Александра Акимкина
Овладение начальными графическими навыками в логопедической группе в детсвом саду
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение письменной речью – письмом и чтением – является для человека сложным умственным действием. Это самые сложные навыки, которые человек осваивает в своей жизни. Этот процесс растянут во времени и задействует огромные ресурсы психики. Для его реализации необходимо развитие разных психических функций, т. е. это комплексный поэтапный процесс. Также нужен определённый уровень зрелости психики, личности и сформированных предпосылок.
Перед тем, как научиться писать буквы ребёнок за 2-3 года до школы начинает обучаться определённым действиям, которые потом осваивает в школе. Ребёнок должен уметь:
• правильно сидеть и держать пишущий инструмент – ручку и карандаш;
• проводить ровные вертикальные линии в широкой строке, которая доступна его возрасту. Также проводить линии вполовину строки, удерживать высоту и параллельность этих линий;
• писать овалы. Место начала овала должно совпадать с местом окончания, т. е. овал должен быть замкнутым.
Для успешного овладения письменной речью у ребёнка также должны быть:
• достаточно развитая речь – его словарный запас должен содержать около 7 тыс. слов. Но часто у детей, приходящих в школу, словарный запас примерно 600 слов (по данным исследований Института возрастной физиологии http://www.ivfrao.ru/science/publications/reports/);
• развитый фонетико-фонематический слух, который помогает дифференцировать звуки;
• развитая произвольная организация и регуляция деятельности – они позволяют сосредоточить внимание на инструкции и её выполнении;
• избирательное внимание, помехоустойчивость и постоянство внимания;
• зрительное восприятие, память и контроль.
На логопедических занятиях по графомоторике и звуковой культуре речи мы работаем над данными предпосылками, развиваем учебные навыки, которые являются базой психологической готовности к школе. Для занятий мы подбираем задания с учётом факторов письма - элементарных психических процессов, которые были выделены А. Р. Лурия, а затем уточнены Л. С. Цветковой.
Остановимся подробнее на описании факторов письма.
Это, прежде всего:
1) Нейродинамический фактор, недостаток которого приводит к тому, что нервная система не функционирует полноценно снижается её работоспособность, самоконтроль. На практике мы наблюдаем детей, которые рассеяны, не активны на занятии, с трудом включаются в работу, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, или наоборот, чрезмерно активны, импульсивны, подвижны, гиперактивны. Данные категории детей демонстрируют дефицит нейродинамического фактора.
2) Кинестетический фактор отвечает за позу тела, позу удержания пишущего инструмента, точность движений (мышечное ощущение) и попадание в разлиновку.
У детей с дефицитом кинестетического фактора мы наблюдаем задержку формирования писчего хвата, нарушение тонуса на уровне тела и в кистях рук, неустойчивую посадку за столом, задержку выбора ведущей руки или вынужденную леворукость.
3) Фактор переработки зрительно-пространственной информации помогает сориентироваться в пространстве листа (где начинать писать, где продолжать, как организовать работу на странице, а также умение различать и правильно воспроизводить похожие буквы. Дети, у которых этот фактор в дефиците, могут долго запоминать буквы, их написание, долго пишут зеркально.
4) Кинетический фактор – или динамический компонент функциональной системы письма. Это серийная организация движений, переключение от элемента к элементу, от буквы к букве. Дети, посещающие логопедическую группу, как правило, страдают недостатком координации на уровне общей, тонкой моторики, и в большинстве своём, на уровне артикуляции, которая проявляется в нарушении слоговой структуры.
5) Регуляторный фактор – самый сложный компонент функциональной системы письма.
При дефиците фактора ребёнок не помнит и не соблюдет правила (правила поведения, инструкцию педагога или орфографические правила, не имеет интереса к умственной деятельности, не понимает, зачем это надо, его «хочу» доминирует над «надо».
Занятие по графомоторике включает:
1. Упражнение с мячом.
Упражнение направлено на развитие контроля за своими движениями. Развивает координацию.
2. Ритмическое упражнение под музыку, «ритм ладошками», «работа на ковре двигательной активности».
Упражнения с метрономом развивают ритмическую организацию движений, координацию движений общей моторики. Письмо – ритмический двигательный акт.
Упражнение с ритмом помогает настроить детей на работу, задать ритм предстоящей деятельности. Восприятие музыки осуществляется слуховой сенсорной системой. Ритм музыки может быть той внешней опорой, которая может организовать любую деятельность, в том числе, письмо. Музыкальный слух является источником активации 1 блока мозга и благодаря музыкальному слуху, включается неспецифическая сенсорная система, роль которой - активизация всех слоев коры. Под ритмичную музыку и метроном дети выполняют упражнения на ковре и гимнастику для пальчиков. Данный вид упражнений направлен на развитие кинетического фактора. Способность улавливать ритм и метр звучащей музыки, подстраиваться под него, чтобы выполнить упражнение на ковре или другой вид деятельности, формирует функции программирования и контроля деятельности.
3. Задание на ориентировку в пространстве.
Такие упражнения, как «Стрекоза», «Робот» помогают в ориентировке в тетради, они направлены на развитие зрительно-пространственного фактора письма.
4. Разминка для рук и пальцев.
Гимнастика с тренажёрами: эспандерами, массажными колечками, карандашами, резиночками и другими приспособлениями направлена на разогрев мышц, участвующих в письме, на развитие их силы, ловкости, чёткости в переключении от движения к движению.
5. Выполнение графические ритмов, узоров на чековой ленте.
Упражнения помогают ориентироваться в рабочей строке, развивает ритмичность движений, готовят руку к базовым элементам письменных и печатных букв.
Выполняя это задание, дети пользуются разнообразными пишущими инструментами: мелками, брашпенами, маркерами, карандашами с насадками, если есть необходимость их использования. Особое внимание уделяется эргономичному захвату инструмента.
Задания 4 и 5 развивают кинетический и кинестетический факторы письма.
6. Творческое рисование.
Задания, например, «нарисуй гривы львам», «нарисуй пятнышки жирафам» и др. развивает воображение и фантазию, готовят руку письму базовых элементов печатных и письменных букв. Дети пробуют различные инструменты, тренируют руку, рисуют узоры.
7. Письмо букв.
В качестве дополнительных заданий мы используем копирование фигур, графические диктанты, конструирование буквы из элементов, использование крупной разлиновки для написания букв.
На протяжении учебного года структура занятий остаётся однотипной, но меняется уровень сложности. За счёт этого занятия остаются разнообразными. Однотипная структура занятий снимает тревогу и делает занятие в некоторой степени безопасным, знакомым, понятным, создаёт правила и определённую последовательность деятельности.
Данный подход к построению занятий, разработан учителем-логопедом, детским нейропсихологом, автором обучающих и развивающих игр и пособий методических разработок по коррекции почерка В. Д. Мазиной. Считаем данную методику эффективной и для профилактической работы с дошкольниками.