галина прошина
Конспект открытого занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Способствовать освоению звукового анализа слова, различать понятия «звук», «буква», «слог», называть в последовательности звуки в словах;
- интонационного выделения звуков в слове,
- характеристики звуков (гласное – согласное, согласное твердое – согласное мягкое);
- умению составлять предложения с заданным количеством слов.
Определять место звука в слове /Р/ (начало, середина, конец);
Совершенствовать умение подбирать противоположные по смыслу слова - антонимы;
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию „На уроке грамоты“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепить знание гласных и согласных букв;
Развивать фонематический слух;
Воспитывать интерес к языку.
Материалы к занятию :
Карточки – схемы слов,
картинки – схемы предложений,
наборы цветных карандашей,
магнитная доска,
наборы счетных палочек,
шаблоны овощей в раскрасках,
смайлики.
Методы и методические приемы:
Игровое упражнение «Как сказать правильно» (антонимы);
Звуковой состав слова: звук (к) (работа по карточкам);
Физкультурная пауза – подвижная игра «Дождик»;
Игровое упражнение «Я вам – вы мне» - составление предложений по картинке-схеме;
Игровое упражнение «Подскажи профессию»;
Игровое задание «Чудесные палочки», «Закрась правильно».
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Доброе утро всем! Сейчас у нас занятие по подготовке к обучению грамоте. Мы с вами прекрасно знаем, что значит – грамотный. Давайте вспомним: про кого говорят, что он очень грамотный?
(ответы и предположения детей – много знает, правильно разговаривает, много читает, культурный и вежливый, постоянно пополняет запас своих знаний).
- И мы с вами стремимся получить как можно больше знаний, навыков и умений, для того чтобы тоже стать грамотными. Предлагаю вам сегодня на нашем занятии побыть учениками. Мы с вами поиграем в игру «Школа». В школе, вы знаете, есть уроки и перемены.
Скажите, на уроках – что делают? (учатся).
Как ведут себя ученики на уроках? (слушают учителя, не отвлекаются)
А на переменах? (играют).
Все верно.
Мы начнем наш урок с познавательной игры «Как сказать правильно?».
Вы внимательно слушаете и даете правильный ответ. Готовы?
«Подушка мягкая, а скамейка …» (жесткая)
«Пластилин мягкий, а камень …» (твердый)
«Ручей мелкий, а речка …» (глубокая)
«Ягоды смородины мелкие, а клубники…» (крупные)
«Кашу варят густую, а суп …» (жидкий)
«После дождя земля сырая, а в солнечную погоду…» (сухая)
«Покупаем картофель сырой, а едим …» (вареный)
«Купили свежий хлеб, а на другой день он стал …» (черствым)
«Летом мы ели свежие огурцы, а зимой …» (соленые)
«Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет …» (грязный).
Молодцы!
– Поиграли, а теперь пора заниматься. Во время игры мы с вами произносили слова. Слова необходимы нам для того, чтобы выразить свои мысли, с помощью слов мы воспроизводим нашу речь. Давайте вспомним.
– Из чего же состоит слово? (Из звуков) Чем отличаются звуки от букв? (Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
– Что вы расскажете о звуках? Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные, согласные, твердые, мягкие)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных при произношении? (Гласные звуки мы можем пропеть, можем их тянуть, преград при произнесении нет. А вот при произнесении согласных звуков – губы и язык мешают воздуху пройти свободно).
– Давайте проверим, как хорошо вы умеете слышать и обозначать звуки. Для этого мы разберем слова.
Основная часть:
- Ребята, у вас на столах лежит карточка. Положите ее лицевой стороной вверх и внимательно посмотрите (даю время ознакомиться).
- На карточке у вас нарисован кто? (Кит и кот)
- Сколько в слове кот звуков? (ответы детей). Правильно, три.
- Какой первый звук в слове? А второй звук? Третий звук слова? - Звуки мы назвали, вам теперь нужно правильно их обозначить. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте каждую клеточку схемы в соответствии со звуком: синие, зеленые или красные.
- Что мы обозначаем синим цветом? Зеленым? Красным? (ответы детей).
(Если дети ошибаются или затрудняются, воспитатель помогает вопросом, подсказкой; следит за осанкой во время работы; уточняет, что работаем со звуками слева направо).
- Звук «к» в слове «кот» - твердый или мягкий согласный?
(Дети собирают модель слова, по окончании – проверяют).
(Аналогично выполняется второе задание со словом «кит», только звук «к» здесь уже мягкий согласный).
Уточнить с детьми сколько слогов в данных словах.
- Ну, вот вы и справились с данным заданием. Молодцы!
- Дети, так как мы с вами на уроке, то хочу вам сказать, что ученики после выполнения задания убирают свой рабочий материал на место. Поэтому попрошу вас положить карандаши и схемы на середину стола, чтобы они вам не мешали при выполнении следующего задания.
- Пришла пора поиграть, в школе перемена. Игра называется «Дождик».
Раз, два, три, четыре, пять – дети прыгают на обеих ногах на каждый счет
Вышел дождик погулять - маршируют
Шел неспешно по привычке – Разводят руками
А куда ему спешить?- пожимают плечами
Вдруг читает на табличке: - ведут пальчиком правой руки слева направо
По газону не ходить - движение головы слева направо
Дождь вздохнул тихонько: - глубокий вздох и междометие на выдохе
«Ох!»
И ушел. Газон засох – маршируют.
- Отдохнули. Пора на урок. Игра «Я вам, вы мне».
- Предлагаю вашему вниманию схемы-картинки, посмотрите внимательно и придумайте предложение по данной схеме - картинке.
(Дети придумывают предложение, а взрослый помогает сосчитать сколько слов в нём. Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нём и чёрточек).
Вос-ль: - И с этим заданием вы справились хорошо, молодцы! Вам понравилось придумывать предложения? (ответы)
- А сейчас следующая игра. Игра называется «Чудесная палочка». Я буду называть звук, а вы будете писать из палочек букву.
Дети «пишут» буквы: Ш, К, О, Л, А.
Называю их громко, четко. Что за слово у вас получилось?
- Молодцы! С заданием справились.
- Следующее задание, загадки - «Подскажи профессию». Слушаем внимательно, не подумав – не отвечаем. Отгадав загадку, вам нужно будет определить место положения звука (Р). Находится он в конце, начале или середине слова. Готовы? Тогда – вперед!
«Красками пахнет наш юбиляр:
Тысячный дом покрасил …» (маляр).
«Кирпичики кладет он в ряд, строит садик для ребят.
Не шахтер и не водитель, дом нам выстроит…» (строитель)
«Щуки, окуни, судак –
Нам улов принес …» (рыбак).
«Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …» (продавцы)
«Царь сегодня, завтра – вор,
Роли все сыграл …» (актер)
«Правила движенья, знает без сомненья
Вмиг заводит он мотор, на машине мчит …»(шофер)
«Кто плывет на корабле к неизведанной земле?
Весельчак он и добряк. А зовут его…» (моряк)
«На цель наводит он ракету, стреляет метко по врагу.
За сотни тысяч метров в точку, ракетой в цель я попаду…»(Ракетчик)
«Победит огонь коварный
Тот, кого зовут …» (пожарный)
«Доктор, но не для детей, а для птиц и для зверей.
У него особый дар, этот врач …» (ветеринар).
- А теперь самое интересное на нашем уроке. У вас на столах лежат листы с изображением овощей. Закрасьте только те овощи, в которых есть звук «М».
-Какие овощи закрасили? (Помидор, морковь).
-Почему? (Потому что в словах есть звук «М»).
-Назовите овощи, которые не закрасили. (Огурец, лук, перец, свекла).
-Почему не закрасили? (Потому что в словах нет звука «М»)
Заключительная часть:
- На этой веселой, дружной ноте мы закончим сегодняшний наш урок. Молодцы, ребята! Вы все старались, отвечали.
- Скажите, вам понравилось наше занятие?
- Какое задание было, по-вашему, самым лёгким?
- А какое самым трудным?
- Что вам больше всего понравилось делать?
- А сейчас я попрошу вас подойти к доске, выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению от данного занятия и прикрепить его.
(дети прикрепляют смайлы на доску)
- А теперь большая перемена: игры, прогулка, которые ожидают нас впереди!
- До свидания.
САМОАНАЛИЗ
открытого занятия по речевому развитию «На уроке грамоты» в подготовительной группе.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, на базе задач основной общеобразовательной программы, соответствующих возрасту детей.
Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область «познание» была в интеграции с образовательными областями: «коммуникация», «социализация».
Цель:
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Способствовать освоению звукового анализа слова, различать понятия «звук», «буква», «слог», называть в последовательности звуки в словах;
- интонационного выделения звуков в слове,
- характеристики звуков (гласное – согласное, согласное твердое – согласное мягкое);
- умению составлять предложения с заданным количеством слов.
Определять место звука в слове /Р/ (начало, середина, конец);
Совершенствовать умение подбирать противоположные по смыслу слова - антонимы;
Закрепить знание гласных и согласных букв;
Развивать фонематический слух;
Воспитывать интерес к языку.
Материалы к занятию :
Карточки – схемы слов,
картинки – схемы предложений,
наборы цветных карандашей,
магнитная доска,
наборы счетных палочек,
шаблоны овощей в раскрасках,
смайлики.
Методы и методические приемы:
Игровое упражнение «Как сказать правильно» (антонимы);
Звуковой состав слова: звук (к) (работа по карточкам;
Физкультурная пауза – подвижная игра «Дождик»;
Игровое упражнение «Я вам – вы мне» - составление предложений по картинке-схеме;
Игровое упражнение «Подскажи профессию»;
Игровое задание «Чудесные палочки», «Закрась правильно».
Организация детей: - групповая, индивидуальная.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская.
Я использовала индивидуальную и групповую форму организации детей. Постаралась опираться на приобретенный детьми ранее опыт для достижения цели и добывания новой информации.
В ходе ОД были задействованы разнообразные методы и приемы:
практические: опыт, упражнение, самостоятельная работа;
наглядные: демонстрация;
словесные: беседа, объяснение;
игровые: дидактические игры и упражнения, физминутка.
В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «познание» : дети проводили звуко-буквенный анализ слов, работали с предложением, учились читать. Приемы на занятии носили игровой характер.
Я старалась подать материал интересно, доступно и понятно.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась правильных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т. д. Так же я обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных.
Если возникала необходимость, оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
В процессе занятия дети были активны, отвечали на вопросы, у них сохранялся интерес к новому материалу, они были внимательны и отвечали на вопросы.
ВЫВОДЫ: — Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи. Занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. В целом занятие прошло хорошо.
В конце занятия каждый ребенок выразил свое отношение к проведенной деятельности, поместив на доске смайлик соответствующего настроения.