Папки-передвижки

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой посредством дидактических игр

Куликова Алина
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой посредством дидактических игр
▼ Скачать +Заказ

В жизни детей дошкольного возраста особое место занимает игра. Игра обогащает и развивает личность, способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учит детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизирует разнообразные умственные процессы, расширяет словарь, воспитывает умение играть вместе. [2] Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание ребенком природы будет особенно эффективно. [18] Ведь игра дает возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой посредством дидактических игр» размещена в разделах

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Она позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности. В результате проведения дидактических игр формируются конкретные знания, а также соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников. Одним из основных показателей полноты решения той или иной научной проблемы является четкость, а также однозначность понятийного аппарата. [12] Обилие разных названий для явлений, в сущности одного порядка и назначения, никоим образом не обогащает саму игровую деятельность и, скорее всего, объясняется отсутствием педагогически целесообразной классификации игровой деятельности. [4]

Дидактические игры представляют собой переходную форму к той неигровой деятельности, к которой они подготавливают. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. В работе дошкольных учреждений дидактические игры незаменимы : они используются в непрерывной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. [5]

Поэтому, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. [10]

В процессе формирования представлений о живой и неживой природе у детей дошкольного возраста используются следующие виды дидактических игр :

- предметные;

- настольно-печатные;

- словесные;

- творческие.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов

природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры

рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка.

Предметные игры, возможно, использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления детей дошкольного возраста, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно - печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о живой и неживой природы.

Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о живой и неживой природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности детей дошкольного возраста, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке. [8]

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [19]

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, предметах и объектах живой и неживой природы.

Целью дидактических игр в формировании представлений о живой и неживой природе, является становление осознанно - правильного отношения к окружающей природе.

Задачи:

• Развитие у детей дошкольного возраста представлений, знаний о ценности живой и неживой природы и правилах поведения в ней;

• Формирование умений разнообразной деятельности в живой и неживой природе и становлении ориентированного взаимодействия с ее объектами;

• Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с живой и неживой природой. [7]

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются. [1]

Методы:

• Словесные методы. Их основное назначение — сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов.

• Наглядные методы. Основное назначение — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности.

• Практические методы. Основное назначение — получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ.

• Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение — организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

• Репродуктивный метод. Основное назначение — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.

• Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение — раскрытие в изучаемом материале различных проблем и демонстрация способов их решения. [6]

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение дидактической игры предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

• инсценизация;

• загадывание загадок;

• введение соревновательных элементов;

• организация игровой ситуации;

• выполнение педагогом игровых действий;

• чудесное появление объектов. [3]

Таким образом, можно сказать, что основным приемом организации успешного обучения и воспитания детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Она может выступать в качестве метода и приема обучения. Дидактическая игра применима ко всем типам занятий. Посредством дидактических игр у воспитателя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата, воспитательного и обучающего процессов, а также внесение в них необходимых изменений, т. е. игра выполняет также контрольно-коррекционную функцию.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослыхИспользование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой посредством дидактических игр
Опубликовано: 5 сентября 2020 в 16:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Куликова Алина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД