Галина Парий
Открытый просмотр на неделе педагогического мастерства «Сказка на фартуке» по мотивам донской сказки «Казак и лиса»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый просмотр на неделе педагогического мастерства «Сказка на фартуке» по мотивам донской сказки «Казак и лиса».
Цель: ознакомление дошкольников с культурой и бытом донских казаков.
Задачи:
- расширять представления детей о жизни донских казаков
- знакомить воспитанников с донским фольклором;
- развивать речь, коммуникативные навыки, творческие способности детей;
Публикация «Открытый просмотр на неделе педагогического мастерства „Сказка на фартуке“ по мотивам донской сказки „Казак и лиса“» размещена в разделах
- Волк, лиса, лисичка. Конструирование, поделки
- Дидактические и сенсорные фартуки и юбки
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Театр на фартуке
- Фартук
- Фартук. Украшаем, рисуем, клеим
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
- способствовать воспитанию любви к родному краю.
Ход:
Под музыку входит Казачка.
Казачка : День необычный сегодня у нас:
Гостей мы приветствовать рады сейчас!
Да только не все гости собрались, самых маленьких не хватает. А вот и они! (входят дети)
Казачка : Здорово дневали! (дети отвечают)
Смотрю я – вся собралась детвора -
За сказками в путь отправляться пора.
Слыхала я, что здесь дружные и отзывчивые ребята, а мне нужна ваша помощь. Поможете мне?
Ребята, а где мы с вами живём? (на Дону) А как же называется наш край? А почему он так называется? (главная река- Дон). Молодцы! А раз мы живём на Дону, то кто мы? Правильно- казаки. Но казаками будете, когда вырастите, а пока вы еще маленькие – вы казачата.
- Давным - давно появились гордые вольнолюбивые, независимые люди – казаки. Решили они найти такое место, где им жилось бы привольно. Понравился им наш край за его просторы. Поселились они здесь и жили свободно. Потому и прозвали их казаками или «вольные люди».
Они не просто жили на Дону, а охраняли южные границы нашей страны
Воспитатель: А как вы думаете, чем казаки занимались?
(Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, ловили рыбу,строили дома. Были казаки – кузнецы. Они работали в кузницах, делали разные вещи для дома и подковы для лошадей. Выращивали виноград, а казачки с казачатами его собирали. Казаки плели из виноградных веток корзины, верши для ловли рыбы и раков, и даже сундуки. Посуду казаки нигде не покупали, а делали ее сами- из специальной глины.).
Как называется жильё казаков? (казаки жили в куренях) Что такое курень? (Курень – большой дом. Курень, значит круглый. Из одной комнаты можно попасть в другую и т. д. Богатые курени были двухэтажные, строили их из дерева, крышу покрывали железом или шифером, а бедные были мазаны глиной и крыты чаканом.)
Молодцы, все вы знаете о казаках.
А вы знаете, что казаки очень любили сочинять и рассказывать сказки своим казачатам. Хотела и я вам рассказать да показать сказку, да не простую- казачью, которую издавна на фартуке показывали, да вот беда- моя любимая книжка «Сказки Тихого Дона» куда-то запропастилась, а без неё мне не справиться и сказку не оживить. Как-то, помнится, вы мне обещали помочь.
Есть у меня сундучок заветный, в нем загадки живут, я вам буду их загадывать, и если вы их правильно отгадаете, то отгадку найдете в сундуке (персонажи сказки из фетра)
1. Всем известная
Болтунья местная.
В лес приносит на хвосте
Сотни сплетен-новостей.
По деревьям скачет боком,
Белобокая (Сорока)
2. Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)
3. За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
4. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)
5. В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор -
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт. (Пёс)
6. Кричит он громче всех с утра:
— Вставать пора! Вставать пора!
Всю жизнь несет он службу
И с солнцем водит дружбу. (Кочет)
7. Ходит тега с теганятами, —
Не ногами, а лопатами.
Все пловцы неплохие,
Выходят из воды сухие. (Гусь)
8. Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких —
Красные ботики. (утка)
Ну вот,чтоб рассказать и показать сказку у нас все готово. Сказку можно оживлять.
Рассказчица : Расскажу я вам, ребята, про Лису, про Казака,
Про житье-бытьё казачье, да про казачьи дела
Фартук раскрывается, сказка начинается.
Жил- был Казак. Появляется казак, садится у плетня, чинит сапог
Рассказчица : На базу с утра шум и суета. (звуки птичьего двора)
(«садится» живность на фартук)
Рассказчица : Тут как раз Лиса бежала, нос по ветру держала, себе поживу искала.
выбегает Лиса (под музыку, подбегает к кустику и из-за него говорит.
Лиса : По степи я пробегала, все лапки истоптала.
Стрекотанье сорок услыхала. (стрёкот сорок)
Рассказчица : А сороки-тараторки тараторили на горке.
Вылетают сороки
Сороки: 1. Здравствуй, лисонька-кума! Ты откуда и куда?
2. Расскажи нам поскорей, свой секрет ты нам доверь.
Лиса : По секрету вам скажу, что в станицу я спешу,
Баз казачий посетить кочетка себе добыть.
Сороки : 1. Ну, прощай, кума-лиса
2. Нам в гнездо уже пора.
Сороки «садятся» на куст. Лиса перебегает к елочке, говорит из-за нее.
Лиса : От кургана к кургану пробежала, всю шкурку об тёрны обтрепала.
Зайцев быстроногих повстречала.
Рассказчица : А зайчата весело скакали, в догонялки длинноухие играли.
(Звучит музыка- Выскакивают зайцы)
Заяц: 1. Здорово дневала, кумушка?
2. Хорошо ли спала, голубушка?
1. Где бывала?
2. Что видала?
Лиса : Всю ночь я звезды считала, о кочетке лишь мечтала!
А вы, зайцы, со шляха уходите, мне дорогу поскорей освободите.
Зайцы убегают по кустики. Лиса подбегает к пенечку, садится.
Лиса : Сяду на пенёк, попою чуток.
Лиса исполняет частушки.
1. На дворе у нас весна, мне лисице не до сна.
Обмануть бы казака. Утащить бы Кочетка.
2. Я лисица боевая, боевая ну и что-ж,
Всё хвостом я заметаю, ты меня не проведёшь
Рассказчица : Отдохнула, дальше поспешила.
У двора Казака бег остановила.
Увидала баз богатый, хвостом завиляла.
Казак : Вот беда, сапог износился.
Да, плох конь, коль не скачет,
Плох Казак, коли плачет.
Рассказчица : Тут лисица лапкой захромала, хвостом закрутила, с Казаком у плетня заговорила.
Лиса : Бог в помощь, добрый человек!
Казак (возле плетня) : Спасибо! Куда Лиса путь держишь?
Лиса : Я иду издалека, да заблудилась.
Обходить далеко, а я уморилась.
Ты воротца отвори, к околице пропусти.
Рассказчица : Казак – добрый человек, пожалел плутовку.
Отворил ей ворота, пропустил воровку.
Казак : Проходи, да не спеши, птицу не всполоши!
Казак открывает ворота. (скрип ворот) Лиса заходит во двор.
Лиса : Моя хитрость меня кормит, поит и к доверчивым людям водит.
(берёт «Петушка» за руку) Спасибо, Казак за Кочетка, будет еда хороша!
Забегу ещё, готовь Курку!
Лиса уводит Петушка со двора, к кустикам. (музыка)
Рассказчица : А Казак очнулся, как от сна встрепенулся!
Дело валится из рук, знай, тебе поможет друг!
Казак : Дружок, Дружок, поспеши, ты Лису догони!
Появляется Пёс. (музыка) догоняет лису
Пё с: Не уйти тебе Лиса, верни на баз Кочетка!
На чужой кусок не разевай роток! Гав! Гав!
Лиса бросает Петуха и убегает. Пёс приводит Кочета к Казаку.
Пё с: Ты не верь Казак Лисе, она всегда хитрит, везде!
Казак : Казак без друзей, что дуб без корней!
Спасибо, Дружок за службу.
Рассказчица : Тут и сказке конец, а мне мёду корец!
А кто слушал, молодец!
А я фартук сниму, да в сундук свой положу. А коли в гости я пойду, снова фартук свой возьму, другую сказку расскажу.