диана тле
ОУД «Осенние заботы животных и птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема ОУД: «Осенние заботы животных и птиц»
Образовательная область: "Познание"
Раздел: Естествознание
Цель : формирование знаний о явлениях живой природы; познакомить детей с жизнью животных зимой.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе
воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.
Публикация «ОУД „Осенние заботы животных и птиц“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Осень. Материалы для воспитателей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Развивающие: Развивать сенсорные способности и элементарные математические представления. Развивать мелкую моторику пальцев руки. Развивать внимание, речь; развивать интерес к закономерностям в живой природе;
Обучающие: уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой;
Ход занятия:
1. Мотивационно - побудительный этап.
Сюрпризный момент: Ребята, нам пришло письмо от осени. Давайте посмотрим что там написано?
Ребята группы №. пишет вам осень. Ребята, что делать, с моим приходом все насекомые птицы и животные куда-то делись. Расскажите что случилось?
Ребята, как вы думаете куда делись все жители леса?
Что бы ответить на этот вопрос я предлагаю отправится вам в путешествие в лес.
Организационно – поисковый этап.
А на чем мы отправимся с вами в путешествие?
Правильно! На поезде! (звук поезда)
Но для начала я хочу вам показать небольшой видеоролик о животных.
Садитесь на стульчики.
(показ видеоролика)
Но вот теперь мы сможем отправится с вами в путешествие.
1 станция.
Ребята, смотрите что тут у нас. На столе лежит картинка, внимательно посмотрите что на ней изображено. (картинка с изображением насекомых)
Ребята, кого вы видите на этой картинке? Правильно, ребята, на этой картинке изображены насекомые.
- Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, чем там всякая живность занимается (показ картинки)
- Ребята, почему в лесу не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не жужжат над головой?
Ребята, бабочки, жуки, божьи коровки прячутся в кору деревьев и сухие листья (показ картинки коры деревьев и сухих листьев)
Ребята, посмотрите что это за коробка стоит. Показ коробки внутри которой наклеены соты и пчелы. Каждый ребенок смотрит.
Ребята кто это? (это пчелы)
Кто знает как пчелы готовятся к зиме?
Ребята, пчелы в своих сотах (показывают соты) закрывают ходы и зимуют там.
А майские жуки с осени зарываются глубоко в землю. В глубокий сон впадают куколки комаров и мух под корой деревьев, в сухих стеблях, листьях.
Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок на полутораметровой (показываю) глубине в земле. (показ картинки) Так глубоко земля никогда не промерзает.
Красивые бабочки, превратившись в куколок (показ куколок- картинка, как в колыбельках, будут спать до теплой весны.
Ребята, так куда прячутся майские жуки перед зимой?
А ребята, а куда прячутся муравьи?
А бабочки?
Давайте с вами отправимся дальше на поезде.
Вы мы и узнали куда делись все насекомые!
Едем дальше.
2станция.
Смотрите ребята, что вы видите на картинке? На картинке изображены ящерица и лягушонок, змея.
- Ребята, раньше, в теплое время, на дорожке можно было увидеть ящерицу или лягушонка.
Где живут лягушата? (водоёмах)
-Как они готовятся к зиме? (Ответы детей).
Как только похолодает, лягушки зарываются в тину на дне водоемов
Ребята, смотрите, кто еще тут у нас есть? (показ картинки змеи)
А как готовятся к зиме змеи и ящерицы
-, ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или под трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
Куда прячутся лягушки?
Куда прячутся змеи?
Вот мы с вами и узнали о лягушках, ящерицах и змеях. Давайте с вами дальше отправимся
3 станция
Давайте пройдем к другой станции.
- Пока мы ходили по осеннему лесу, и птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? (Ответы детей).
- Птицы улетают в теплые края.
Все птицы улетают в теплые края? Какие птицы улетают (Ласточки, скворцы, соловьи, иволги, стрижи, дрозды, журавли, лебеди др.)
- Как называются птицы, которые покидают родные края и улетают? (Перелетные).
- Почему они не смогут перезимовать у нас? (Перелетные птицы – насекомые зимой прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма).
- В небе слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей, ласточки собираются стайками на проводах. Отлет птиц долго готовится. Отлетают птицы не спеша. Жалко расставаться с родным краем. Птицы знают, что путь очень далекий и лежит через горы, леса, реки, луга, моря. И многие птицы гибнут на этом пути. Не выдерживают таких трудностей.
4 станция
Наливаю в объёмную ёмкость воду, ложу на дно заламинированную картинку животных, затем подкрашиваю ее гуашью любым цветом, беру карандаш и спрашиваю у детей, каких животных мы нашли.
(показ игрушки ежа)
Ребята, а вы знаете как готовится к зиме еж?
Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев. (Показ гнезда) Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
- Ребята, а каких вы еще знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (медведь)
Показ игрушки медведя
- А где зимует медведь?
Он тоже осенью роет себе глубокую нору?
Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель приготовил себе в яме. А елочки, что по краям той ямы росли, подгрыз - они наклонились и в шатер пушистый превратились. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны. Ребята, оказывается осенью надо ходить по лесу осторожно, тихо, чтобы не разбудить уже заснувших животных.
Вывешиваю картинку барсука
Ребята, кто это? (барсук)
Ребята, это животное называется барсук.
А вы знаете как барсук готовится к зиме?
- ребята барсуку, не надо делать запасы. За осень барсук так отъедается! Становится такой жирный, что еле-еле передвигается. Но норку строит усердно, таскает листья, сухие веточки, мох. Постель должна быть мягкой – несколько месяцев спать до весны.
как готовится к зиме барсук?
А как готовится к зиме медведь?
Ребята, а кто приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста? Гнездо это старательно выстлано травой и листьями
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
(Встать в позу медведя)
Головой своей крутили
Вот так, вот так.
(повороты головы)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
(наклоны вперёд)
Вот так,вот так.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
(наклониться к полу)
Вот так, вот так
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали.
Вот так, вот так. (показать)
5 станция
Давайте с вами пройдем дальше и посмотрим какие животные там?
- Ребята, посмотрите на картинку (белочка в дупле)
А где ребята, живет белочка?
Чем занимается белочка в осенние прохладные деньки? (Ответы детей).
Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди (вывешиваю картинки грибов, шишек и орехов)
- зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу кладовочки есть. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. Еще найдет, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает так много запасов, что за зиму сама не съедает. Очень трудолюбивая белочка.
Ребята, как готовится к зиме белочка?
6 станция
Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
Как вы думаете кто же эти животные? (Лиса, заяц, волк, олень и др.)
Давайте пройдем дальше и проверим правильно, ли мы назвали этих животных?
Наливаю в объёмную ёмкость воду, ложу на дно заламинированную картинку животных, затем подкрашиваю ее гуашью любым цветом, беру карандаш и спрашиваю у детей, каких животных мы нашли.
Иллюстрации животных (Лиса, заяц, волк, олень и др.)
Кого вы видите на картинке? (Лиса, заяц, волк, олень и др.)
Ребята, а эти животные впадают в спячку?
А почему они не впадают в спячку?
- Всем этим животным щедрая осень «раздаривает» теплые пушистые красивые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.
Ребята, а как заяц готовится к зиме? (он меняет шубку с серой на белую)
А почему он меняет свою шубку? (что бы его было плохо видно на фоне снега)
Ребята, а зачем он меняет шубку? (слишком много врагов, а на белом снегу его зимой плохо видно)
- Правильно, у зайца слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят.
Так же ребята лиса, олень и волк меняют свои шубки. (с летних шуб на зимние тёплые)
Ребята, как готовится к зиме заяц? а для чего он меняет шубку?
Молодцы ребята.
Игра на закрепление.
Наклеить на кубик различных животных. Я кидаю Кубик какой животное выпадает, ребенок рассказывает о этом животном, всё что запомнил, так несколько детей.
2. Рефлексивно – коррегирующий этап.
Ребята, очень вас благодарит, за то что вы ей рассказали куда делись все жители
Итог: Ребята, что вы сегодня узнали о животных?
Как готовится к зиме белочка?
Как готовится к зиме барсук, медведь?
Ребята, смотрите, пока мы с вами занимались, нам кто-то принёс листочки. Ребята, если занятие было интересным, познавательным и вам всё понравилось, то возьмите желтый листочек, а если вы на занятии испытывали затруднения и не чего нового не узнали, то возьмите красный листочек.