юлия сизухина
Открытый урок по познанию мира «Мы — жители Земли» экологический вестник
Сизухина Ю. В.
Фестиваль инновационных идей
Открытый урок
по познанию мира
«Мы - жители Земли»
2010 год
Экологический вестник «Мы - жители Земли»
Цель: формирование у детей экологического мировоззрения.
Задачи: сформировать представление детей о том, что человек- часть природы, развивать экологический взгляд на мир,
Публикация «Открытый урок по познанию мира „Мы — жители Земли“ экологический вестник» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
помочь каждому ребёнку приобрести чёткие представления о нормах и правилах поведения на природе.
Оборудование:
интерактивная доска, музыкальное сопровождение, текстовый материал.
Тип урока : урок-рассуждение
Технология: развивающее обучение.
Система обучения: нетрадиционный урок
Методы и приё мы: поисковый, интерактивный, дедуктивный.
Вид деятельности: групповая работа.
«Человека не может не занимать природа,
он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её»
И. С. Тургенев.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют облик Земли, а тем самым условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет дальше: Ведь Земля- наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой Земле должно быть для нас родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёзка, и птицы, и рыбы, и насекомые. А вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к родной природе! Нам всем надо понять, что леса, реки, луга оказались на краю гибели «Взрослых» экологических проблем детям пока не решить. Но кое-что ребята уже могут сделать. Сегодня в нашем разговоре о спасении природы принимает участие две команды «Орлята» и «Тополь».
3. Слово для представления команд учащимся
Представление 1-ой команды:
Мы решили назвать свою команду «Орлята». Эмблема нашей команды- орёл. Наше село расположено в зоне лесостепей. Орёл- это птица степей. Он имеет стройное, мощное тело, большой клюв, сильные ноги, покрытые перьями, размах крыльев до 2 метров. Гнездится на земле и на возвышенностях. Основная добыча- суслики. В настоящее время орёл стал редкой птицей, потому что несознательные люди, экологически безграмотные охотники и пастухи уничтожают этих птиц, разоряют их гнёзда. Погибают орлы и от короткого замыкания, когда строят свои гнёзда на линиях электропередач.
Представление 2-ой команды:
Тополь- типичное для нашего края широко распространённое дерево, которое в большом количестве высаживается на территории нашей области, особенно вдоль дорог. Это неприхотливое растение обладает высокой способностью улавливать газы и пыль. Его семена распространяются ветром.
Учитель:
Вы уже много знаете интересного о родной природе, можете посадить дерево, ухаживать за ним, подкармливать зимой зверей и птиц. И для того, чтобы на земле шумели леса, расцветали полевые цветы, пели птицы, надо любить родную природу и беречь. Это под силу и маленьким и взрослым. Сохранность природы зависит от каждого из нас.
Страница 1. Вода и жизнь.
1. Что является основным источником загрязнения водоёмов?
(ответы детей) промышленность, с\х, ЖКХ.
Около 1\4 сточных вод поступают в водоёмы без всякой очистки. Каспийское море, Балхаш, Арал, Сырдарья- это только некоторые адреса экологических проблем. А маленькие речки и озёра не только теряют свою чистоту, но зачастую совсем исчезают с лица Земли.
Презентации (Сырдарья, Каспий)- от каждой группы участник
2. Необыкновенные животные водоёмов
1 команда рыба – электрический скат
Местонахождение: Египет - Красное море - глубокое погружение - день – ночь. Электрические скаты — жители морского дна, и передняя часть тела у них округлая. Они обладают необычной и эффективной способностью к ловле добычи с помощью электрического шока, производимого их специальными органами, сходными с аккумуляторными батареями
Электрические скаты- отряд рыб, называемый иногда отрядом гнюсообразных. Тело уплощённое, почти круглое, толстое и мясистое. Длина до 1,8 м, весят до 90 кг. Имеют электрические органы, расположенные по бокам туловища. Обитают в тропических и субтропических морях, в основном на мелководье, некоторые виды — на глубине до 1000 м. Питаются преимущественно донными беспозвоночными Промысловое значение электрических скатов невелико.
(фотопрезентация)
Представление 2 команды:
вьюн- рыба-барометр
Он очень чутко реагирует на изменения атмосферного давления. Пред ненастьем он начинает беспокоиться и поминутно высовываться на поверхность. По его поведению можно предсказать изменение погоды даже за сутки. В ряде стран, например в Японии, вьюнов специально держат для этого в аквариумах. По поведению рыб учёные узнают не только об изменениях погодных условий, но и о приближении таких стихийных бедствий, как цунами и даже землетрясение.
(показ фотопрезентаций)
3. Назовите крупные водоёмы нашей страны? (ответы учащихся)
- Какой самый большой водоём в нашей области?
Выступления учащихся (рефераты об озере Тенгиз)
Презентация (озеро Тенгиз Кургальджинский заповедник)
Страница 2 «По страницам Красной книги»
Стихотворение «Красная книга»
Охраняется красною книгой
Столько редких животных и птиц
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери и змеи, охраняются даже цветы.
Красная книга- красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига, всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, красная книга.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо всё на земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем, а себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
Охранять от опасности нужно
Защищать у людей на виду:
Чистоту, бескорыстье и дружбу
И доверие, и доброту.
И скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас
В эту книгу внесите, в эту книгу внесите
Человека всех наций и рас.
Учитель:
Природа нашего края удивительна и разнообразна. Природа края, в котором мы живём- это единый живой организм. На территории нашей области обитают уникальные виды растений и животных, многие из которых занесены в Красную книгу.
Викторина «Что такое? Кто такой?»
1. Это крупное хищное насекомое с вытянутым телом. На длинных передних лапах имеются шипы, с помощью которых насекомое захватывает добычу, интересна и характерна поза этого насекомого, она напоминает молящегося человека. (богомол)
2. У этого насекомого две пары прозрачных крыльев с перепонками, тело покрыто волосками, питается нектаром, очень полезен природе, так как он опыляет цветковые растения. Живёт в общине семьёй. (шмель)
3. Большие белые птицы, живущие в нашей стране, занесённые в Красную книгу. (большие белые журавли - стерхи)
4. Когда эта птица в полёте, то кажется что движется огромное пламя. (фламинго)
5. Он шипы свои выставил колкие, шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберём, полезных плодов для аптеки нарвём. (шиповник)
6. Тонкий стебель у дорожки, на конце его- серёжки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит ранки ног и рук. (подорожник)
7. У этого растения длинный стебель, круглые плавающие листья и белый нежный цветок. Цветёт в июле- августе, украшает поверхность воды. (кувшинка)
8. Это животное пустыни занесено в Красную книгу. Оно может пробежать до водопоя 50-60 км. (антилопа-джейран)
Экологические задачи.
А) в чистом пруду жило 50 рыб. Отходы с фабрики загрязнили воду. Чтобы спасти рыб, их необходимо перевезти в другое водохранилище. К сожалению, в грязной воде 20 рыб погибли. Посчитайте, сколько рыб удалось спасти?
Б) в парке был 61 скворечник. 20 из них сломалось. Ребята починили 5. Сколько сейчас в парке не сломанных скворечников?
В) в лесу росло 99 красивых дубов. Неосторожный мальчик оставил на опушке леса стеклянную бутылку, которая стала причиной пожара. После того, как пожар потушили, выяснилось, что осталось только 73 дуба. Сколько деревьев сгорело во время пожара?
Динамическая пауза (музыкальный фон)
Разбор экологических ситуаций (карточки-задания)
«Кто прав?»
1) Идя на экскурсию,дети увидели сон- траву. Петя хотел сорвать и принести её в класс, а Наташа предложила выкопать и посадить её на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто из них прав.
Ответ: сон-траву нельзя рвать, она взята под охрану- занесена в Красную книгу. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посеять на не слишком затенённом месте.
2) Серёжа рассказал о том, что когда они с папой гуляли по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи, что он поступил неправильно?
Ответ: кострище в лесу не зарастёт 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета- 200 лет. На месте кострища образуется ранка- выгорит трава, корешки, насекомые, обуглится часть почвы.
Вывод: мусор необходимо унести с собой, а костёр разводить на специальном приспособлении на ножках, вдали от деревьев, поближе к воде.
Страница 3 : Птичьи разговоры.
-Чтение диалогов по ролям, ответы на вопросы.
Синица и Белка (1 группа)
- Ты чего, Белка из гнезда не вылезаешь?
- Я, птица – Синица, тепло берегу. На дворе нынче студёно, я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.
- А чем же ты кормишься?
- У меня с лета сухие грибы припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы – то и отсижусь!
Зяблик и Дятел (2 группа)
- Уж больно бережёшь ты, Дятел, свой нос. Всё о сучки его чистишь!
- Мне, зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь- носом стучи. Короеда несчастного выбить – и того носом. Голова кругом!
- Ох, Дятел, и стукатливая у тебя жизнь! Всё носом- того и гляди без носа останешься!
Вопросы к содержанию:
Как белочка зимует? Почему она не впадает в спячку?
Почему дятел не улетает на зиму? Почему его называют санитаром леса?
Какую роль играет в жизни дятла клюв?
Экскурсия в лес «По грибы без лукошка»
Учитель:
Говоря о лесе, нельзя не сказать о грибах. Богат наш лес ими! Это и грибы- боровики, подосиновики, грузди, подберёзовики, белые грибы, опята, рыжики, сыроежки… огромную роль в развитии природы играют грибы, грибы помогают расти дереву, поставляя им из почвы с водой минеральные соли, полезные вещества. В свою очередь и грибы ор дерева получают питательные вещества, каждый вид гриба связан с определё нной породой дерева: подосиновик- живёт под осиной, подберёзовик – под берёзой. Не будь этих деревьев- исчезнут и эти грибы. Грибами питаются лесные жители, для многих это не только питание, а ещё и лекарство. Грибы очищают почву от вредных веществ. Грибы, как губка впитывают их в себя. Поэтому грибы, собранные вблизи дорог, становятся небезопасными для жизни и здоровья людей. Основная масса грибов погибает из-за нарушения грибницы при неправильном сборе.
Правила сбора грибов (заготовки детей) д\з
Как собирать грибы
1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку.
Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножиком.
3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них,могут оказаться ядовитые!
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, помни,что они нужны лесу.
Загадки про грибы.
1. Не спорю, не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)
2. В красной шапочке расту среди корней осиновых
Меня увидишь за версту, зовусь я… (подосиновик)
3. Нет грибов дружней, чем эти, знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
4. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички золотистые… (лисички)
5. Сорвал я красный гриб в лесу, любуюсь на его красу.
На белой он ножке, на шляпке горошки.
А люди говорят, что в нём опасный яд. (мухомор)
6. Когда за грибами ты в рощу идёшь, её непременно с собою берёшь. (корзина)
Игра «По грибы без лукошка»
Задание
На доске изображены грибы.
Собрать в разные корзины отдельно :
съедобные, несъедобные грибы.
Проверка. (слайд)
4, 5, 6, 8 – съедобные 1, 2, 3, 7 - несъедобные
Рефлексия
План - проект (команды составляют на ватманах) защита.
Итог урока
Берегите эту землю, эту воду. Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя.
Есть одна - планета сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц встречая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!
Учитель:
Наша планета Земля во Вселенной одна. А значит мы люди, должны жить в мире и согласии с природой, уважать её законы, беречь, охранять!
Урок окончен. Спасибо за активную работу.