Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе

галина прошина
Конспект открытого занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе

Цель:

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

Способствовать освоению звукового анализа слова, различать понятия «звук», «буква», «слог», называть в последовательности звуки в словах;

- интонационного выделения звуков в слове,

- характеристики звуков (гласное – согласное, согласное твердое – согласное мягкое);

- умению составлять предложения с заданным количеством слов.

Определять место звука в слове /Р/ (начало, середина, конец);

Совершенствовать умение подбирать противоположные по смыслу слова - антонимы;

Закрепить знание гласных и согласных букв;

Развивать фонематический слух;

Воспитывать интерес к языку.

Материалы к занятию:

Карточки – схемы слов,

картинки – схемы предложений,

наборы цветных карандашей,

магнитная доска,

наборы счетных палочек,

шаблоны овощей в раскрасках,

смайлики.

Методы и методические приемы:

Игровое упражнение «Как сказать правильно» (антонимы);

Звуковой состав слова: звук (к) (работа по карточкам);

Физкультурная пауза – подвижная игра «Дождик»;

Игровое упражнение «Я вам – вы мне» - составление предложений по картинке-схеме;

Игровое упражнение «Подскажи профессию»;

Игровое задание «Чудесные палочки», «Закрась правильно».

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Доброе утро всем! Сейчас у нас занятие по подготовке к обучению грамоте. Мы с вами прекрасно знаем, что значит – грамотный. Давайте вспомним: про кого говорят, что он очень грамотный?

(ответы и предположения детей – много знает, правильно разговаривает, много читает, культурный и вежливый, постоянно пополняет запас своих знаний).

- И мы с вами стремимся получить как можно больше знаний, навыков и умений, для того чтобы тоже стать грамотными. Предлагаю вам сегодня на нашем занятии побыть учениками. Мы с вами поиграем в игру «Школа». В школе, вы знаете, есть уроки и перемены.

Скажите, на уроках – что делают? (учатся).

Как ведут себя ученики на уроках? (слушают учителя, не отвлекаются)

А на переменах? (играют).

Все верно.

Мы начнем наш урок с познавательной игры «Как сказать правильно?».

Вы внимательно слушаете и даете правильный ответ. Готовы?

«Подушка мягкая, а скамейка …» (жесткая)

«Пластилин мягкий, а камень …» (твердый)

«Ручей мелкий, а речка …» (глубокая)

«Ягоды смородины мелкие, а клубники…» (крупные)

«Кашу варят густую, а суп …» (жидкий)

«После дождя земля сырая, а в солнечную погоду…» (сухая)

«Покупаем картофель сырой, а едим …» (вареный)

«Купили свежий хлеб, а на другой день он стал …» (черствым)

«Летом мы ели свежие огурцы, а зимой …» (соленые)

«Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет …» (грязный).

Молодцы!

– Поиграли, а теперь пора заниматься. Во время игры мы с вами произносили слова. Слова необходимы нам для того, чтобы выразить свои мысли, с помощью слов мы воспроизводим нашу речь. Давайте вспомним.

– Из чего же состоит слово? (Из звуков) Чем отличаются звуки от букв? (Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

– Что вы расскажете о звуках? Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные, согласные, твердые, мягкие)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных при произношении? (Гласные звуки мы можем пропеть, можем их тянуть, преград при произнесении нет. А вот при произнесении согласных звуков – губы и язык мешают воздуху пройти свободно).

– Давайте проверим, как хорошо вы умеете слышать и обозначать звуки. Для этого мы разберем слова.

Основная часть:

- Ребята, у вас на столах лежит карточка. Положите ее лицевой стороной вверх и внимательно посмотрите (даю время ознакомиться).

- На карточке у вас нарисован кто? (Кит и кот)

- Сколько в слове кот звуков? (ответы детей). Правильно, три.

- Какой первый звук в слове? А второй звук? Третий звук слова? - Звуки мы назвали, вам теперь нужно правильно их обозначить. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте каждую клеточку схемы в соответствии со звуком: синие, зеленые или красные.

- Что мы обозначаем синим цветом? Зеленым? Красным? (ответы детей).

(Если дети ошибаются или затрудняются, воспитатель помогает вопросом, подсказкой; следит за осанкой во время работы; уточняет, что работаем со звуками слева направо).

- Звук «к» в слове «кот» - твердый или мягкий согласный?

(Дети собирают модель слова, по окончании – проверяют).

(Аналогично выполняется второе задание со словом «кит», только звук «к» здесь уже мягкий согласный).

Уточнить с детьми сколько слогов в данных словах.

- Ну, вот вы и справились с данным заданием. Молодцы!

- Дети, так как мы с вами на уроке, то хочу вам сказать, что ученики после выполнения задания убирают свой рабочий материал на место. Поэтому попрошу вас положить карандаши и схемы на середину стола, чтобы они вам не мешали при выполнении следующего задания.

- Пришла пора поиграть, в школе перемена. Игра называется «Дождик».

Раз, два, три, четыре, пять – дети прыгают на обеих ногах на каждый счет

Вышел дождик погулять - маршируют

Шел неспешно по привычке – Разводят руками

А куда ему спешить?- пожимают плечами

Вдруг читает на табличке: - ведут пальчиком правой руки слева направо

По газону не ходить - движение головы слева направо

Дождь вздохнул тихонько: - глубокий вздох и междометие на выдохе

«Ох!»

И ушел. Газон засох – маршируют.

- Отдохнули. Пора на урок. Игра «Я вам, вы мне».

- Предлагаю вашему вниманию схемы-картинки, посмотрите внимательно и придумайте предложение по данной схеме - картинке.

(Дети придумывают предложение, а взрослый помогает сосчитать сколько слов в нём. Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нём и чёрточек).

Вос-ль: - И с этим заданием вы справились хорошо, молодцы! Вам понравилось придумывать предложения? (ответы)

- А сейчас следующая игра. Игра называется «Чудесная палочка». Я буду называть звук, а вы будете писать из палочек букву.

Дети «пишут» буквы: Ш, К, О, Л, А.

Называю их громко, четко. Что за слово у вас получилось?

- Молодцы! С заданием справились.

- Следующее задание, загадки - «Подскажи профессию». Слушаем внимательно, не подумав – не отвечаем. Отгадав загадку, вам нужно будет определить место положения звука (Р). Находится он в конце, начале или середине слова. Готовы? Тогда – вперед!

«Красками пахнет наш юбиляр:

Тысячный дом покрасил …» (маляр).

«Кирпичики кладет он в ряд, строит садик для ребят.

Не шахтер и не водитель, дом нам выстроит…» (строитель)

«Щуки, окуни, судак –

Нам улов принес …» (рыбак).

«Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам …» (продавцы)

«Царь сегодня, завтра – вор,

Роли все сыграл …» (актер)

«Правила движенья, знает без сомненья

Вмиг заводит он мотор, на машине мчит …»(шофер)

«Кто плывет на корабле к неизведанной земле?

Весельчак он и добряк. А зовут его…» (моряк)

«На цель наводит он ракету, стреляет метко по врагу.

За сотни тысяч метров в точку, ракетой в цель я попаду…»(Ракетчик)

«Победит огонь коварный

Тот, кого зовут …» (пожарный)

«Доктор, но не для детей, а для птиц и для зверей.

У него особый дар, этот врач …» (ветеринар).

- А теперь самое интересное на нашем уроке. У вас на столах лежат листы с изображением овощей. Закрасьте только те овощи, в которых есть звук «М».

-Какие овощи закрасили? (Помидор, морковь).

-Почему? (Потому что в словах есть звук «М»).

-Назовите овощи, которые не закрасили. (Огурец, лук, перец, свекла).

-Почему не закрасили? (Потому что в словах нет звука «М»)

Заключительная часть:

- На этой веселой, дружной ноте мы закончим сегодняшний наш урок. Молодцы, ребята! Вы все старались, отвечали.

- Скажите, вам понравилось наше занятие?

- Какое задание было, по-вашему, самым лёгким?

- А какое самым трудным?

- Что вам больше всего понравилось делать?

- А сейчас я попрошу вас подойти к доске, выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению от данного занятия и прикрепить его.

(дети прикрепляют смайлы на доску)

- А теперь большая перемена: игры, прогулка, которые ожидают нас впереди!

- До свидания.

САМОАНАЛИЗ

открытого занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, на базе задач основной общеобразовательной программы, соответствующих возрасту детей.

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область «познание» была в интеграции с образовательными областями: «коммуникация», «социализация».

Цель:

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

Способствовать освоению звукового анализа слова, различать понятия «звук», «буква», «слог», называть в последовательности звуки в словах;

- интонационного выделения звуков в слове,

- характеристики звуков (гласное – согласное, согласное твердое – согласное мягкое);

- умению составлять предложения с заданным количеством слов.

Определять место звука в слове /Р/ (начало, середина, конец);

Совершенствовать умение подбирать противоположные по смыслу слова - антонимы;

Закрепить знание гласных и согласных букв;

Развивать фонематический слух;

Воспитывать интерес к языку.

Материалы к занятию:

Карточки – схемы слов,

картинки – схемы предложений,

наборы цветных карандашей,

магнитная доска,

наборы счетных палочек,

шаблоны овощей в раскрасках,

смайлики.

Методы и методические приемы:

Игровое упражнение «Как сказать правильно» (антонимы);

Звуковой состав слова: звук (к) (работа по карточкам;

Физкультурная пауза – подвижная игра «Дождик»;

Игровое упражнение «Я вам – вы мне» - составление предложений по картинке-схеме;

Игровое упражнение «Подскажи профессию»;

Игровое задание «Чудесные палочки», «Закрась правильно».

Организация детей: - групповая, индивидуальная.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская.

Я использовала индивидуальную и групповую форму организации детей. Постаралась опираться на приобретенный детьми ранее опыт для достижения цели и добывания новой информации.

В ходе ОД были задействованы разнообразные методы и приемы:

практические: опыт, упражнение, самостоятельная работа;

наглядные: демонстрация;

словесные: беседа, объяснение;

игровые: дидактические игры и упражнения, физминутка.

В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «познание»: дети проводили звуко-буквенный анализ слов, работали с предложением, учились читать. Приемы на занятии носили игровой характер.

Я старалась подать материал интересно, доступно и понятно.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась правильных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т. д. Так же я обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных.

Если возникала необходимость, оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

В процессе занятия дети были активны, отвечали на вопросы, у них сохранялся интерес к новому материалу, они были внимательны и отвечали на вопросы.

ВЫВОДЫ: — Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи. Занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. В целом занятие прошло хорошо.

В конце занятия каждый ребенок выразил свое отношение к проведенной деятельности, поместив на доске смайлик соответствующего настроения.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по речевому развитию «В мире домашних животных» в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи : 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Волшебный сундучок Зайки»Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Волшебный сундучок Зайки» Задачи: Образовательные задачи: 1. Учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать.

Конспект открытого занятия по речевому развитию «Сочиняем сказку» для педагоговКонспект открытого занятия по речевому развитию «Сочиняем сказку» для педагогов Задачи: 1. Образовательные: • учить детей составлять сказку из 2-3 предложений по картинке; • учить составлять небольшую сказку по схеме,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе
Опубликовано: 21 августа 2024 в 10:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем галина прошина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

 22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.

19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД