Лобова Татьяна
Открытый урок «Число имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока :
- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного.
Обучающие задачи:
- учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;
- изменять имена существительные по числам.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию речи, внимания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Темочки:
ценностное отношение к процессу определения числа имени существительного;
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения числа имени существительного;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по определению формы числа имён существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
* знание о постоянных и непостоянных признаках существительного,
* умение применять знания в жизненных ситуациях;
* умение определять число имён существительных.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В. П. Канакиной, ноутбук, проектор, карточки для работы в группах.
Ход УРОКА
I.Организационный момент.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
II. Актуализация опорных знаний.
- Откройте тетради и запишите число. Сегодня 22 января. Классная работа.
Минутка чистописания.
Дд Дн Ду …
Днепр Дунай Днестр
- О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов.)
- Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.
- Какие орфограммы встретились в словах? (Заглавная буква.)
- Прочитайте слова, напечатанные на карточках:
Птицы, холодная, корм, дерево, голодные.
- Найдите лишнее слово. (Холодная, голодные)
- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)
- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.
- Какое одушевлённое им. сущ. встретилось, подчеркните его.
- Что ещё вы можете сказать о других именах существительных? (неодущ. ,нариц.)
III. Самоопределение к деятельности.
Формулировка задачи.
Слайд №1
- Прочитайте слова: Флаг, страна, поля, флаги, поле, страны.
- Что общего у этих слов? (Имена существительные)
- Разделите данные имена сущю на две группы. Запишите в тетрадь.
- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе?
- Почему именно эти существительные? (объясняют)
- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают)
- Проверяем:
Слайд №2
флаг флаги
Страна страны
Поле поля
- Как вы думаете им. сущ. из первого столбика находятся в форме ед. ч. или мн. Ч.? (отвечают)
- Значит, им. сущ. второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме… (мн. числа)
Слайд №3
Единственное число Множественное число
Флаг флаги
Страна страны
Поле поля
- Прочитайте написанные слова парами.
- Как в данном случае изменяются имена существительные? (Изменяются по числам.)
- Изменение имён существительных по числам – один из грамматических признаков имён существительных.
- Сформулируйте тему урока.
Слайд№4 «Число имён существительных»
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник.
IV. Работа по теме урока.
Наблюдение над изменением имён сущ. по числам
Игра «Наоборот»
- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.
Школа -, вёдра -, сапог -, воробей -, поле -, шапка -, карандаши -, яблоко - …. (Дети отвечают по цепочке).
- Какое слово было первым? Какое слово начиналось на эту же букву?
- Какое встретилось одушевлённые им. сущ. ?
- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.
Работа по учебнику (с. 20 у. 28)
- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
Пчела – пчёлы девочка – девочки
Учитель – учителя книга - книги
Озеро – озёра страна - страны
Деревня – деревни кресло – кресла
- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ. ?
- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?
- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания
V. Физминутка.
- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.
- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.
( Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадки, загадка, лебедь, земля, горы.)
VI. Закрепление изученного материала.
1. Дифференцированная работа
1-ый уровень: уч. С. 21 у. 29.
Проверка:
- Прочитайте предложения, которые вы написали.
- Какие изменения произошли со словами?
- Прочитайте распространённое предложение.
2-ой уровень: работа у доски
- Поставить сущ. в форму мн. ч.
Пирог – альбом -
Яблоко – конверт -
Дорога - огород –
Проверка: Кому было трудно выполнять задание?
- Кто не испытывал трудностей?
2. Проблемная ситуация.
- Зимой, как правило нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.
- Поставьте слова в форму мн. ч. Слайд №5
Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.
-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.
-Проверяем:
- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч. ?
- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)
В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.
- Употребляются только в форме ед. числа : Слайд №6
Мёд, молоко, творог, соль.
- Запишем их в строчку через запятую:
- Когда им. сущ. стоит в форме ед. числа? (Когда обозначает один предмет.)
- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.
3. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ.
- В воскресенье вся страна будет отмечать День студентов и Татьянин день. У всех есть родственники студенты, а также мамы с именем Татьяна, у нас в школе тоже две Татьяны. Мы не останемся в стороне, и сделаем для них сюрприз. Какой вы узнаете прочитав текст.
- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.)
4. Работа в группе.
-Сейчас нам предстоит работать в группе.
- Возьмите карточку.
- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя словf для справок. Слова для справок вы найдёте в классе)
(сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахара, фруктами)
Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей. В качестве сюрприза решили испечь ей. Для этого взяли два стакана ___, налили полстакана ___, разбили в тесто три ___, добавили для сладости ___ и чуть-чуть. Сверху всё украсили. Наш сюрприз понравится маме!
- Прочитайте, какой текст у вас получился.
- Ребята в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме ед. ч. Назовите их. (Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)
- А что вы можете сказать о других именах сущ., которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. И мн. числа).
5. Игра на внимание. Работа со словом пальто.
пальто (карточка на доске)
- Что вы можете о нём сказать (Имя сущ., ед. ч., неодуш., нариц., трёхсложное, словарное)
-Слово пальто не изменяется по числам. Это имя сущ. ср. рода имеет окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.
- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны.
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о».
Но вас сегодня, так и быть,
Я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без…
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому…
Ну, кто его оставил, кто?
Ах, это же моё !
- Составьте предложение со словом пальто. (уч-ся придумывают и говорят вслух)
- А мы запишем предложение:
Зимой дети выходят на улицу всегда в пальто.
- Подчеркните основу предложения. Обозначьте части речи.
VII. Рефлексия
- Оцените собственные результаты по изученной теме.
Я знаю …
Я умею ….
У меня получается ….
Я могу ….
Мне ещё надо поучиться ….
Мне ещё трудно …
- Оцените работу на уроке.
VIII. Итог урока.
Вот и закончился урок!
Подведём скорей итог!
- Какие тайны скрывает число имён существительных?
(есть им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. И им. сущ., которые употребляются только в форме мн. ч.)
- Чем отличаются сущ. в ед. ч. от сущ. во мн. ч.
(Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, им. сущ. во мн. ч. обозначают несколько предметов)
- Где нам пригодятся полученные знания? (при выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)
IX. Домашнее задание.
с. 21 у. 32