Наталья Бусыгина
Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико – грамматических категорий и формированию функциональной грамотности в старшей группе «Солнышко» (для детей с ОНР).
Тема: «Домашние животные».
I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО)
1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие
2 Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная
II. Методическая информация
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
1 Тема образовательной деятельности: Открытый показ для воспитателей и специалистов ДОУ. Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико – грамматических категорий и формированию функциональной грамотности в старшей группе «Солнышко» (для детей с ОНР). Тема: «Домашние животные».
2 Методы и приемы реализации содержания занятия. Практические методы;
Наглядные, игровые приёмы.
3 Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
При речевом развитии соответствующем возрасту детям легче вступать в контакт со своими сверстниками, взрослыми. Обогащается словарный запас детей, развиваются функции словообразования, словоизменения. Дети лучше усваивают полученную информацию, воспроизводят её. Повышается уровень игровой деятельности, социальная адаптация в обществе.
4 Возрастная группа 5-6 лет
5 Цель: Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных. Формировать у ребёнка правильные речевые навыки и выработка способности у воспитанника эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии и в общении с окружающими.
6 Задачи: a). Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные», их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительные в единственном и множественном числе; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление существительных в форме творительном и родительных падежах). Формирование умения делить слова на слоги.
б). Коррекционно-развивающие : развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
в). Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
7 Планируемые результаты: Закрепить умение называть домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, уметь делить слова на слоги, знать жилища домашних животных.
8 Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) : Проектор, экран, музыкальная колонка, ноутбук, презентация, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, емкость с водой, фигурки домашних животных, полотенца.
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты : Просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I Вводная часть:
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Логопед : - Ребята, посмотрите в окно, какое сегодня замечательное утро. Давайте возьмем, друг друга за руки и улыбнемся, чтобы получить как можно больше добра, света и энергии на целый день.
Начинает логопед : «Маша, я дарю тебе свою улыбку».
Мотивация деятельности детей
Слайд №1. Логопед : - Дети, а вы знаете, что 30 ноября был международный день домашних животных.
Сегодня нас приглашают в гости бабушка и дедушка в деревню, где у них живут разные домашние животные. Послушайте, какое сообщение они мне сегодня прислали.
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Слайд №2. Из музыкальной колонки звучит голос бабушки: «Здравствуйте, ребята, у нас беда. Наши домашние животные рассорились. Спорят, кто из них главный. Помогите нам их помирить». Поедем в деревню, посмотрим, что же там происходит. Поможем?
Слайд №3. Логопед : - Отправляемся в гости в деревню. На чем поедем, выбирайте (на экране картинки паровоз, машина (ламба). велик, автобус). Кто умеет рычать, заводите моторчики, а кто не умеет – бибикайте. (Звучит звук транспорта).
II Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний
Слайд №4. На экране двор и животные.
Логопед : - Сейчас мы с вами выясним, кто из них главный. А мы приехали в коровник. Кто живет в коровнике?
Логопед показывает слайды, где изображены животные, и какую пользу они приносят.
Слайд №5. «Кто самый нужный для человека?»
Слайды № 6,7,8,9,10Д/и «Хорошо-плохо». Логопед предлагает подумать и ответить, почему, например: Корова – дает молоко – это хорошо. Плохо - за ней нужен уход, заготавливать сено, ухаживать, чистить загон, а это очень тяжелая работа, они могут выйти из коровника и потоптать огород. Кошка – это хорошо. Плохо – может поцарапать и укусить и т. д.
Логопед : - Что-то, они вредные, какие то. А давайте. Мы тоже можем похвастаться!
Д/и «У меня нет, зато у меня есть…» Дети берут предложенные картинки, показывают друг другу и говорят. например: «У меня есть кошка», следующий ребенок ему отвечает: «У меня нет кошки. Зато есть собака».
Логопед : - Поехали дальше. Вот и приехали мы на конюшню. Кто живет на конюшне?
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Д/и «Назови ласково» Логопед : - Давайте наших животных немного побалуем, будем называть их ласково. А теперь поменяйтесь, и отдайте ее тому, кто вам больше всего нравится.
Поехали дальше. Вот и приехали мы в свинарник. Кто живет в свинарнике?
Д/и «Назови детеныша» Логопед : - Почти у каждой мамы есть ребенок, а у животных есть детеныши (картинки с изображением мамы и детеныша).
Триз «Кто вырастет из:» Логопед : - Все мамы хотят знать, кем вырастет их ребенок. Давайте назовем, кем будет котенок, когда вырастет?
Поехали дальше. Вот и приехали мы в хлев. Кто живет в хлеву?
Слайд №11 Д/и «Один - много» Логопед : - У дедушки и бабушки - по одному домашнему животному, а в деревне их много.
Поехали дальше. Вот и приехали мы на озеро.
Дедушка с бабушкой спрашивают вас, как вы поживаете? Давайте расскажем как?
Физминутка «Как живешь?»
Дети повторяют за логопедом движения, произнося «Вот так!»
Как живешь?
Как плывешь?
Как бежишь?
В даль глядишь?
Ждешь обед?
Машешь вслед?
Утром спишь?
А шалишь?
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Д/и «Раздели слова на слоги»
Логопед : - В этот день животные решили искупаться. (Контейнер с водой, животные). Дети опускают понравившееся животное в воду столько раз, сколько слогов в названии животного (В слове собака три слога).
Логопед : - Пока животные купались, у них пропали голоса. И им нужна наша помощь. Поможем им обрести свои голоса? Тогда внимательно слушаем и отвечаем, чей голос звучит. Отвечаем полным ответом: Это голос коровы, или это мычит корова.
III Заключительная часть:
Анализ и самоанализ деятельности детей
В это время вышла бабушка и сказала: «Вы мне все нужны, все приносите пользу». С тех пор животные живут дружно.
Как вы думаете, а мы помогли помирить животных. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными.
Что вам понравилось? Пора возвращаться. На чем поедем? Спасибо всем за участие.
Дальнейшая разработка темы
Указывается содержание работы для закрепления темы для воспитателей. Лист с заданием от сайта «Робоборик» : Домашние животные. Рассмотреть и назвать картинки. Соединить линией каждое животное с той пищей, которую оно ест. Определить, кто живет во дворе. А кто может жить в квартире. Провести дорожки от животных к их домикам.