мария шахтарина
Отношение дошкольника к своему здоровью, к себе и спорту. Выявление интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Колосок» п. Ждановский
автор статьи: инструктор по физической культуре
Шахтарина Мария Александровна
СТАТЬЯ
Отношение дошкольника к своему здоровью, к себе и физической культуре. Выявление интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности
Приобщение интереса у детей к ценностям физической культуры имеет глубоко личностный характер, обусловленный неповторимостью каждого ребенка и уникальностью накопленного им опыта
Публикация «Отношение дошкольника к своему здоровью, к себе и спорту, Выявление интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности» размещена в разделах
В процессе освоения ценностей физической культуры не просто накапливаются факты, а развиваются субъективные качества личности дошкольника. Конкретизация этой идеи осуществляется на основе овладения личностью субьектным опытом физкультурно-оздоровительной деятельности, наличием эмоционально-ценностного отношения к данному опыту, а также способности личности пользоваться усвоенным опытом в различных сферах своей жизнедеятельности. Каждый двигательный акт происходит в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок получает возможность приобрести в единицу времени большой объём информации, что способствует ускоренному формированию его психики. Взаимосвязь двигательной деятельности и психических процессов (внимание, памяти, мышления, воображения и т. п.) раскрыта в работах ряда учёных (А. А. Антонов, А. С. Дворник) В исследованиях показана возможность превращения двигательной активности из физической потребности развивающегося детского арготизма в способность произвольному осуществлению двигательной деятельности (А. В. Запорожец, Г. П. Позднякова, Н. В. Феногенова,развитию активности и самостоятельности (И. М. Воротилкина,Т. Э Такаева, В. А. Шишкина, самооценке (Л. И. Бершедова, Г. П. Лескова, Г. А. Петрушина, мотивации творческой деятельности (Т. П. Бакурова, О. Н. Коган, В. Н. Шебеко)
Освоение и присвоение содержания физической культуры осуществляется на основе:
-игровых проблемных ситуаций, предваряющих выполнение движений;
-совместного поиска решений;
-формирования ценностей, потребностей, интересов.
Следовательно, физические упражнения рассматриваются учёными шире, чем только, как средства формирования двигательных умений и навыков, физических качеств дошкольников. С их помощью ребенок получает информацию об окружающем мире и о себе, учиться осознавать себя как часть природы и общества.
Поэтому педагогическая технология физического развития и воспитания культуры здоровья дошкольника как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности должна развёртываться с учётом этих механизмов и закономерностей: от первоначального сообщения знаний о себе, своём здоровье и физической культуре через формирование умений и навыков, способностей их применения в специально организованной совместной деятельности к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляя при этом всю палитру чувств и настроения, двигательное творчество. Благодаря чему у ребёнка наблюдаются такие показатели субъективности, как интерес, избирательность, инициативность, предпочтения в выборе любимых движений, независимость в выполнении физических упражнений.
В этой связи процесс физического воспитания должен быть ориентирован на формирование первоначальных основ «азбуки здоровья» и «физической культуры» в дошкольном возрасте до 7 лет в физическом развитии ребёнка особое значение имеет эмоционально-двигательная сфера, опосредующая осознанное отношение к дальнейшему восприятию информации о способах жизнедеятельности человека, его здоровья.
При проведение физкультурных занятий нужно иногда давать детям самостоятельно принимать решения в выборе физических упражнений. Обеспечить ребенку возможность самому независимо инициативно использовать свой двигательный опыт, ставить цель, выбирать средства, проявлять настойчивость в её достижении, давать оценку своим поступкам
Исходя из представлений о самостоятельности ребенка, выделяют следующие показатели:
-активность ребенка в постановке цели физического упражнения, его выборе, т. е. умение поставить цель самостоятельно;
-автономность ребёнка в описании последовательности своих намерений, т. е. элементарное прогнозирование;
-независимость в процессе выполнения физического упражнения;
-самооценка результатов своей деятельности;
- перенос двигательного опыта в новые условия.
В изучении проявлений самостоятельности в процессе выполнения физических упражнений необходимо выяснить затруднения ребенка, прчины потери самостоятельности в процессе выполнения двигательных задач.
Для прививная интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности задания даются детям в игровой доступной форме, что обеспечивает свободу ребенку и позволяет легко адаптироваться к условиям выполнения заданий.
Задания могут иметь характер проблемных игровых ситуаций, которые постепенно усложнять
Задания на выявления интереса к физкультурно-оздоровительной
деятельности
«Помоги зайке»
Ребенку можно предложить вспомнить движения, которые лучше всего у него получается, и показать зайке, пояснить, как это движение лучше выполнить.
«Жил был маленький зайка. В лесу было холодно и сыро. Он очень часто болел, врачи ему давали много лекарств, но ничего не помогало. Совсем худо зайкчишке. Однажды услышал он, что в детском саду есть девочка Света или мальчик Стёпа или ребята и только он (а, они) может (гут) помочь ему. Вы знаете разные физические упражнения, которые могут зайчишке стать здоровым. Что вы умеете делать? Помогите зайчику, покажите ему свои любимые упражнения. А теперь расскажите зайке, как нужно выполнять их, что бы стать здоровым».
Это задание направлено на выявление отношения ребёнка к себе, изучение характера и уровня проявления самостоятельности в использовании своего двигательного опыта, способности, описание последовательности своих действий, намерений.
«Выбери сам»
Задание можно проводить в форме дидактической игры «Чудесный мешочек». Перед ребенком разыгрывается ситуация: пес Шарик нашёл в лесу большой мешок, раскрыл его и удивился-он совершенно не знает, что делать с вещами, которые лежат там. Поэтому пришёл в детский сад посоветоваться и поучиться, взял свой фотоаппарат, чтобы сфотографировать детей. Он потом и коту Матроскину покажет фотографии, вместе полюбуются. Инструкция: «В этом мешке лежат разные физкультурные пособия, ты выбери любое, какое хочешь. Почему ты выбрал этот предмет? Расскажи, что ты будешь делать. А теперь покажи мне, как ты будешь делать, постарайся как можно лучше, а я тебя сфотографирую.
Если в ходе выполнения задания ребёнок обращается за советом, ему повторяют только последовательность выполнения : сначала расскажи, а потом покажи действие.
С помощью этого задания определяется умение прогнозировать свои намерения в условиях выбора между новым и знакомым физкультурным инвентарём, составлять рассказ о последовательности своих упражнений с этим пособием, а также соответствие описания движения реальному процессу выполнения.
«Трудный мостик»
Суть задания заключается в том, что под большим секретом ребенкузачитываеться письмо: «Доктор Айболит собирается в путешествие, ему нужны только самые выносливые и терпеливые дети, которые не бояться любых испытаний. Он пишет, что только девочка (имя) или мальчик (имя) справится с трудным заданием. Он верит, что ты сможешь выполнить его до конца».
Инструкция: «Нужно пройти по трудному мостику (гимнастической скамейке высотой 40 см, длиной 5м, шириной 25 см, на которой разложены кубы высотой 15 см на расстоянии 30 см, перенести 10 тяжёлых мячей весом 0,5 кг, переложить из одной корзины в другую (корзины стоят у обоих концов скамейки) Подумай как будешь выполнять задание и расскажи мне об этом упражнении. Приступай к выполнению задания. Если справишься с заданием, вот значок от Айболита- он возьмёт тебя с собой путешествие по Африке
Задание «Трудный мостик»
Это задание даёт возможность изучить процесс его выполнения при постепенном нарастании мышечного напряжения, способность к сохранению цели задания и правильному выполнению трудного упражнения в равновесии; характер независимости и инициативы ребёнка. Чем лучше ребёнок анализирует содержание двигательной задачи, тем точнее и правильнее результаты, ярче проявляется самостоятельность в процессе выполнения физических упражнений. В этом задании есть возможность наблюдать причины затруднений на каждом этапе его выполнения и способность саморегуляции ребёнка.
«Проверь себя»
Задание заключается в том, что педагог предлагает ребёнку прыгнуть в длину с места. Однако перед выполнением прыжка ребенок должен сказать, до какой игрушки он сможет допрыгнуть. Разметка выполняется следующим образом: на минимальном расстоянии (30см) ставиться игрушка жёлтого цвета, на среднем (50см) - зелёного, на максимальном расстоянии (80см)-красного. После выполнения каждой попытки ребёнку ребёнку задаётся вопрос на оценку своего результата: «Почему ты сказал, что до этой игрушки допрыгнешь, а сам не допрыгнул (допрыгнул, перепрыгнул?»При этом фиксируется, как ребёнок анализирует ситуацию, в какой мере может аргументировать свою оценку.
Это задание служит средством проверки способности прогнозировать, осознавать, анализировать свои действия и давать им оценку.
Наблюдая за детьми, которые выполняют задание на выявления интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности можно определить: проявляет ли ребёнок интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности, произвольное поведение на физкультурных занятиях, проявляет ли ребенок коммуникативные способности в общении со сверстниками и воспитателями, эмоциональное состояние, вызванное интересом/ его отсутствием к заботе о себе и своём здоровье, есть ли у ребёнка потребность к регулярным занятиям физической культурой.
Список литературы:
Бернишейн Н. А. Физиология движений и активность/ Под ред. О. Г. Газенко, М. 1990
Воротилкина И. М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возрастав процессе физического воспитания: Автореф. дис. …канд. пед. наук. Хабаровск,1998
Малинина С. В. Физкультурная деятельность, как основа формирования физической культуры: Автореф. дис. …канд. пед. Наук. СПб. 2000.
Токаева Т. Э. Ребёнок дошкольного возраста как субьект физкультурно-оздоровительной деятельности// Инструктор по физкультуре. 2010.№4.
Токаева Т. Э. Мир физической культуры и здоровья. Перьмь, 2004.