Елена Савич
Консультация для воспитателей «Оздоровительный бег»
«Оздоровительный бег для дошкольников»
Бег для ребенка – это движение, свойственное ему с раннего возраста.
Цель оздоровительного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, укрепить мышцы, кости и суставы.
Значение оздоровительного бега :
Публикация «Консультация для воспитателей „Оздоровительный бег“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
• оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное потоотделение. оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам;
• благодаря активизации жирового обмена бег является эффективным средством нормализации массы тела;
• повышается устойчивость к стрессам, так как обеспечивает достаточную физическую нагрузку;
• ощущение физического здоровья, своих физических возможностей создает у ребенка устойчивое чувство комфорта.
В дошкольном возрасте не должно быть для ребенка никаких ограничений в беге. Исследования физиологов показали, что примерно к 7-8 годам одновременно с завершением развития речи завершается и процесс становления двигательных функций человека.
Кроме того, установлено, что при достижении определенного уровня физической зрелости, скорость мыслительных процессов у человека увеличивается втрое. Поэтому всякое ограничение двигательной активности ребенка может стать тормозом его развития.
Дети, которых не ограничивают в движении, обладают большим запасом слов и употребляют их более осмысленно, чем те дети, которых обстоятельства заставляют быть менее подвижными
Основные принципы бега
1. Бег должен доставлять детям удовольствие;
2. Бегать вместе с детьми, но в темпе, предусмотренном для детей;
3. Бегать каждый день;
4. Чем длиннее дистанция бега, тем короче разминка;
5. После бега необходимо расслабиться.
Один из видов оздоровительного бега – бег в медленном темпе.
Медленный бег является важным средством воспитания выносливости у детей. Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега. Малоинтенсивная, но продолжительная работа, выполняемая детьми при таком беге, наилучшим образом повышает деятельность сердца, улучшает кровообращение и дыхание, т. е. совершенствует деятельность тех систем, от функционирования которых в основном зависит уровень развития выносливости. Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно ускорять ходьбу. При этом наступает момент, когда бежать легче, чем идти. Это и будет медленный бег.
Исходную длительность бега следует определить вместе с врачом ДОУ, а также необходим индивидуальный подход к детям.
Можно вымерить длину беговой дорожки не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробежку одного круга в медленном темпе, т. к. по количеству пробегаемых кругов воспитателю легче ориентироваться.
Каждые две недели длительность бега увеличивается на 15 секунд. Но возможны периодические «остановки» (неустойчивая погода,допустим в ноябре и, в связи с этим,трудная адаптация ребенка к ее постоянным изменениям; либо это эпидемия ОРВИ, карантин и др. причины).
В летнее время длительность бега не увеличивается.
МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА.
Вначале следует разучить с детьми разминочные упражнения. Разминка необходима для того, чтобы «разогреть» мышцы и обеспечить подвижность суставов, а также помогает предотвратить судороги, растяжение связок, перенапряжение мышц, подготовить детей психологически. Без предварительной разминки любое сердце, будучи подвергнутым внезапной нагрузке, может проявить признаки недостаточности кровообращения.
Длительность разминки зависит от длительности бега. Чем длиннее становится бег, тем короче разминка. Оптимальные варианты для детей от 7 до 3 минут. Этого времени достаточно, чтобы разогреть мышцы и оптимально стимулировать дыхание и кровообращение.
Заканчивается разминка бегом на месте, (чтобы дети не «сорвались» с места, а побежали в нужном темпе, выполняя упражнения во время разминки, дети продвигаются вперед «стайкой». Не следует выстраивать их друг за другом, т. к. индивидуальный темп бега у каждого ребенка свой. Они начинают подталкивать друг друга, наступать на пятки, некоторые отстают, а потом бросаются догонять. Неритмичный, прерывистый бег оздоровительного эффекта не дает.
Всю дистанцию воспитатель бежит вместе с детьми. Она следит за каждым ребенком в отдельности, в случае необходимости, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть. Воспитатель во время бега находиться то сбоку от детей, то впереди, то сзади, подбадривая детей. Постепенно дети начинают пристраиваться друг за другом, вытягиваясь в цепочку, и бегут равномерно.
Нужно следить за тем, чтобы ребенок дышал носом. Дыхание носом трудно дается детям, но оно тренирует диафрагму, приучает дыхательный центр к излишкам углекислоты. Зимой защищает трахею и бронхи от прямого попадания холодного воздуха. Такое дыхание очень полезно, но при быстром беге его не хватает, и дети начинают «заглатывать» воздух ртом. Поэтому не следует бежать быстрее.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, после этого в течение 2-3 минут выполняются упражнения на расслабление.
По окончании беговой тренировки обязательно спросить, как дети себя чувствуют, поощрить, поблагодарить за потраченные усилия. На начальном этапе беговые тренировки проводятся не более 2-3 раз в неделю. Это необходимо для предупреждения мышечных болей. По мере развития выносливости беговые тренировки должны проводиться ежедневно. При проведении беговых тренировок систематически проводить тестирование детей на выносливость.
Важно помнить, что исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально. Детям, пришедшим после болезни, вместо бега предлагается пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бегать вовсе, а просто погулять. Учитывается и настроение ребенка. Всякое принуждение запрещается категорически!
Ещё один вид оздоровительного бега - бег на выносливость.
Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение. Особенно полезен в этом отношении вечерний бег, который снимает отрицательные эмоции, накопленные за день, и «сжигает» избыток адреналина, выделяемого в результате стрессов. Таким образом, бег является лучшим природным транквилизатором – более действенным, чем лекарственные препараты.
Показателями правильного бега являются: определенное положение головы, корпуса, рук, бедра, голени, стопы. Правильный бег, также как и обычная ходьба, строится от бедра активным перекатом с пятки на носок. Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. При беге голову необходимо держать прямо и ровно, смотреть на дорожку впереди себя, приблизительно на 2 метра. Важное требование – соблюдение беговой осанки. Плечи опущены, расслаблены. Положение рук в беге свободное, ненапряженное. Руки согнуты в локтях под углом 90. Пальцы разжаты, слегка согнуты, но не сжаты в кулаки. Руки в беге движутся точно вперед – до уровня груди, назад – до упора.
Сколько по времени длится оздоровительный бег.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-5 минут.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.
В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком.
Проводить оздоровительный бег лучше :
до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,
в конце прогулки,
после занятий.
Одежда во время бега.
Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.
Где лучше бегать?
Хотя бегать можно почти везде, гладкие ровные поверхности – лучшие и безопасные. Годится все: трава, асфальт, искусственное покрытие, «бегущие дорожки» и др. однако более мягкие поверхности дают меньшую нагрузку на суставы ног, чем твердые. Бег в помещении или на улице приносит пользу, но бег на улице, в прохладную погоду, например, обладает ещё и закаливающим эффект.
В заключение хотелось бы отметить, что беговые тренировки не дадут должного оздоровительного эффекта, если ребенок не будет испытывать при этом удовольствия.