Константинова Людмила
Открытый НОД по экологическому развитию для детей старшей логопедической группы «Кто скрывается под водой?»
Конспект открытого занятия по экологическому развитию для детей старшей логопедической группы. «Кто скрывается под водой?»
Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Обобщение и закрепление представлений детей о морских обитателях, рыбах.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Открытый НОД по экологическому развитию для детей старшей логопедической группы „Кто скрывается под водой?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их по месту обитания (речные, морские, аквариумные);
- закрепить понятие: «Вода-среда обитания рыб».
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность детей;
- формировать умение образовывать прилагательные;
- формировать умение составлять логические цепочки;
- развивать умение детей понимать причинно-следственные связи;
- развивать зрительное внимание детей;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- воспитывать активность и любознательность.
Задачи в интеграции:
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- развивать зрительную координацию;
-координировать речь с движениями;
-развивать мелкую моторику;
-формировать технические навыки в изобразительной деятельности.
Оборудование.
Игрушка рыбка, сундучок, разрезная картинка рыбы (части тела,4 картинки с изображением этапа развития рыбы, предметные картинки с изображением рыб, реки и моря, презентация «Морские обитатели» (картинки с тенью рыб и животных моря: акула, медуза, морская звезда, дельфин, морской конек, рыба-меч, кит, осьминог).
запись «Шум моря». Кисти, краски, вода, салфетки, ватман с нарисованными рыбками. Экран, проектор, ноутбук, коврограф, магнитная доска. Медали юному экологу, раскраски «Морские обитатели».
Предварительная работа: изучение морских и речных рыб, морских обитателей, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», физкультминутки «К пруду». Рассматривание предметных картинок с изображением морских обитателей, рыб. Чтение художественных произведений о рыбах.
Методы и приёмы:
Практические: рисование, физкультминутка, зрительная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, импровизация, игровые задания, проблемная ситуация, моделирование.
Наглядные: показ, просмотр презентации.
Словесные: вопрос-ответ, беседа, пояснение, указание, игровые задания, художественное слово.
Ход занятия:
Дети заходят, здороваются с гостями.
I. Организационный момент. (психогимнастика)
Воспитатель:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Возле нас друзья вокруг.
Чтоб настроение было хорошее!
Повторяйте за мной-мои пригожие.
Мы ладошку об ладошку потрём,
И друг другу её подаём.
Будем вместе, заниматься, играть,
Чтобы умными, добрыми, дружными стать.
Включается «Шум моря»
- Ребята, послушайте внимательно, что это такое шумит? (ответы детей: море, океан). Правильно, это так море поет, нас к себе в гости зовет! Сегодня мы окунёмся в интересный мир подводного царства, а также вспомним и расскажем нашим гостям то что мы знаем о морских обитателях и рыбах. Вы скорее проходите и на экран посмотрите.
На экране включается презентация «Морские обитатели»
- Ребята, а вы знаете, кто живет в море?
- Рыбы, животные, моллюски и т. д.
- Верно, очень много разнообразных обитателей живет в море. А как назвать одним словом обитателей моря?
- Морские.
- Правильно ребята. Попробуем с вами отгадать по тени кто это и кратко рассказать об этих обитателях моря.
Готовы?
-Да.
-Тогда начнем!
Презентация «Морские обитатели» (картинки с тенью рыб и животных моря: акула, медуза, морская звезда, дельфин, морской конек, рыба-меч, кит, осьминог).
- Какие вы молодцы, всех рыб и других обитателей морей, и океанов отгадали и столько интересного о них рассказали! Глазки наши немного устали, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Мы медузу увидали,
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть-чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Глазки наши отдохнули и нам пора отдохнуть.
Физкультминутка «К пруду»
Мы к пруду дружно спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклон вперед, умываются)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)
Но не отправимся домой. (Показать пальчиком отрицание)
-Ой ребята, смотрите что это за сундучок? Давайте откроем и посмотрим, что там находиться? (дети достают из сундучка разрезную картинку рыбы)
- Давайте соберем и посмотрим, что у нас получиться? (собирают из частей целую рыбу)
- Это рыба!
- Ребята, посмотрите на эту рыбу внимательно. Из каких частей она состоит?
- У нее есть туловище, голова, хвост, плавники. На голове у рыбы есть глаза, рот, жаберные крышки.
-Что находится под жаберными крышками?
-Под жаберными крышками расположены жабры. Они помогают рыбе дышать.
-Чем покрыто тело рыбы?
-Тело рыбы покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая.
- Как вы думаете, а для чего нужны рыбе хвост и плавники?
- Чтобы плавать.
- Ребята, давайте подумаем, а как же рыбы появляются на свет? Посмотрите здесь лежат картинки с этапами развития рыбы, выложите по порядку картинки и расскажите, что на них изображено. (икринка, личинка, малёк, рыба)
- Молодцы, справились с заданием! Ой, смотрите, наша рыбка превратилась в настоящую, волшебную рыбку. Давайте поиграем с ней.
Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём рыбку друг другу, отвечая на мои вопросы. (Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
-Чья голова?
-Это рыбья голова.
-Чей хвост?
-Это рыбий хвост.
-Чьи жабры?
- Это рыбьи жабры.
-Чьё брюшко?
-Это рыбье брюшко.
-Чьи плавники?
-Это рыбьи плавники.
-Чья чешуя?
-Это рыбья чешуя.
Чьи икринки?
-Это рыбьи икринки.
Чьё туловище?
-Это рыбье туловище.
-Чьи глаза?
-Это рыбьи глаза.
-Раз-два, раз-два вот и кончилась игра. Ребята, рыбке очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Но я хотела бы уточнить.
Если рыба живет в реке, какая это рыба?
-Речная.
Если рыба живет в море, какая это рыба?
-Морская.
-Ребята, у меня все рыбки перепутались, помогите их расселить.
На магнитной доске находятся изображения моря, реки. На столе лежат картинки с изображением рыб. Дети берут картинки с рыбами и определяют их к нужному водоёму, комментируя свои действия (речных к реке, морских к морю).
Звучит сигнал SOS и на экране появляется кадр с гибнущей без воды рыбой.
- Ребята, смотрите случилась беда, озеро высохло от жары, рыба погибает.
-А почему рыба погибает?
-Потому что нет воды, а рыба без воды жить не может.
-Правильно ребята, давайте превратимся в волшебников и спасём рыб. Мы нарисуем для них волшебное озеро. Сейчас три раза повернёмся и волшебниками обернёмся. Раз, два, три волшебниками стали мы. А вот и наша волшебная мастерская. На столе лежит ватман с нарисованными рыбками, краски, кисти, вода, салфетки. Детям предлагается нарисовать озеро техникой рисования по мокрому листу.
Но прежде чем мы приступим к работе, нам надо подготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (Держат ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигаются навстречу)
А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх)
Гостей встречает осьминог.
Работа проводится коллективно. Дети обмакивают кисти в воду и наносят водяные мазки на ватман. Затем опускают кисти в голубую гуашь и наносят её на мокрую поверхность ватмана, так же поступают и с зелёной гуашью. Мазки наносятся по переменно-вода, гуашь, пока не заполнится вся поверхность ватмана. В ходе работы, проводится беседа о загрязнении водоёмов и к чему это приводит.
В конце работы на экране появляется кадр с плавающей в море рыбой.
-Ребята, смотрите у нас всё получилось! А теперь три раза повернёмся и детьми обернёмся. Раз, два, три ребятами снова стали мы. За спасение рыб я вручаю вам медали юного эколога. А ещё хотелось бы мне узнать, о чём мы говорили и что делали?
Ответы детей.
-Молодцы, ребята, хорошо поработали! Рыбка в гостях у нас была и в море, домой к себе уплыла, но оставила вам подарок. Вот эти замечательные раскраски.