Екатерина Жилякова
Оздоровление педагогических работников
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть все-гда.
Конфуций
1. Актуальность здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
В последнее время много говорят о создании здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях. Но важно не только создать условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении, но еще более важным сделать так, чтобы педагог был заинте-ресован в ней. Кроме того, крайне необходимо оздоровление самих педа-гогов, так как, только психологически и физически здоровые педагоги мо-гут воспитывать здоровых детей.
Публикация «Оздоровление педагогических работников» размещена в разделах
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравнове-шенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благо-получия.
Педагоги – это одна из категорий работников, работа которых связа-на с психоэмоциональным напряжением. Их труд велик и важен. Они каж-дый день отдают «частичку себя» детям. Именно педагоги нуждаются в социально-медицинской помощи.
Создание здоровьесберегающей среды для сотрудников очень важно, так как формирование сознательного отношения к собственному здоро-вью, привычка к здоровому образу жизни, состояние здоровья педагогов и их самочувствие – это важнейшие факторы, которые определяют форми-рование привычек здорового образа жизни у дошкольников и влияют на сохранение их здоровья.
Целью проводимых мероприятий по оздоровлению педагогических работников является создание устойчивой мотивации и потребности в со-хранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Задачи:
Сохранение и укрепление здоровья
Формирование привычки к здоровому образу жизни
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппара-та, зрения, простудных заболеваний
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности
Привитие культурно-гигиенических навыков
Оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания
Развитие внимания, сосредоточенности, организованно-сти, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами
2. Методики оздоровления
Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой: направлена на лечение и восстановление голоса. Суть методики в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы
Массаж пальцев: массаж большого пальца повышает функцио-нальную активность головного мозга, указательного – положи-тельно воздействует на состояние желудка, среднего – на ки-шечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Некоторые приемы У. Бейтса и М. Корбетт, с помощью которых можно снять глазное напряжение
Ритмическая гимнастика: включает общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимна-стики, прыжки, бег, танцевальные движения
Фитотерапия: заключается в полоскании горла, ингаляциях и пульверизациях настоями лекарственных растений с профилак-тической и лечебной целью
Закаливание водой, воздухом и солнцем: один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ
Психогимнастика: невербальный метод групповой психотерапии
Коммуникативные игры: способствуют формированию положи-тельного микроклимата в коллективе
Музыкотерапия: эффективный метод профилактики и лечения неврозов
3. План мероприятий, содействующих здоровому образу жизни
3.1. Организационно-методическая работа :
Проведение анкетирования и тестирования отношения со-трудников ДОУ к ЗОЖ Индивидуальные и групповые беседы о вли-янии образа жизни на состояние здоровья, лекции о методах оздо-ровления
Создание благоприятного психологического климата в ДОУ
Информационно-просветительская работа :
Анализ заболеваемости сотрудников
Организация тематических выставок литературы из фон-дов библиотеки ДОУ
Подписка на газету «ЗОЖ»
Формирование в коллективе отрицательного эмоцио-нально-оценочного отношения к вредным привычкам
3.2. Охрана труда и создание безопасных условий труда:
Аттестация рабочих мест сотрудников ДОУ
Обеспечение сотрудников спецодеждой, средствами инди-видуальной защиты, аптечками, моющими средствами
Контроль над состоянием охраны труда и выполнением мероприятий по охране труда и технике безопасности
Охрана здоровья некурящих сотрудников (полный за-прет курения на территории детского сада и как ограничение при приеме на работу)
Ежегодный оплачиваемый отпуск для педагогов обще-образовательных групп – 50 календарных дней, для педагогов лого-педических групп – 64 календарных дня по графику;
Обеденный перерыв для обслуживающего персонала
3.3. Массовая работа по оздоровлению :
Осуществление ежегодного медицинского осмотра со-трудников ДОУ
Обследование сотрудников на рабочем месте (диспансе-ризация)
Санаторно-курортное лечение сотрудников с хрониче-скими заболеваниями
Проведение дней здоровья
Занятия на тренажерах: беговая дорожка, массажеры для тела, массажеры для стоп
Лечебная физкультура, массаж, дыхательная гимнастика, релаксация
Проведение занятий по аэробике
3.4. Спортивно-массовая работа :
Формирование физической культуры личности сотрудни-ков с учетом индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации
Участие сотрудников в общегородских физкультурно-оздоровительных мероприятиях (Ежегодная Спартакиада для ра-ботников образовательных учреждений Краснофлотского района «Азарт, здоровье, отдых»; «Лучшая спортивная площадка»; «Ма-ленькая страна» номинация «Детский сад спортивных надежд»); «Мама, папа, я – спортивная семья»)
Активный отдых на природе (выезд на базы, катание на лыжах, коньках, велосипедах)
Спортивные соревнования между сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников
3.5. Материально-техническая база:
Спортивный зал, оснащенный тренажерами и оборудова-нием для занятий
Медицинский кабинет, оснащенный аппаратами: ингаля-торы, массажеры, тонометром и т. д.
Музыкальный зал, оснащенный музыкальным центром
Кабинет психолога, оснащенный зоной отдыха
Наличие санитарной комнаты для личной гигиены
4. Организация здоровьесберегающей деятельности
Организовывать групповые беседы возможно в музыкальном зале во время тихого часа. Каждая беседа занимает примерно 10 минут, что не пе-реутомляет педагогических работников. В ходе бесед уточняются и систе-матизируются знания.
Для успокоения и улучшения здоровья педагоги целый год употреб-ляют травяные и витаминные сборы.
Для снятия стрессового напряжения в музыкальном зале проводятся тренинги, длительность 30 минут, включающие в себя тесты на стрессо-устойчивость, скорую помощь при остром стрессе и приемы снятия стрес-са.
Проводятся занятия в бассейне ТОГУ для сотрудников с целью укрепления здоровья, повышения настроения и закаливания организма.
Заключение
Таким образом, учитывая взаимосвязь воспитателя и воспитанника, привлекая специалистов к данной проблеме, мы стараемся укреплять здо-ровье у педагогов и формировать желание быть здоровым и привычку ве-сти здоровый образ жизни.
Уверены, что здоровье является одним из условий успешной профес-сиональной деятельности педагога и составляет основу общего благополу-чия человека.