Елена Куцова
Конспект занятия с использованием ТРИЗ-техники «Овощи и фрукты — полезные продукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект-занятие с использованием ТРИЗ техники
Подготовила воспитатель Куцова Е. В.
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: «Кушай овощи и фрукты – это ценные продукты».
Интеграция образовательной деятельности:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Познавательно-исследовательская деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия с использованием ТРИЗ-техники „Овощи и фрукты — полезные продукты“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи и фрукты — полезные продукты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Правильное питание. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Закреплять навыки количественного счета, знания геометрических фигур, размера, совершенствовать навыки сравнения и уравнивания множеств, соотнесение числа с количеством;
Расширять и уточнять знания детей об овощах и фруктах;
Развивать познавательный интерес к экспериментированию;
Умение анализировать и делать вывод;
Использовать в работе с детьми технологию ТРИЗ.
Методы и приемы:
Словесные;
Наглядные;
Практические.
Материалы и оборудования: Две коробки с овощами и фруктами, карточки-признаки ТРИЗ, тарелки с игрушками овощей и фруктов, подносы с картинками фруктов и овощей на каждого ребенка, изображения деревьев и грядок на каждого ребенка, клей, салфетки. Лупы на каждого ребенка. Стаканчики с водой на каждого ребенка, по два апельсина на каждого ребенка, мольберт со схемами. Картофель на каждого ребенка, котельные трубочки по две штуки на ребенка. Простые карандаши, карточки-схемы для зарисовывания вывода с детьми.
ХОД НОД: Воспитатель приглашает детей в центр группового помещения, организуя полукруг.
Воспитатель: Ребята, я живу в частном доме и у меня есть большой огород и сад. У меня много выросло овощей и фруктов, я не знаю, что с ними можно сделать? Помогите мне, пожалуйста! Скажите, что хорошего в том, что много овощей и фруктов?
Ответ детей: Воспитатель: Вот вы мне и помогли своими ответами, теперь я знаю, что я могу приготовить из своего богатого урожая.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла много разных объектов, а чтоб узнать что же это за объекты, нам необходимо пройти за столы и внимательно их изучить.
Игра «Опиши объекты по признакам»
Задаем индивидуальные вопросы детям по очереди. Назови свои объекты, чего у тебя больше, овощей или фруктов? Поставь соответствующий знак. Какая по размеру у тебя морковка, если его сравнить с морковкой в руках другого ребенка? Какой формы у тебя лимон? А огурец? На сколько меньше у тебя овощей, чем фруктов? Укажи цифрами, сколько у тебя овощей и сколько фруктов. Сделай так, чтобы у тебя было поровну и овощей и фруктов. Сделай так, чтобы овощей стало больше, чем фруктов. Сосчитай, сколько у тебя вместе и овощей и фруктов.
Ответы детей:
В: Молодцы. А где же растут овощи и фрукты? Давай те перейдем за другие столы. Выберете понравившиеся вам фрукты и овощи и укажите их место. (Дети выходят по 2 человека)
Где у тебя растут сливы? Как называется твое дерево? Где у тебя растут овощи?
Ребята, а где еще мы можем встретить овощи и фрукты, кроме сада и огорода?
В: А правильно ли я выполнила свое задание? (яблоки посадить на грядки, а овощи на дерево, а почему?
Ответы детей:
Практическая часть
В: И с этим заданием вы справились.
Ребята, а вы знаете, что овощи и фрукты можно употреблять не только в пищу, но и проводить с ними увлекательные опыты? Для этого нам необходимо отправится в пищевую лабораторию, где изучают свойства продуктов питания. Только в лаборатории есть свои правила, которые необходимо строго выполнять. Вам необходимо внимательно слушать и строго выполнять всё инструкции. Готовы?
Посмотрите внимательно на столы (на столах лежат материалы и оборудования для исследования). На мольберте я буду выставлять для вас признаки и схемы – помощники, которые будут вам помогать и подсказывать, что нужно делать.
Возьмите апельсин и скажите: апельсин имеет запах?
Ответы детей: Да, у апельсина есть запах.
Воспитатель: Какой помощник умной головы вам помог это узнать?
Ответ детей: Нос
Воспитатель: (помещает признак запах на мольберт). Апельсин имеет форму?
Ответ детей: Да, апельсин по форме круглый
Воспитатель: Какой помощник умной головы помог вам это узнать?
Ответ детей: глаза.
В: Скажите, а если мы закроем глаза, мы можем узнать, какой он по форме?
Ответ детей: Да, нам помогут руки
Воспитатель: (так же задать вопрос про цвет, вкус, звук) Давайте сделаем вывод: апельсин имеет…
Ответ детей:
В: Для следующего опыта, объединитесь в пары. Возьмите не очищенный апельсин и опустите в емкость с водой, что произошло с апельсином? СХЕМА 1
Ответ детей: Он плавает
В: зарисуйте в своей карточке, то, что вы увидели.
В: Возьмите очищенный апельсин и опустите в емкость с водой, что произошло с апельсином?
Ответ детей: Он утонул
В: зарисуйте в своей карточке, то, что вы увидели. Давайте сделаем вывод о том, что мы с вами увидели.
Ответ детей:
В: Давайте выясним, в чем причина? Возьмите лупы и апельсин, который в кожуре, ее мы и рассмотрим. Кожура апельсина покрыта мелкими впадинами и точечками – в них находятся маленькие пузырьки воздуха, а в кожуре и между кожурой у апельсина есть воздух, а воздух легче воды. Кожура является для апельсина своеобразным «спасательным жилетом» и не дает апельсину утонуть. Поэтому апельсин без кожуры сразу утонул.
Воспитатель: Перейдем к следующему опыту.
Возьмите картофель и коктельную трубочку и попробуйте ею проколоть картофель, получилось? Что случилось с трубочкой? (зарисуйте, то что произошло с трубочкой).
Ответ детей: она согнулась, сломалась.
В: Возьмите вторую трубочку. Закроем отверстие сверху большим пальцем и резко воткнем в картофель. Что вы случилось?
Ответ детей: она, вошла в картошку и проткнула ее.
В: а кто знает, почему так произошло? Хотите узнать?Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри трубочки, делает ее упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, картофель по материалу он природный или рукотворный?
Ответ детей: Природный.
Воспитатель: А в каких случаях он может стать рукотворным?
Ответ детей: Если его отварить, пожарить.
Воспитатель:
Ребята, а вам нравится кататься на каруселях? Мы сегодня проделали большую познавательную работу и я хочу пригласить вас покататься на нашей карусели.
Игровое упражнение «Карусель» с применение технологии ТРИЗ. (На стуле рядом с круглым столом, находятся различные предметы-фрукты и овощи. В: Ребенок выбирает объект с которым мы будм играть.
Выбираем 4 детей, они встают по кругу. По сигналу взрослого «Раз, два, три беги!» дети бегут по кругу. На сигнал «Раз, два, три замри!» останавливаются около карточек с именем признака. Затем поочередно задают вопросы объекту в соответствии с выпавшим признаком, и отвечает на него. Например: объект – яблоко
- (признак - вес) - яблоко, какое ты по весу? Тяжелое. (чтоб узнать какая она по весу ее надо взять в руки).
-(признак - действие) - яблоко, что ты умеешь, делать? Лежать, катиться - (признак - вкус) - Яблоко, какое ты по вкусу? (чтоб узнать какое оно по вкусу ее надо попробовать на вкус).
- (признак - цвет) - Яблоко, какое ты цвету?
Меняется объект и играет вторая подгруппа детей.
Вывод:
Ребята как мне понравилась, что мы сегодня с вами делали. А что вам понравилось больше всего?
Спасибо вам ребята.