Куликова Алина
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни детей дошкольного возраста особое место занимает игра. Игра обогащает и развивает личность, способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учит детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизирует разнообразные умственные процессы, расширяет словарь, воспитывает умение играть вместе. [2] Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание ребенком природы будет особенно эффективно. [18] Ведь игра дает возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Она позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности. В результате проведения дидактических игр формируются конкретные знания, а также соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников. Одним из основных показателей полноты решения той или иной научной проблемы является четкость, а также однозначность понятийного аппарата. [12] Обилие разных названий для явлений, в сущности одного порядка и назначения, никоим образом не обогащает саму игровую деятельность и, скорее всего, объясняется отсутствием педагогически целесообразной классификации игровой деятельности. [4]
Дидактические игры представляют собой переходную форму к той неигровой деятельности, к которой они подготавливают. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В работе дошкольных учреждений дидактические игры незаменимы : они используются в непрерывной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
Отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. [5]
Поэтому, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. [10]
В процессе формирования представлений о живой и неживой природе у детей дошкольного возраста используются следующие виды дидактических игр :
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные;
- творческие.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов
природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры
рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка.
Предметные игры, возможно, использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления детей дошкольного возраста, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно - печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о живой и неживой природы.
Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о живой и неживой природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности детей дошкольного возраста, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке. [8]
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [19]
Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, предметах и объектах живой и неживой природы.
Целью дидактических игр в формировании представлений о живой и неживой природе, является становление осознанно - правильного отношения к окружающей природе.
Задачи:
• Развитие у детей дошкольного возраста представлений, знаний о ценности живой и неживой природы и правилах поведения в ней;
• Формирование умений разнообразной деятельности в живой и неживой природе и становлении ориентированного взаимодействия с ее объектами;
• Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с живой и неживой природой. [7]
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются. [1]
Методы:
• Словесные методы. Их основное назначение — сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов.
• Наглядные методы. Основное назначение — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности.
• Практические методы. Основное назначение — получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ.
• Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение — организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.
• Репродуктивный метод. Основное назначение — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.
• Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение — раскрытие в изучаемом материале различных проблем и демонстрация способов их решения. [6]
В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение дидактической игры предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.
Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:
• инсценизация;
• загадывание загадок;
• введение соревновательных элементов;
• организация игровой ситуации;
• выполнение педагогом игровых действий;
• чудесное появление объектов. [3]
Таким образом, можно сказать, что основным приемом организации успешного обучения и воспитания детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Она может выступать в качестве метода и приема обучения. Дидактическая игра применима ко всем типам занятий. Посредством дидактических игр у воспитателя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата, воспитательного и обучающего процессов, а также внесение в них необходимых изменений, т. е. игра выполняет также контрольно-коррекционную функцию.