Константинова Людмила
Открытый НОД по экологическому развитию для детей старшей логопедической группы «Кто скрывается под водой?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологическому развитию для детей старшей логопедической группы. «Кто скрывается под водой?»
Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Обобщение и закрепление представлений детей о морских обитателях, рыбах.
Задачи.
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их по месту обитания (речные, морские, аквариумные);
- закрепить понятие: «Вода-среда обитания рыб».
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность детей;
- формировать умение образовывать прилагательные;
- формировать умение составлять логические цепочки;
- развивать умение детей понимать причинно-следственные связи;
- развивать зрительное внимание детей;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- воспитывать активность и любознательность.
Задачи в интеграции:
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- развивать зрительную координацию;
-координировать речь с движениями;
-развивать мелкую моторику;
-формировать технические навыки в изобразительной деятельности.
Оборудование.
Игрушка рыбка, сундучок, разрезная картинка рыбы (части тела,4 картинки с изображением этапа развития рыбы, предметные картинки с изображением рыб, реки и моря, презентация «Морские обитатели» (картинки с тенью рыб и животных моря: акула, медуза, морская звезда, дельфин, морской конек, рыба-меч, кит, осьминог).
запись «Шум моря». Кисти, краски, вода, салфетки, ватман с нарисованными рыбками. Экран, проектор, ноутбук, коврограф, магнитная доска. Медали юному экологу, раскраски «Морские обитатели».
Предварительная работа: изучение морских и речных рыб, морских обитателей, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», физкультминутки «К пруду». Рассматривание предметных картинок с изображением морских обитателей, рыб. Чтение художественных произведений о рыбах.
Методы и приёмы:
Практические: рисование, физкультминутка, зрительная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, импровизация, игровые задания, проблемная ситуация, моделирование.
Наглядные: показ, просмотр презентации.
Словесные: вопрос-ответ, беседа, пояснение, указание, игровые задания, художественное слово.
Ход занятия:
Дети заходят, здороваются с гостями.
I. Организационный момент. (психогимнастика)
Воспитатель:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Возле нас друзья вокруг.
Чтоб настроение было хорошее!
Повторяйте за мной-мои пригожие.
Мы ладошку об ладошку потрём,
И друг другу её подаём.
Будем вместе, заниматься, играть,
Чтобы умными, добрыми, дружными стать.
Включается «Шум моря»
- Ребята, послушайте внимательно, что это такое шумит? (ответы детей: море, океан). Правильно, это так море поет, нас к себе в гости зовет! Сегодня мы окунёмся в интересный мир подводного царства, а также вспомним и расскажем нашим гостям то что мы знаем о морских обитателях и рыбах. Вы скорее проходите и на экран посмотрите.
На экране включается презентация «Морские обитатели»
- Ребята, а вы знаете, кто живет в море?
- Рыбы, животные, моллюски и т. д.
- Верно, очень много разнообразных обитателей живет в море. А как назвать одним словом обитателей моря?
- Морские.
- Правильно ребята. Попробуем с вами отгадать по тени кто это и кратко рассказать об этих обитателях моря.
Готовы?
-Да.
-Тогда начнем!
Презентация «Морские обитатели» (картинки с тенью рыб и животных моря: акула, медуза, морская звезда, дельфин, морской конек, рыба-меч, кит, осьминог).
- Какие вы молодцы, всех рыб и других обитателей морей, и океанов отгадали и столько интересного о них рассказали! Глазки наши немного устали, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Мы медузу увидали,
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть-чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Глазки наши отдохнули и нам пора отдохнуть.
Физкультминутка «К пруду»
Мы к пруду дружно спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклон вперед, умываются)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)
Но не отправимся домой. (Показать пальчиком отрицание)
-Ой ребята, смотрите что это за сундучок? Давайте откроем и посмотрим, что там находиться? (дети достают из сундучка разрезную картинку рыбы)
- Давайте соберем и посмотрим, что у нас получиться? (собирают из частей целую рыбу)
- Это рыба!
- Ребята, посмотрите на эту рыбу внимательно. Из каких частей она состоит?
- У нее есть туловище, голова, хвост, плавники. На голове у рыбы есть глаза, рот, жаберные крышки.
-Что находится под жаберными крышками?
-Под жаберными крышками расположены жабры. Они помогают рыбе дышать.
-Чем покрыто тело рыбы?
-Тело рыбы покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая.
- Как вы думаете, а для чего нужны рыбе хвост и плавники?
- Чтобы плавать.
- Ребята, давайте подумаем, а как же рыбы появляются на свет? Посмотрите здесь лежат картинки с этапами развития рыбы, выложите по порядку картинки и расскажите, что на них изображено. (икринка, личинка, малёк, рыба)
- Молодцы, справились с заданием! Ой, смотрите, наша рыбка превратилась в настоящую, волшебную рыбку. Давайте поиграем с ней.
Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём рыбку друг другу, отвечая на мои вопросы. (Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
-Чья голова?
-Это рыбья голова.
-Чей хвост?
-Это рыбий хвост.
-Чьи жабры?
- Это рыбьи жабры.
-Чьё брюшко?
-Это рыбье брюшко.
-Чьи плавники?
-Это рыбьи плавники.
-Чья чешуя?
-Это рыбья чешуя.
Чьи икринки?
-Это рыбьи икринки.
Чьё туловище?
-Это рыбье туловище.
-Чьи глаза?
-Это рыбьи глаза.
-Раз-два, раз-два вот и кончилась игра. Ребята, рыбке очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Но я хотела бы уточнить.
Если рыба живет в реке, какая это рыба?
-Речная.
Если рыба живет в море, какая это рыба?
-Морская.
-Ребята, у меня все рыбки перепутались, помогите их расселить.
На магнитной доске находятся изображения моря, реки. На столе лежат картинки с изображением рыб. Дети берут картинки с рыбами и определяют их к нужному водоёму, комментируя свои действия (речных к реке, морских к морю).
Звучит сигнал SOS и на экране появляется кадр с гибнущей без воды рыбой.
- Ребята, смотрите случилась беда, озеро высохло от жары, рыба погибает.
-А почему рыба погибает?
-Потому что нет воды, а рыба без воды жить не может.
-Правильно ребята, давайте превратимся в волшебников и спасём рыб. Мы нарисуем для них волшебное озеро. Сейчас три раза повернёмся и волшебниками обернёмся. Раз, два, три волшебниками стали мы. А вот и наша волшебная мастерская. На столе лежит ватман с нарисованными рыбками, краски, кисти, вода, салфетки. Детям предлагается нарисовать озеро техникой рисования по мокрому листу.
Но прежде чем мы приступим к работе, нам надо подготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (Держат ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигаются навстречу)
А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх)
Гостей встречает осьминог.
Работа проводится коллективно. Дети обмакивают кисти в воду и наносят водяные мазки на ватман. Затем опускают кисти в голубую гуашь и наносят её на мокрую поверхность ватмана, так же поступают и с зелёной гуашью. Мазки наносятся по переменно-вода, гуашь, пока не заполнится вся поверхность ватмана. В ходе работы, проводится беседа о загрязнении водоёмов и к чему это приводит.
В конце работы на экране появляется кадр с плавающей в море рыбой.
-Ребята, смотрите у нас всё получилось! А теперь три раза повернёмся и детьми обернёмся. Раз, два, три ребятами снова стали мы. За спасение рыб я вручаю вам медали юного эколога. А ещё хотелось бы мне узнать, о чём мы говорили и что делали?
Ответы детей.
-Молодцы, ребята, хорошо поработали! Рыбка в гостях у нас была и в море, домой к себе уплыла, но оставила вам подарок. Вот эти замечательные раскраски.