Анна Иваненко
Открытый классный час в 4 классе «Зададим себе вопрос — для чего всем нужен нос»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОУ «ПАРКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Открытый классный час
в 4 классе на тему :
«Зададим себе вопрос :
Для чего всем нужен нос?»
Подготовила и провела
воспитатель II кв. кат.
Елена Владимировна Иваненко
Парканы, 2022г.
Цели:
дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья;
Публикация «Открытый классный час в 4 классе „Зададим себе вопрос — для чего всем нужен нос“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
способствовать закреплению на основе этих знаний необходимых гигиенических навыков и привычек, которые нужны для жизни и труда.
Задачи :
Образовательные
закреплять и расширять знания детей об одном из важнейших органов чувств - обонянии;
уточнить, какое значение имеют для человека нос - о функциях носа,
особенностях его строения, значении;
приучать детей беречь нос и соблюдать правила ухода за ним;
учить анализировать этапы экспериментальной деятельности.
Развивающие
развивать внимание, логическое мышление;
развивать носовое дыхание, обучать элементам дыхательной гимнастики.
Воспитательные
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
воспитывать у детей взаимовыручку и взаимоуважение при работе в группах.
Форма проведения: исследовательско-экспериментальная деятельность.
Оборудование: обучающие плакаты, карточки, дидактические игры, алгоритм оказания первой помощи, материал для экспериментальной деятельности, книжная выставка, домашние питомцы (черепахи Оля и Тартилла).
Ход часа:
I. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый классный час, а значит, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Виталий, Ира и Вова начнут наш классный час стихотворением Валентины Пашиной. Ваша задача состоит в том, чтобы определить тему нашего классного часа.
Ученик 1: На повестке дня вопрос :
А какой бывает нос?
Нос, влюбленный в ароматы,
Нос поникший, виноватый.
Нос, закрытый от мороза,
Покрасневший, словно роза.
Нос простуженный, сопливый,
И клюющий нос, сонливый.
Носик кверху — задаваки,
След берущий — у собаки.
Ученик 2: Носик пуговкой — у детства,
А фривольный — у кокетства.
Но с лиловым синяком
Мирный носик не знаком.
А бывает нос холеный.
От зеленки он — зеленый.
Многодырчатый — у лейки,
Крючковатый — у злодейки.
Нос претвердый, как орех,
Нос красивый — без огрех.
Ученик 3: А со стажем он в морщинах.
Есть сопящий без причины.
Нос, который не дорос,
И, конечно, длинный нос.
Нос, сующийся без спроса,
Любопытный, как вопросы.
А курносый — это что?
Нос, конечно, что еще!
Близнеца нос — нос-близнец.
Вот и, кажется, конец.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы уже догадались, о чем пойдет речь на классном часе? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, речь пойдет о важном органе человека – о носе. Сегодня мы должны с вами выяснить, так ли он важен для нашего организма, о его особенностях, функциях и значении.
Вы поделены на группы, в которых есть свой руководитель. Он будет отвечать за выполнение командой всех заданий. Вы можете совещаться друг с другом, чтобы ответить правильно на поставленный вопрос.
Руководить 1й группой будет Виталий, во 2-ой группе – Ира, в 3-й – Вова.
Для начала, давайте поиграем в игру. Она называется «Где, чей нос?»
Игра «Где, чей нос?»
Детям предлагается плакат с фотографиями носа разных животных. Задача детей – правильно отгадать животное.
Воспитатель: А это чей нос? Правильно, человека. Посмотрите все друг на друга – одинаковые у вас носы? (Ответы детей)
Воспитатель: Похожие, но всё-таки у всех разные они. А вы знаете, что бывает 15 разновидностей носов.
Ребята, а вы сможете мне сказать, какие носы бывают? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие, плоские, прямые.
Давайте пройдем с вами следующее испытание. Мы будем подбирать нашим сказочным героям носы.
Дидактическая игра «Кому, какой нос?»
Детям предлагаются иллюстрации сказочных героев, они должны определить форму носа героя.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен нам нос? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно в первую очередь – для дыхания. Можно дышать и ртом, но это неудобно и не полезно. А вот нос замечательно для этого приспособлен.
Давайте рассмотрим человеческий нос в разрезе. Что находится внутри носа? Возьмите маленькие зеркальца и посмотрите внимательно на свой нос, его форму, размеры. Потом запрокиньте немного голову и посмотрите, что находится внутри носа? (Ответы детей)
Воспитатель: В носу вы увидели два прохода, разделённых между собой носовой перегородкой. Перегородка тоненькая и при надавливании на неё может покачиваться. Через носовые проходы заходит воздух, который попадает в лёгкие. Стенки носового прохода покрыты волосиками. Как вы думаете, для чего они там нужны? (Ответы детей)
Воспитатель: Волосики задерживают пылинки и микробы, которые летают в воздухе. Они выполняют роль охранников. Стенки носового прохода покрыты жидкостью – слизью, на которой эти пылинки и микробы осаживаются, а воздух очищается и прогревается в это время, когда проходит по проходам. Когда в носу скапливается много микробов, человек начинает чихать. Тогда микробы вылетают из носовых проходов и могут заразить рядом стоящих людей. Что же делать, если хочется чихнуть? (Ответы детей)
Воспитатель: Поэтому у каждого человека должен быть свой носовой платок.
Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент. Выйдите два человека. Представим ситуацию: встретились два друга. Во время диалога одному захотелось чихнуть, т. к. он был слегка простужен, а при себе у него не было носового платка. Он чихнул прямо на своего товарища. (педагог в это время брызгает распылителем на ученика водой) Что произошло? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь используем платок. Повторяем ситуацию. (повтор ситуации, но уже с носовым платком). Что на этот раз произошло? (Ответы детей)
Воспитатель: Делаем вывод – носовой платок не дает возможности попасть слизистой на другого человека и заразить его инфекцией. Поэтому, каждый должен иметь при себе свой личный носовой платок.
Давайте подведем итог: какие функции выполняет нос?
1. Дыхание – через нос воздух попадает в легкие.
2. Нос – это одновременно и фильтр и печка. Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки. Поэтому нас нос называют живым фильтром.
3. Изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться. Нос очищает и согревает воздух.
III. Физминутка
1. Согреваем ладошки, потирая друг о друга.
2. Делим лицо на три зоны – нижнюю, среднюю и верхнюю.
3. Массируем поглаживающими движениями от ладони к кончикам пальцев каждую зону лица (по 5 с).
4. Находим бугорок на ладони внизу указательного пальца. Эти бугорком круговыми движениями массируем 6 точек в верхней зоне: над бровью, выше брови, между бровями и выше, над ругой бровью то же самое (по 5 с).
5. Указательными пальцами зажимаем область переносицы (5 с).
6. Большими пальцами зажимаем область гайморовых пазух, а согнутыми указательными пальцами круговыми движениями массируем крылья носа, при этом делая вдох и выдох (5 с).
Воспитатель: А вы знаете, что еще нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.
VI. Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. Перед вами стаканчики, в которых собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в стаканчиках?
(Педагог достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные стаканчики с маленькими дырочками. В стаканчиках находятся различные продукты, имеющие яркий запах: чеснок, лук, лимон, апельсин, кофе, ваниль, духи, мыло, «Ди-хлор» в табл.)
Воспитатель: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?
Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи – это 4-я функция носа.
Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Когда вы долго гуляете, то можно заболеть в морозную и прохладную погоду. Как только у человека замерзают ноги, из носа начинает капать жидкость, начинается насморк, закладывает нос и он перестает дышать, пропадает вкус. Что же тогда человек чувствует во время еды? Для определения следующей функции, снова проведем эксперимент. Выйдите по одному представителю группы. Сейчас вам завяжут глаза, а вы крепко зажмите нос и определите, что вы только что съели? Свои отгадки вы напишите на листочке. (детям предлагается угадать морковь, свеклу и яблоко).
Воспитатель: Делаем вывод – нос участвует в определении вкуса. Из-за слизи, запах продукта не улавливается ворсинками в полости носа. Следовательно, информация не поступает в головной мозг и человек не чувствует того, что он ест. Это 5-я функция носа.
Воспитатель: Когда наш нос заболевает, необходимо обратиться к специальному врачу который лечит болезни носа, ушей и горла. Называется такой врач отоларинголог.
Чтобы нос не болел, ему нужен свежий, чистый воздух, а для этого нужно проветривать свою комнату, спальню, нашу группу, класс. Тогда вы будете меньше болеть.
Чтобы нос хорошо дышал, за ним надо ухаживать. Надо не переохлаждаться на прогулке, но если это случилось, надо попить горячего чая с лимоном или малиновым вареньем, попарить ноги в горячей воде, вытереть их насухо и надеть тёплые шерстяные носки. А ещё нос рекомендуют промывать морской водой в холодный период, чтобы не болеть простудными заболеваниями.
Кроме простудных заболеваний, с носом может приключиться беда. Шли вы зимой по дорожке, поскользнулись, упали и сильно ударили нос. Из носа пошла кровь. Вам необходимо оказать первую медицинскую помощь. (алгоритм оказания)
Берегите свой нос и всегда проявляйте заботу о нём. В жизни человека есть правила, которые ему необходимо соблюдать. Есть правила и для носа. Попробуем рассказать друг другу, что же можно делать с носом и чего нельзя.
При чихании всегда прикрывай нос платочком, чтобы не заразить других людей.
Никогда не пользуйся чужим носовым платком. А если нет платка, то можно взять одноразовую салфетку, высморкать нос и выкинуть её.
Постоянно при умывании очищай нос от слизи и пыли.
Избегай ударов и травм носа.
Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом. Можно повредить слизистую оболочку носа и пойдёт кровь.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
Во время прогулки надо дышать носом, а не ртом. Через носик поступает тёплый воздух, а через рот – холодный, что приводит к болезням.
При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
Избегать простуды.
Одеваться в соответствии с погодой.
V. Дыхательная гимнастика
(закаливающее носовое дыхание)
1. Сделать десять вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки
2. Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу, при этом включается ротовое дыхание.
3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба – бо – бу».
VI. Воспитатель: А как вы думаете, имеет ли значение нос для речи? Сейчас мы с вами проведем опыт. Закройте нос и скажите «Ни-на», «Ми-мо-за». Что происходит со звуками? (Ответ детей - изменяются, становятся нечеткими)
Воспитатель: Речь стала какой? (голос - гнусавым, неприятным)
Воспитатель: Вот тоже самое происходит, когда у нас насморк и заложен нос. Вывод – нос участвует в речи человека – это 6-я функция носа.
Воспитатель: Как ни странно, но в нашей речи, в художественной литературе существует очень много высказываний или фразеологизмов о носе. Сейчас каждая группа получит по 5 иллюстраций с фразеологизмами. Ваша задача – объяснить, что они означают. Посовещайтесь между собой и обоснуйте свой ответ. (Ответы детей)
Воспитатель: А в художественной литературе, вы можете найти и прочитать произведения, герои которых имели необыкновенные носы.
Вильгельм Гауф – сказки «Карлик Нос», «Маленький Мук»;
Николай Гоголь – рассказ «Нос»;
Карло Каллоди – сказка «Приключения Пиннокио»;
Корней Чуковский – сказка «Мойдодыр»;
Алексей Толстой – сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик».
Воспитатель: Что еще мы можем назвать носом? (Ответы детей)
Воспитатель: Носы бывают:
• у самолета - нос самолету нужен, чтобы летать;
• у корабля, чтобы рассекать волну;
• у чайника, чтобы наливать кипяток;
• у обуви – для пальцев ноги;
• у птицы нос называется клювом, чтобы клевать пищу;
• а также клюв есть у некоторых животных, например, у утконоса, моллюсков – осьминогов и кальмаров, рыбы-попугая, дельфинов. Ну и, конечно, у черепах.
VII. Итог часа
Воспитатель: Мы много сегодня экспериментировали, исследовали, играли, говорили о важной части человека – носе. Итак, нос нам нужен для красоты? (Ответы детей)
Воспитатель: А зачем? (Ответ детей – чтобы дышать, нюхать, говорить, чувствовать запахи и вкус, защищать от болезней и опасностей)
VIII. Рефлексия
Ученик 4: Задали себе вопрос :
Как работает наш нос?
Не простой вопрос тот, дети
Всё ж мы на него ответим.
Он на вдохе – пылесос,
А на выдохе – насос,
Фильтром служит от болезней,
Нету органа полезней.
Любит чистый он платок,
По утрам – воды поток,
Любит нюхать он цветы
Любит он тебя, а ты…
Пальцем в нем не ковыряй
И по лужам не гуляй!
А не то любимый нос
Запыхтит как паровоз!
Он всегда предупредит
И опасность избежит.
Нос наш – чудо из чудес,
Вызывает интерес!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами многое узнали о носе, ответили на многие вопросы. Наш классный час подошел к концу, спасибо за работу.