Татьяна Степанова
Открытый урок «Традиции народных праздников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Традиции народных праздников»
Цель: формировать знания детей о праздничных традициях русского народа.
Задачи:
• обучать умению слушать;
• развивать коммуникативные навыки;
• вовлекать детей в исполнение речевых игр, танцев;
• организовать непринужденное общение;
• развивать внимание, память, любознательность;
• активизировать словарный запас и развивать связную речь;
• формировать общечеловеческие нравственные качества.
Публикация «Открытый урок „Традиции народных праздников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Индивидуальная работа с Ритой Ш. – работать по обводке, складывать лото.
Словарная работа: традиция.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Оборудование: слайд-презентация, сундучок, русский народный костюм, обруч с лентами для игры «Карусель», рисованные макеты матрешки для раскрашивания, календарь праздников, музыкальное оформление.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня у нас ответственный день. К нам пришли гости. Поприветствуем их.
Рапорт дежурного
Скажите, как надо начинать любое дело? (Ответы детей)
Давайте сейчас встанем и настроимся на хорошее настроение, чтобы наш урок прошел интересно и с пользой.
(хоровое проговаривание)
Солнце на небе проснулось,
Нам с тобою улыбнулось.
Глаза тихо прикрываем,
Руки к небу поднимаем
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем!
(В руках у детей картинки солнышка)
Чтобы нам было легче говорить, четко произносить слова сделаем артикуляционную и речевую гимнастику: «лягушка», «слоненок», «рыбка», «лошадка», «хомячок-толстячок», «хомячок-худышка».
Хоровое проговаривание:
Ма-ма-ма – идет зима.
Мы-мы-мы – не боимся мы зимы.
Ме-ме-ме – знаем стихи о зиме.
II. Повторение.
Скажите, как называют человека, который сочиняет стихи? (ответ детей).
На уроке чтения мы учили стихотворение, которое называется «Вот моя деревня, вот мой дом родной».
Кто написал это стихотворение?
Давайте расскажем это стихотворение.
Назовите времена года.
Игра: «Что лишнее?» (На иллюстрациях назвать картинку, которая к данному времени года не относится)
Назовите зимние месяцы.
Расскажем стихи о зимних месяцах.
Декабрь
Утром рано в декабре,
Первый снег уж на дворе.
Расчищаем мы дорожки,
В теплой меховой одежке. (Л. Лукьянова)
Январь
Январь приходит с Новым годом
Под звуки праздничных хлопушек,
Под елкой водит хороводы
Среди подаренных игрушек.
Февраль
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти — не прийти
И весну не привести. (М. Садовский)
Поиграем в игру: «Скажи, какая зима».
Скок-скок-скок,
Ты катись, катись, снежок
Не по пням, не по дорожкам,
А по детским по ладошкам.
Как в ладошки попадешь-
Слово о зиме возьмешь.
(холод-холодная, снег-снежная, лед-ледяная, вьюга-вьюжная, стужа- студеная, мороз-морозная, метель - метельная).
Любите ли вы праздники? (Ответ детей) Конечно, все любят праздничные дни, ведь они проходят обычно так весело!
Какие праздники вы знаете? (Ответы детей)
На Руси праздники всегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Кто хорошо поработает, тот хорошо и попразднует.
III. Введение в тему урока.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о праздниках.
(Хоровое проговаривание)
В мире много интересного,
Нам с тобою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так, скорей, вперед, за дело!
Тема нашего урока «Традиции народных праздников».
(Чтение стихотворения)
Очень часто за событиями
И за суетою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину.
IV. Основная часть.
Когда говорим про сказки, которые сочинил народ, то, как мы их называем? (Народные) Так и праздники, которые появились в народе, и дошли до нас спустя многие века называют народными.
Каждый праздник имеет свои особенности. Познакомимся с общими традициями, которые сопровождали праздники во все времена года.
Какое новое слово вы услышали? (традиция).
Традиция – это установившийся порядок в поведении, в быту, который переходит от одного поколения к другому. (Хоровое повторение)
Праздник всегда ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Ведь наряды шили сами, расшивали, да в сундук складывали.
Давайте посмотрим, как одевались в старину на праздник. (Работа с иллюстрациями)
Сейчас мы познакомимся с элементами русского народного женского костюма.
Рубаха – главная часть русского народного костюма. Это длинная ниже колен одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой.
Сарафан – длинная одежда без рукавов на лямках. Сарафан шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
В русском костюме особое внимание уделяли головному убору.
Загадка: Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош.
А называют такой головной убор – кокошник.
Загадка: Жемчужинки чудесные
На ниточке висят.
На шею надеваются
На солнышке блестят. (Бусы)
Загадка: Вот обувка для ноги
До колен они, из кожи
На чулки чуть- чуть похожи
С каблуками. (Сапоги)
Сапожки были красивые и удобные, чтобы можно было в них и плясать, и в игры играть. (Одежда сложена в сундуке)
Вот какой красивый наряд получился.
Как называется самый известный танец, основной фигурой которого является круг. (Ответ детей).
Хоровод – это украшение любого праздника. Ни один праздник на Руси не обходился без хороводов.
Назовите праздники, когда водят хоровод. (Показ слайдов, их обсуждение)
Приглашаю всех в хоровод. (Звучит музыка, дети водят хоровод)
Молодцы! Плясали дружно.
Отдохнуть теперь вам нужно!
Загадка:
Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Первая матрёшка в России появилась очень давно, более 100 лет назад.
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
Можно сказать, что Матрешка – главная кукла у нас в стране. Матрешку делают из дерева: из березы, из липы и расписывают яркими красками.
Посмотрите на Матрешку и скажите, какими цветами расписана игрушка.
Игра «Найди три отличия» (Работа у доски)
У вас на столе заготовки рисунка. Задание – раскрасить матрешки.
Перед тем как рисовать,
Надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика.
Творческая работа. Дети раскрашивают рисунки. (Звучит песня «Русские матрешки»)
В старину очень часто говорили: «Любая душа празднику рада!»
Надо отметить еще одну очень важную особенность народных праздников. Это правила поведения на празднике.
Что же было позволено, а что запрещено в русские праздники?
Дурным тоном считалось ссориться и говорить плохие слова в эти дни. Особым грехом считалось обидеть кого-нибудь в праздничный день. Даже недругу полагалось сделать что-то хорошее, а лучше, и вовсе, забыть обиду и помириться. Ну, а позволено было всё остальное, чего душа пожелает – гулять, веселиться, радоваться.
Русский народ выдумал много игр для взрослых и детей. А какое же веселье без игры?
Какие игры вы знаете? (Догонялки, жмурки, «Колечко-колечко»)
Игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не кружите
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два
Закружилась голова.
Кроме песен, танцев, разных игр праздники имеют еще одну традицию, которая появилась очень-очень давно. Это традиция – дарить подарки. Подарки любят получать и взрослые и дети. Их также приятно дарить, радуя своих близких и друзей. Самым распространенным подарком в старину была кукла.
На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Мастерили куклы своими руками с выдумкой и любовью.
Посмотрите на картинку. (Слайд) Это куклы-обереги. Обереги - это значит, что такие куклы оберегали от всего плохого.
Что необычного, вы увидели у этих кукол? (Ответы детей) Кукол делали без лица, чтобы те не стали похожи на людей и в них не мог вселиться злой дух.
Давайте познакомимся с куклой, которую называют крупеничкой. Эту простую куколку, наполненную зерном, дарили на Рождество, чтобы она приносила в дом успех и богатство.
На занятии кружка мы научимся изготавливать такую куклу.
V. Итог урока.
Наш урок заканчивается. Подведем итог.
С каким новым словом вы познакомились? Повторим новое слово.
Слово традиция вы можете использовать в своей речи, когда будете говорить о праздниках, о жизни детского дома, нашей семьи.
Какие традиции сопровождают народные праздники, чем мы занимались на уроке?
Что разрешалось, а что запрещалось в праздники?
Мне понравилось, как вы все сегодня работали. Всем спасибо.
Хоровое проговаривание:
Дружит солнце с ветерком,
А роса – с травою,
Дружит бабочка с цветком,
Дружим мы с тобою.
Урок закончен.
Используемая литература:
• Уланова Л. С. Праздничный венок : Сценарии праздников русской национальной традиции для средних школ. – М., 2001
• Фольклорная мозаика / ред. -сост. Л. И. Жук. - Минск, 2013.-(Праздник в школе)
• Народные мотивы / ред. -сост. Л. И. Жук. - Минск, 2012.-(Праздник в школе)
• Сценарии детских праздников. - Минск, 2003
• Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. - М., 2010
• Интернет-ресурсы