Родины». Игра «Так бывает» - Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Настольно-печатные игры. Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей логического мышления, умения из отдельных частей составлять целый объект. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества. Выполняя задание с разрезными картинками, дети могут работать как индивидуально, так и в компаниях, каждый со своим комплектом, либо все детали перемешиваются, и дети должны выбрать из общей массы заданные детали по образцу или слову воспитателя. Кроме того разрезные картинки можно использовать для объединения детей в компании. Каждый ребенок берет по одной части. Все, у кого детали являются частью единого целого, становятся одной компанией и далее выполняют другие задания. Примеры игр: «Знатоки города» - по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Игра позволяет нам: формировать умение собирать целостное изображение памятников годного города из разрезных картинок. Развитие у детей логического мышления. Побуждать составлять описательные рассказы по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества. Воспитывать чувство гордости за свой народ, совершивший подвиг во время Великой Отечественной войны и уважение к ветеранам. «Чем похожи, чем отличаются» - детям предлагается сравнивать между собой попарно изображенные здания (разное количество этажей, разное назначение, разный материал). «Подзорная труба»- Детям предлагается иллюстрация с изображением городского объекта. Ведущий прикрывает картинку листом с круглым отверстием и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала отверстие большего размера, далее размер уменьшается. Дидактические игры с картой - схемой ближайшего окружения. Цель таких игр - формировать пространственные представления, умение пользоваться планом, картой, схемой. Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города. - определение места дома, по указанному адресу. Дидактические игры на классификацию, обобщение. «Предприятия нашего города» - детям предлагаются карты с фотографиями предприятий города и маленькие карточки с изображением их продукции. Участники должны отгадать, какое предприятие города производит продукцию, изображенную на карточке. Выигрывает тот, кто первый закроет карточками поле. «Разложи предметы по домам» Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. И именно игра поможет сделать так, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств. Литература: 1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М. : Пр., 1989. 2. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М. : Пр., 1985. 3. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. - М. : Пр., 1985.