Татьяна Захарченко
Открытый урок. За или против?
▼ Скачать + Заказать документы
Какое место занимает открытый урок в современной школе? Часть учителей относится к ним отрицательно, выделяя, прежде всего, показной характер этих уроков. Другие учителя признают пользу открытых уроков, характеризуя их как лабораторию педагогического опыта, профессионального обмена мнениями. Вопрос этот не нов. Он волновал и волнует всех учителей: и молодых, и начинающих, и умудрённых опытом. Но особенно остро он стоит сегодня, когда перестраивается наша система просвещения, когда меняется отношение общества к школе. Некоторые учителя считают, что обновление школы – это обязательная ломка всего старого, это отказ от того, чем жила наша школа последние годы. И поэтому сегодня понятие «открытый урок» они воспринимают почти как архаизм.
Публикация «Открытый урок, За или против?» размещена в разделах
Из опыта работы знаю, что у открытого урока есть сторонники и противники. И каждая группа находит свои аргументы «за» и «против». Это вполне естественно, так как любое действие или явление имеет позитивные и негативные стороны. Нельзя однозначно и утвердительно сказать: «открытые уроки необходимо отменить» или, наоборот, «обязательно проводить».
Нужны ли сегодня открытые уроки? Что они дают учителям, учащимся, присутствующим гостям? Урок – процесс сложный. Присутствие на уроке чужих глаз может нарушить единение учителя и учеников. Многие педагоги считают, что присутствие посторонних людей намного снижает внимание и работоспособность учащихся, создаёт для определённой группы ребят нервозную обстановку. Иногда больших нервов эти уроки стоят и учителю, отважившемуся проводить их. В этом состоит главная мотивировка противников открытого урока.
Но есть и другая сторона. Как учитель может познакомиться с новаторскими приёмами, с новыми методическими находками? Как узнать, над какими проблемами работают твои коллеги? В конце концов, как сверить свою работу с работой других учителей? Как ответить на непростые порой вопросы: «То и так ли я делаю? Не отстала ли от современного уровня преподавания?» Открытый урок – это окно в этот огромный и изменяющийся мир, мир творчества и профессионализма. Проводя открытый урок, учитель, демонстрирует использование всех его компонентов, обеспечивающих синхронность обучения и уверенное продвижение учеников к поставленной перед ними цели, что является главным критерием урока.
Для меня всегда открытый урок был приглашением к совместному раздумью. Учитель знакомит своих коллег – единомышленников с новыми педагогическими находками, показывает, как он разрешает ту или иную проблемную ситуацию урока, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта.
Наблюдающий урок определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь вводимыми, изучает возможность достижения предлагаемой новацией цели обучения с меньшими затратами времени и сил. При наблюдениях на открытом уроке посещающий его педагог также отвечает на вопросы, сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте? Каковы границы его применения? Какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе? и т. д. Таким образом, изучается опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, а значит, одновременно подвергает оценке и своя деятельность.
Следовательно, открытые уроки шлифуют профессиональное мастерство как проводящего, так и посещающего их педагога. Первый апробирует или совершенствует новые методические изыскания, второй преломляет их сквозь призму своей эрудиции, опыта и потенциала, чтобы всё увиденное и услышанное творчество переработать и использовать на своих уроках.
Отвечая на вопрос: «За или против», я говорю: «За!» Пожалуй, помню каждый данный мною открытый урок. Это были и конкурсные уроки, и уроки обмена опытом, и семинары, и открытые уроки для родителей. И каждый из них – это движение вперё д: и моё, и моих учеников!