Марина Терновская
Овладение техникой речи в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Речи детей в период ее формирования всегда свойственны нарушения звукопроизношения. Прежде всего, это связано с тем, что движения органов артикуляционного аппарата несовершенны (движения языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти). Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способность ребенка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, речь его еще недостаточно чиста и ясна по звучанию. Все возрастные дефекты звукопроизношения, как правило, исчезают у детей к 4 – 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной и чистой речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной, т. е. родители и воспитатели говорили правильно и внятно.
Публикация «Овладение техникой речи в дошкольном возрасте» размещена в разделах
• Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. В ДОУ логопедическая работа проводится по двум основным направлениям – коррекционному и профилактическому. Коррекционная работа проводится специалистом – логопедом, а для педагогов – практиков и родителей детей дошкольного возраста важно профилактическое направление,Такая системная работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но и предупреждает возникновение речевой патологии.
• Техника речи включает в себя следующие разделы: дикция, дыхание, голос, орфоэпия. Параллельно с обучением технике речи обязательно проводится работа по формированию ритмико –мелодической стороны речи – темпа, ритма, логического ударения, мелодики, эмоциональной окрашенности высказывания.
• Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью письма установлена тесная связь. Младшие школьники обычно используют прием проговаривания, и поэтому несовершенство дикции может отразиться на письме в виде пропусков и замен гласных, потери конечных букв или букв внутри слова, а также окончаний слов. Чтение вслух у таких детей будет невнятным, невыразительным,поэтому нередко у данной категории школьников начальных классов может быть частично нарушено понимание прочитанного и затруднен пересказ содержания текста. Таким образом, хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает для ребенка привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.
• Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной тренировки, - процесс управляемый. Существует несколько видов физиологического дыхания, наиболее правильным из них является диафрагмальное дыхание. Его используют как основу речевого дыхания. Дышать нужно обязательно через нос. На фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание. Кроме того, воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.
• Звучный, гибкий, красивый голос формируется на основе правильно поставленного дыхания. У детей могут быть такие голосовые особенности, как неумение говорить шепотом или, наоборот, тихий голос, а также и нарушения голоса: ослабленный, хриплый осиплый или гнусавый голос. Родителям и педагогам рекомендуется беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допуская чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
• Орфоэпия – раздел лингвистики, в котором изучаются правила произношения. Приучить ребенка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо с ранних лет, и речь взрослого (педагога, родителей) должна служить образцом для подражания.
• Основные направления работы по формированию техники речи :
• Развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса,
• Формирование диафрагмального типа дыхания,
• Развитие физиологического и речевого дыхания,
• Развитие голосовой функции,
• Работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи,
• Обучение ребенка соблюдению норм произношения,
• Профилактика нарушений голоса.
В ходе работы над техникой речи рекомендуется обращать внимание на выработку правильной осанки ребенка в процессе речи; развитие слухового внимания, выработку умения внимательно слушать речь говорящего, а также дифференцировать правильную и дефектную речь собеседника. Таким образом, обучение детей технике речи в дошкольном возрасте будет не только иметь большое значение для формирования их речевой и общей культуры, но также являться важной мерой предупреждения нарушений чтения и письма в школьном возрасте, профилактики нарушений голоса.