Людмила Ахватова
Открытый урок в рамках опорной площадки по функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»
Тип урока : урок закрепления и применения предметных знаний и умений.
Цели.
Образовательная: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по повторению приемов сложения вычитания от 1 до 100, развивать умение решать задачи на основе жизненных ситуаций, познакомить с понятиями, относящимися к финансовой грамотности.
Воспитательная: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, умения работать в паре; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.
Публикация «Открытый урок в рамках опорной площадки по функциональной грамотности» размещена в разделах
Планируемые результаты:
Личностные:
• Осознание практической важности знания математических навыков сложения и вычитания от 1 до 100
• Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в паре.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Умение выявлять проблему
• Умение определять и придерживаться цели
• Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат
Познавательные УУД:
• Умение работать с информацией
• Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, составлять план
• Развитие интереса и формирования стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности.
Коммуникативные УУД:
• Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку.
• Умение работать в парах.
Предметные:
• Повторить умение выполнять вычисления вида от 1 до 100,
• Закрепление знаний нумерации, случаев сложения от 1 до 100,
• Применение знаний в жизненных ситуациях.
Этапы урока
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздороваемся. Зарядимся хорошим настроением- протянем друг другу ладошки и замкнем их, покачаемся, как лодочки на воде, и улыбнемся. И с хорошим настроением приступим к работе. И так готовы?
– Сегодняшний урок я начну словами древнегреческого философа Саади: «Ученик, работающий на уроках без желания, что птица без крыльев». И я хочу, чтобы желание учиться, узнавать новое, было не только на сегодняшнем уроке, но и всегда. Только при помощи «крыльев» вы будете подниматься всё выше и выше. Нужно постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.
Откройте тетради. Положите их с наклоном перед собой. Какое сегодня число?
(20 октября) Охарактеризуйте это число. (Это число двузначное, в его записи используются две цифры).
2. Актуализация, повторение, закрепление и отработка полученных знаний.
Устный счёт.
Запишите только ответы
1. Увеличь число 32 на 4.
2. Сумма 23 и 5
3. К какому числу надо прибавить 1, чтобы получилось 60?
4Уменьшите число 76 на 1.
5. Увеличь 51 на 6
6. Запиши число, в котором 4 десятка и 8 единиц.
7. Первое слагаемое — 7, второе — 8. Найди сумму.
8. К числу 32 прибавили 2 десятка.
9. Какое число на 1 меньше 90?
10. Найдите разность чисел 20 и 1.
Работа в парах. Сверяют ответы друг с другом и проверяют по образцу (На доске с обратной стороны).
36 28 59 75 57 48 15 52 89 19
3. Сообщение темы, цели урока
- Пришло время узнать тему нашего урока.
Посмотрите на экран. Записаны выражения (слайд) :числовые выражения типа 30+2, 40+8, 76-6, 82-80.
- Какой теме урока соответствуют эти выражения?
Ответ: Сложение и вычитание чисел в пределах 100
- Сегодня урок повторения и обобщения полученных знаний.
Какие цели вы ставите перед собой?
Ответ: повторить нумерацию чисел, вспомнить случаи сложения в пределах 100, закрепить полученные знания, научиться быстрее считать, без ошибок считать…
- Скажите, а зачем нам это нужно?
Ответ: пригодится в жизни – в старших классах будут более сложные задания, которые надо высчитывать быстро и правильно, при покупке в магазине и т. д.
4. Создание проблемной ситуации.
А сейчас внимание на экран. Будьте внимательны, я буду задавать вопросы.
Включает фрагмент сказки. (слайд)
- Фрагмент, из какой сказки на экране? («Муха — Цокотуха»)
Учитель читает фрагмент из сказки:
«Муха, Муха - Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
- Кто автор? (К. И. Чуковский)
- Как зовут главную героиню этого фрагмента? («Муха — Цокотуха»)
-Что нашла Муха? (денежку)
- Куда она её потратила? (купила самовар)
Нужда человека в каком-либо товаре или услуге, желание его получить называются потребностью. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. На решение о той или иной покупке оказывают влияние степень необходимости, цена, собственные вкусы и предпочтения, советы знакомых, реклама. Покупки предметов первой необходимости, которые совершаются ежедневно, еженедельно, не требуют долгих размышлений и часто совершаются автоматически. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные.
Так чему будем учиться на этом уроке? ( Ответы детей: Будем учиться правильно, расходовать и экономить деньги.
Правильно мы сегодня будем «Учимся разумно тратить деньги».
Что же такое деньги? (Ответы детей)
Слайд (металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле продаже)
Задание № 1:
- Куда пригласила Муха-Цокотуха тараканов? (на чаепитие) (слайд)
Сейчас вам нужно помочь Мухе –Цокотухе. Помните, когда мы говорили о денежных номиналах, мы нарисовали с вами монету номиналом в 10 рублей. Положите её перед собой. Представьте, что Муха-Цокотуха нашла ещё одну монету достоинством 10 рублей. У вас на столах карточки с перечнем товаров. На этой монете напишите,какие бы вы приобрели необходимые товары для чаепития.
Название товара и его стоимость Правильный ответ
Самовар — 3 руб. +
Бананы — 1 руб.
Торт — 2 руб. +
Конфеты- 1 руб. +
Баранки — 1 руб. +
Мороженное — 1 руб.
Сахар кусковой — 2 руб.
Сахарный песок — 1 руб. +
Скатерть- 1 руб.
Чай — 1 руб. +
Салфетки — 1 руб. +
Чипсы — 1 руб.
-Молодцы, справились с заданием. Какой мы можем сделать вывод?
(разумно деньги экономить, а не тратить)
Физкультминутка
Потрудились — отдохнём.
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжение работы по теме урока.
Задание №2 (задача)
Медвежонок в воскресенье на ярмарке продал 5 баночек с мёдом. С каждой баночки он зарабатывает по 2 монеты. Посчитай, сколько заработал медвежонок.
Решение: 2+2+2+2+2=10 монет
Ответ:10 монет заработал медвежонок.
Задание №3
Работа с учебником: стр. 54 № 17 (1 человек у доски)
5. Закрепление геометрического материала
Возьмём в руки карандаш, запишем графический диктант.
а) отступите 2 клетки, поставьте точку 1
б) от точки 1 отсчитайте вниз 4 клетки, поставьте точку 2
в) от точки 2 вправо отсчитайте 6 клеток, поставьте точку 3
- Возьмите линейку, соедините все точки.
- Какая фигура получилась?
- Что можно сказать об этой геометрической фигуре? (треугольник)
Задание : измерьте стороны треугольника и найдите его периметр.
- Что называется периметром?
- Проверка. Чему равен периметр треугольника? 9 см
- Как узнали (Слайд) : 2 + 3 + 4= 9 (см)
- У кого также? (Дети поднимают зелёный карандаш, если выполнили правильно и красный, если допустили ошибку.)
- Молодцы!
6. Рефлексия. Мы справились с задачей? Что мы делали? Для чего? Кто лучше всех проявил себя? Молодцы! Похлопали себе!
Покажите смайлик, который подходит именно вам после выполнения заданий на уроке
1. Я отлично работал, всё понял, могу объяснить другим. Настроение отличное (зеленый)
2. Я работал хорошо, настроение улучшилось. (желтый)
3. Мне нужна консультация. Настроение стало хуже. (красный)