Елена Лыжина
Открытый показ НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Денежные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №6 «Зеленогорский детский сад № 6»
Открытый показ НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Денежные истории»
Публикация «Открытый показ НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе „Денежные истории“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Лыжина Е. В.
П. Зеленогорский
2020
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
-научить понимать назначение денег;
-дать детям представление о денежной единице;
-показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;
-совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами;
-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.
Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Денежная история», наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна, орехи и т. д., денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты.
Ход образовательной деятельности:
Организационная игра
Встанем мы в кружочек дружно -
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» -
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Ребята, электронную почту детского сада пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.
Загадка
В кошелёк мы их кладём.
С ними в магазин идём.
(Деньги)
-Ребята, это письмо от жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Они пишут, что им грустно от того, что они не знают историю своего происхождения. У людей, пишут они, есть своя история, у вещей тоже есть история происхождения. Жители Денежной страны хотели узнать и записать свою, денежную историю. Они хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину.
-Может, мы с вами попытаемся им помочь? (положительные ответы детей). Сами узнаем историю происхождения денег, запишем её и отправим жителям Денежной страны.
Но для начала, нам надо выяснить, что мы вообще знаем про деньги.
-Что же такое деньги? Выслушать ответы детей.
-Давайте посмотрим на экран (слайд 2).
В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда.
-Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами). Слайд 3.
- А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей).
Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд (слайд,4).
(слайд 5)
-Внимание на экран. Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату.
-Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей. Высказывания детей.
-А теперь мы немного отдохнем, а заодно посмотрим, куда люди в первую очередь должны потратить заработанные деньги.
Динамическая пауза
-Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
-Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
-Один и два – оплатим дом (загибаем пальцы и руками показываем дом)
-Дом, в котором мы живём.
-Третья монетка – одежду купить (загибаем пальцы и показ на одежду)
-На четвёртую монетку купим есть и пить (загибаем пальцы и показываем как есть и пить)
-Ну, а пятую (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышко кошелька! (спрятать большой палец в ладошки).
-Вот мы с вами немного разобрались, откуда берутся и на что тратятся деньги.
-А для того чтобы узнать историю денег, нам надо переместиться в прошлое на машине времени.
-Закрывайте глаза – отправляемся! (музыка движения машины времени).
Открываем глаза (слайд 6).
Рассказ воспитателя.
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. У одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен).
Раз мы с вами попали в прошлое, давайте попробуем осуществить натуральный обмен. Я раздам каждому по одному виду продуктов или вещей, а вы попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет.
Подвести итоги «Обмена».
Присаживайтесь на стульчики, наше путешествие продолжается.
-И так ребята, старину одного быка можно было обменять на 2-3 топора.
- Вот представьте, идете вы на рынок за овощами или посудой, вам надо с собой вести быка, свинью или овцу.
Первые деньги – домашний скот: крупный рогатый скот – быки. Коровы, овцы, свиньи. Чем больше у человека быков, тем он богаче. (7слайд)
-Как вы думаете, такие деньги были удобными? (ответы детей).
-Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. (8 слайд)
На Руси первые деньги – это шкурки животных. (9 слайд).
Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. (10, 11 слайды)
На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. (12 слайд)
- От слова «копье» произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно.
Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае (13 слайд).
В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «катеньки». (14слайд)
На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи (15слайд).
Давайте вернемся на машине времени- в наше время и поговорим о современных деньгах.
-Какими деньгами пользуются современные люди? (16,17,18 слайд)
-Назовите виды денег :
1- Правильно, бумажные – купюры,
2- монеты – рубли, копейки.
А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете? (19 слайд)
- Подойдите к столу и рассмотрим настоящие деньги.
Дети рассматривают, трогают деньги.
-Монеты, какого достоинства здесь лежат? (ответы детей)
-Присаживаемся за столы, я раздаю подносы с монетами (по одной-5 рублей,2шт. -2рубля,5шт-1р.
Задания с монетками: разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами – рублями несколькими способами.
Ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же производят деньги?
- Смотрите, в Перми печатают деньги на фабрике Гознак (слайд 20). А монеты изготавливают на заводах.
Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все.
Я предлагаю вам поиграть: буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.
-книга
-конфеты
-ум
-машина
-планшет
-вежливость
-компьютер
-семья
-здоровье
-дружба
То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
-А кто знает пословицы о деньгах?
-Вот несколько пословиц (21 слайд)
Рефлексия:
-Ребята, а помните ли вы, как мы должны были помочь жителям Денежной страны. Правильно, мы должны были узнать и сообщить им о прошлом и настоящем денег, то есть об истории денег. Мы отправим наше занятие жителям Денежной страны, и они узнают о своей истории.