Получи документы

Открытый урок «Число имен существительных»

Лобова Татьяна
Открытый урок «Число имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель урока :

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного.

Обучающие задачи:

- учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

- изменять имена существительные по числам.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию речи, внимания.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

Темочки:

ценностное отношение к процессу определения числа имени существительного;

осознание учащимися ценности изучаемого способа определения числа имени существительного;

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

умение принимать и сохранять цель урока;

умение находить способы решения поставленной цели по определению формы числа имён существительных;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

* знание о постоянных и непостоянных признаках существительного,

* умение применять знания в жизненных ситуациях;

* умение определять число имён существительных.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В. П. Канакиной, ноутбук, проектор, карточки для работы в группах.

Ход УРОКА

I.Организационный момент.

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

II. Актуализация опорных знаний.

- Откройте тетради и запишите число. Сегодня 22 января. Классная работа.

Минутка чистописания.

Дд Дн Ду …

Днепр Дунай Днестр

- О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов.)

- Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

- Какие орфограммы встретились в словах? (Заглавная буква.)

- Прочитайте слова, напечатанные на карточках:

Птицы, холодная, корм, дерево, голодные.

- Найдите лишнее слово. (Холодная, голодные)

- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)

- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.

- Какое одушевлённое им. сущ. встретилось, подчеркните его.

- Что ещё вы можете сказать о других именах существительных? (неодущ. ,нариц.)

III. Самоопределение к деятельности.

Формулировка задачи.

Слайд №1

- Прочитайте слова: Флаг, страна, поля, флаги, поле, страны.

- Что общего у этих слов? (Имена существительные)

- Разделите данные имена сущю на две группы. Запишите в тетрадь.

- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе?

- Почему именно эти существительные? (объясняют)

- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают)

- Проверяем:

Слайд №2

флаг флаги

Страна страны

Поле поля

- Как вы думаете им. сущ. из первого столбика находятся в форме ед. ч. или мн. Ч.? (отвечают)

- Значит, им. сущ. второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме… (мн. числа)

Слайд №3

Единственное число Множественное число

Флаг флаги

Страна страны

Поле поля

- Прочитайте написанные слова парами.

- Как в данном случае изменяются имена существительные? (Изменяются по числам.)

- Изменение имён существительных по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

- Сформулируйте тему урока.

Слайд№4 «Число имён существительных»

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник.

IV. Работа по теме урока.

Наблюдение над изменением имён сущ. по числам

Игра «Наоборот»

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Школа -, вёдра -, сапог -, воробей -, поле -, шапка -, карандаши -, яблоко - …. (Дети отвечают по цепочке).

- Какое слово было первым? Какое слово начиналось на эту же букву?

- Какое встретилось одушевлённые им. сущ. ?

- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.

Работа по учебнику (с. 20 у. 28)

- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

Пчела – пчёлы девочка – девочки

Учитель – учителя книга - книги

Озеро – озёра страна - страны

Деревня – деревни кресло – кресла

- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ. ?

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?

- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания

V. Физминутка.

- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.

- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.

( Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадки, загадка, лебедь, земля, горы.)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Дифференцированная работа

1-ый уровень: уч. С. 21 у. 29.

Проверка:

- Прочитайте предложения, которые вы написали.

- Какие изменения произошли со словами?

- Прочитайте распространённое предложение.

2-ой уровень: работа у доски

- Поставить сущ. в форму мн. ч.

Пирог – альбом -

Яблоко – конверт -

Дорога - огород –

Проверка: Кому было трудно выполнять задание?

- Кто не испытывал трудностей?

2. Проблемная ситуация.

- Зимой, как правило нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

- Поставьте слова в форму мн. ч. Слайд №5

Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.

-Проверяем:

- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч. ?

- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.

- Употребляются только в форме ед. числа : Слайд №6

Мёд, молоко, творог, соль.

- Запишем их в строчку через запятую:

- Когда им. сущ. стоит в форме ед. числа? (Когда обозначает один предмет.)

- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.

3. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ.

- В воскресенье вся страна будет отмечать День студентов и Татьянин день. У всех есть родственники студенты, а также мамы с именем Татьяна, у нас в школе тоже две Татьяны. Мы не останемся в стороне, и сделаем для них сюрприз. Какой вы узнаете прочитав текст.

- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.)

4. Работа в группе.

-Сейчас нам предстоит работать в группе.

- Возьмите карточку.

- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя словf для справок. Слова для справок вы найдёте в классе)

(сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахара, фруктами)

Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей. В качестве сюрприза решили испечь ей. Для этого взяли два стакана ___, налили полстакана ___, разбили в тесто три ___, добавили для сладости ___ и чуть-чуть. Сверху всё украсили. Наш сюрприз понравится маме!

- Прочитайте, какой текст у вас получился.

- Ребята в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме ед. ч. Назовите их. (Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)

- А что вы можете сказать о других именах сущ., которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. И мн. числа).

5. Игра на внимание. Работа со словом пальто.

пальто (карточка на доске)

- Что вы можете о нём сказать (Имя сущ., ед. ч., неодуш., нариц., трёхсложное, словарное)

-Слово пальто не изменяется по числам. Это имя сущ. ср. рода имеет окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны.

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без…

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё !

- Составьте предложение со словом пальто. (уч-ся придумывают и говорят вслух)

- А мы запишем предложение:

Зимой дети выходят на улицу всегда в пальто.

- Подчеркните основу предложения. Обозначьте части речи.

VII. Рефлексия

- Оцените собственные результаты по изученной теме.

Я знаю …

Я умею ….

У меня получается ….

Я могу ….

Мне ещё надо поучиться ….

Мне ещё трудно …

- Оцените работу на уроке.

VIII. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведём скорей итог!

- Какие тайны скрывает число имён существительных?

(есть им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. И им. сущ., которые употребляются только в форме мн. ч.)

- Чем отличаются сущ. в ед. ч. от сущ. во мн. ч.

(Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, им. сущ. во мн. ч. обозначают несколько предметов)

- Где нам пригодятся полученные знания? (при выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)

IX. Домашнее задание.

с. 21 у. 32

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Именительный и винительный падеж имен существительных» И. п. и В. п. имён существительных. Цели урока: 1. Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа,.

Видеоматериал «Как прошел открытый урок» Сегодня я вам расскажу о моей занимательной и увлекательной работе с малышами в детском саду! Начну с того, что эта работа мне очень нравится.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных» Тема: «Дательный падеж имен существительных». Тип урока: Урок открытия нового знания. Вид : урок-игра. Цель: Деятельностная: научить детей.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.

Конспект урока в 3 классе «Склонение имен существительных» Тип урока: Усвоение новых знаний. Вид урока: Урок - исследование. Технология: информационно-коммуникативная Методы: интерактивные, работа.

Открытый урок по природоведению в 5 классе по программе VIII вида. Обобщающий урок «Вода» Открытый урок по природоведению в 5 «в» классе по программе VIII вида. Тема урока : «Обобщающий урок по теме «Вода». Цели коррекционно.

Открытый урок «Традиции народных праздников» Тема: «Традиции народных праздников» Цель: формировать знания детей о праздничных традициях русского народа. Задачи: • обучать умению.

Открытый урок по изготовлению подвески «Черепашка» .

Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок «Число имен существительных»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 10:40
+75Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок «Число имен существительных»» (включая файлы) размещена пользователем Лобова Татьяна (УИ 1649008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД