Сидорова Яна Николаевна
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и конструированию «Спасем Фиолетовый лес» в средней группе ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Спасем Фиолетовый лес
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Конспект
открытого интегрированного занятия по развитию речи и конструированию на тему : «Спасем Фиолетовый лес», с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 4 «Аленький цветочек»
Темочки:
- Воскобович, В.В. Игры, пособия, занятия
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- ТНР, заикание. Конспекты
- Экология, защита природы. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Подготовила воспитатель:
Сидорова Я. Н.
г. Шарыпово
апрель 2024 г.
Цель: развитие речевых навыков детей среднего дошкольного возраста, через применение развивающих игр В. В. Воскобовича.
Задачи:
Коррекционно - образовательные
- Обогащать и активизировать словарь, существительных, прилагательных, глаголов.
- Формировать представление об изменении имени существительного по числам.
- Закреплять обобщающее понятие дикие животные.
- Закреплять умения использовать в речи предлоги «над», «под», «около».
Коррекционно – развивающие
- Развивать координацию речи с движением.
- Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
- Развивать познавательный интерес.
Коррекционно - воспитательные
- Воспитывать у детей чувство отзывчивости и желания помочь.
- Воспитывать доброжелательного отношения к животным.
- Воспитывать коммуникативную культуру в совместной деятельности.
Виды детской деятельности: речевое развитие, познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Предварительная работа: заучивание утреннего приветствия «Доброе утро», физминутки «Мы шагаем.», логоритмики «Мишка косолапый». Дидактические игры и беседы на тему: «Весна», «Дикие животные». Конструирование с помощью игровых пособий В. В. Воскобовича.
Материал и оборудование: письмо от «Ворона Метра», записка, развивающая среда «Фиолетовый лес» и комплектующие изображения (насекомые, птицы, деревья, озеро, солнце, облака, листочки зеленые, дикие животные: волк, медведь, белка, лиса, еж, заяц белый и серый, развивающие игры В. В. Воскобовича на каждого ребенка «Чудо – Крестики 2», «Чудо – Соты 1», презентация со схемами «Заяц», «Еж», «Медведь», картинки на липучках: зимнее солнце, сугробы, снежинки, капли дождя, спящий медведь в берлоге, спящий еж в норе.
Ход занятия:
Дети проходят в группу и выстраиваются в круг на ковре.
Организационный этап:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте пожелаем друг другу и нашим гостям доброго утра.
Приветствие - пальчиковая гимнастика «Доброе утро»
Доброе утро и людям и птицам,
Доброе утро приветливым лицам,
И каждый становиться добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Воспитатель: Ребята сегодня нам в группу пришло письмо, давайте посмотрим от кого.
(воспитатель показывает письмо, на котором изображение Ворона Метра)
Как вы думаете от кого оно? Кто изображен на конверте?
Дети: ответы детей. (Ворон Метр)
Воспитатель: Правильно ребята, письмо пришло от Ворона Метра. Давайте его прочтем.
(Воспитатель открывает конверт достает и читает письмо)
«Дорогие ребята! Пишет Вам Ворон Метр из Фиолетового леса. У нас большая беда. Проказник Незримка – Всюсь перепутал в нашем лесу времена года Зиму с Весной и заколдовал зверей. Помогите, пожалуйста, исправить время года и расколдовать зверей».
Ну что ж ребята, давайте отправимся в Фиолетовый лес и поможем Ворону Метру?
Дети: ответы детей. (да)
Основной этап:
(дети идут за воспитателем к развивающей среде Фиолетовый лес и говорят слова)
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ножки поднимаем,
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки,
Раз-два-три,
В лес волшебный мы пришли.
Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли в волшебный Фиолетовый лес, присаживайтесь на стульчики.
(дети садятся на стульчики вокруг «Фиолетового леса», на котором отображено время года «Зима»)
Воспитатель: Посмотрите, в Фиолетовом лесу и, правда, зима, Незримка – Всюсь все перепутал. А вы зиму с весной не перепутаете?
Дети: ответы детей. (нет)
Воспитатель: Давайте проверим и все исправим.
Зимой погода холодная, а весной — …
Дети: ответы детей. (а весной погода тёплая)
Воспитатель: Зимой солнце тусклое и не греет, а весной — …
Дети: ответы детей. (а весной солнце яркое и греет)
(воспитатель заменяет на панно «Фиолетовый лес» изображение зимнего солнца на плоскостную фигуру яркого солнца из ковролина)
Воспитатель: Зимой с неба падает снег, а весной — …
Дети: ответы детей. (а весной с неба падает дождь)
(воспитатель заменяет на панно «Фиолетовый лес» снежинки на капли дождя)
Воспитатель: Зимой на деревьях ветки голые, а весной — …
Дети: ответы детей. (а весной на ветках появляются зеленые листочки)
(воспитатель прикрепляет на дерево зеленые листочки из пособия «Фиолетовый лес»)
Воспитатель: Зимой на земле лежит снег, а весной — …
Дети: ответы детей. (а весной снег тает и появляются лужи и бегут ручьи)
(воспитатель заменяет на панно «Фиолетовый лес» изображение сугробов на плоскостную фигуру озера из ковролина)
Воспитатель: А еще весной кто прилетает?
Дети: ответы детей. (весной прилетают птицы)
(воспитатель прикрепляет плоскостную фигуру птицы из пособия «Фиолетовый лес»)
Воспитатель: А как называются птицы, которые зимой от нас улетают, а весной прилетают?
Дети: ответы детей. (Перелетные)
Воспитатель: А почему птицы возвращаются, когда наступает весна?
Дети: ответы детей. (Потому что весной, становится тепло, чтобы свить гнезда и вывести птенцов, просыпаются насекомые, которых едят птицы)
(воспитатель прикрепляет плоскостную фигуру бабочки из пособия «Фиолетовый лес»)
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько бабочек проснулось в фиолетовом лесу?
Дети: ответы детей. (Одна бабочка)
(воспитатель прикрепляет еще одну плоскостную фигуру бабочки из пособия «Фиолетовый лес»)
Воспитатель: А теперь?
Дети: ответы детей. (Две бабочки)
(воспитатель прикрепляет еще три плоскостных фигуры бабочек из пособия «Фиолетовый лес»)
Воспитатель: А теперь?
Дети: ответы детей. (Пять бабочек)
Воспитатель: А сколько птиц прилетело?
Дети: ответы детей. (Одна птица)
(воспитатель прикрепляет еще одну плоскостную фигуру птицы из пособия «Фиолетовый лес»)
Воспитатель: А теперь?
Дети: ответы детей. (Две птицы)
(воспитатель прикрепляет еще три плоскостные фигуры птиц из пособия «Фиолетовый лес»)
Воспитатель: А теперь?
Дети: ответы детей. (Пять птиц)
Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы правильно ответили. Какое время года наступило в Фиолетовом лесу?
Дети: ответы детей. (Весна)
Воспитатель: Молодцы, время года мы исправили. Осталось расколдовать зверей. А какие звери живут в лесу?
Дети: ответы детей. (В лесу живет волк, медведь, заяц, еж, белка, лиса)
Воспитатель: Как можно назвать этих зверей, одним словом?
Какие это животные?
Дети: ответы детей. (Дикие животные)
Воспитатель: Весной у животных появляются детеныши:
Воспитатель: Кто рождается у медведицы?
Дети: ответы детей. (медвежонок)
Воспитатель: У ежихи?
Дети: ответы детей. (ежонок)
Воспитатель: У зайчихи?
Дети: ответы детей. (зайчонок)
Воспитатель: У лисы?
Дети: ответы детей. (лисенок,
Воспитатель: У белки?
Дети: ответы детей. (бельчонок)
Воспитатель: У волчицы?
Дети: ответы детей. (волченок).
Воспитатель: Правильно молодцы.
А что еще происходит с животными весной?
Дети: ответы детей. (Заяц меняет шубку с белой на серую, медведь и еж просыпаются от зимней спячки.
Воспитатель: Посмотрите, дети, еж и медведь не проснулись от зимней спячки, а заяц не поменял шубку с белой на серую, видимо этих зверей нас просил расколдовать Ворон Метр.
Ну как же нам их расколдовать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ой, посмотрите, здесь записка. Давайте прочтем, может в ней подсказка?
(воспитатель берет записку, заранее прикрепленную с боку «Фиолетового леса» и читает)
«Чтобы расколдовать зверей, вам нужно выполнить следующие задание: по схемам изобразить лесных зверей, а помогут вам игры помощники «Чудо – Крестики 2» и «Чудо - Соты».
Воспитатель: Ну что ж ребята, поможем расколдовать зверей?
Дети: ответы детей. (Да)
Воспитатель: Тогда сначала давайте отдохнем и разомнемся.
Логоритмика: «Мишка косолапый».
Мишка косолапый
По лесу идёт,
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поёт.
(Поднимаем руки вверх - «шишки растут высоко», опускаем руки вниз)
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою топ!
(Топаем ногой).
Самомассаж с шишками.
Воспитатель: А теперь давайте разомнем наши пальчики, возьмем шишки и покатаем их между ладоней прямыми движениями.
(Воспитатель раздает шишки детям, дети катают шишки между ладонями прямыми движениями)
Воспитатель: Молодцы, а теперь кладите шишки в корзину и присаживайтесь за столы.
(дети кладут шишки в корзину и присаживаются за столы, где заранее разложены игровые пособия)
Посмотрите на ваших столах лежат наши игры – помощники, назовите их.
Дети: ответы детей. («Чудо – Крестики 2» и «Чудо – Соты»)
Слайд 1 (демонстрационная схема «Заяц» из деталей игры «Чудо - Соты» В. В. Воскобовича»)
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Кто здесь изображен?
Дети: ответы детей. (заяц)
Воспитатель: ребята скажите, а заяц какой, если он всего боится?
Дети: ответы детей. (трусливый)
Воспитатель: А давайте покажем, как у зайца зубы от страха стучат.
Артикуляционное упражнение «Барабан»
1. Улыбнуться, открыть рот.
2. Многократно и отчётливо произносить звук «д-д-д».
3. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.
___
Выкладывание изображения с описанием предмета
Воспитатель: Молодцы, посмотрите и скажите, какой формы голова у «Зайца»?
Дети: ответы детей. (Овальная)
Воспитатель: А каким цветом?
Дети: ответы детей. (Синим)
Воспитатель: А какими фигурами обозначены уши?
Дети: ответы детей. (Треугольниками)
Воспитатель: А каким цветом?
Дети: ответы детей. (Оранжевым)
Воспитатель: А теперь скажите, где расположены уши у зайца?
Дети: ответы детей. (Над головой.)
Воспитатель: Найдите в игре «Чудо - Соты» необходимые детали и выложите так же, как показано на экране.
___
(Дети выкладывают фигуру «Заяц», а воспитатель заменяет на панно «Фиолетовый лес» белого зайца на серого)
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите наш заяц расколдован и поменял белую шубку на серою.
Слайд 2 (демонстрационная схема «Медведь» из деталей игры «Чудо - Соты» В. В. Воскобовича»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Кто здесь изображен?
Дети: ответы детей. (медведь)
Воспитатель: ребята скажите, а медведь какой?
Дети: ответы детей. (большой, косолапый)
Воспитатель: Давайте встанем около своих столов и покажем, как идет медведь.
Дети встают и вместе с педагогом имитируют движения и звукопроизношение «Медведя».
Лапы в стороны, стопы вывернуты наружу. Идет, переваливается и ревет: «Ыыыыыы!» Артикуляционное упражнение «Заборчик» с произношением звука «Ы».
1. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
2. Произносить звук «ы».
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на свои места, и посмотрите на экран.
___
Выкладывание изображения с описанием предмета
Какого цвета голова медведя?
Дети: ответы детей. (Красного)
Воспитатель: Голова медведя большая, а уши какие?
Дети: ответы детей. (Маленькие)
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: ответы детей. (Желтого)
Воспитатель: А из каких фигур сделаны уши медведя?
Дети: ответы детей. (Из полукругов)
Воспитатель: Выложите фигуру «Медведя» около «Зайца»
(Дети выкладывают фигуру «Медведь», а воспитатель заменяет на панно «Фиолетовый лес» изображение медведя спящего в берлоге на плоскостную фигуру медведя из фетра)
Воспитатель: Молодцы ребята, скажите, где вы выложили фигуру медведя?
Дети: ответы детей. (около зайца)
___
Воспитатель: посмотрите, наш медведь расколдован, он пробудился от зимней спячки.
А кого нам еще нужно расколдовать?
Дети: ответы детей. (ежа)
Воспитатель: А ежик, какой?
Дети: ответы детей. (колючий, маленький)
Воспитатель: давайте покажем, как ежик фыркает.
Артикуляционное упражнение «Ежик»
1. Прикусываем верхними зубами нижнюю губу и дуем: ф-ф-ф.
Слайд 3 (демонстрационная схема «Еж» из деталей игры «Чудо – Крестики 2» В. В. Воскобовича»)
___
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. На экране изображена фигура «Еж»
Скажите, каким цветом изображено туловище у ежа?
Дети: ответы детей. (Оранжевым)
Воспитатель: А какой формы и цветом голова?
Дети: ответы детей. (Треугольная, зеленая)
Воспитатель: А каким цветом лапы?
Дети: ответы детей. (Фиолетовым)
Воспитатель: А где расположены лапы у ежа?
Дети: ответы детей. (лапы у ежа расположены под туловищем)
Воспитатель: Найдите в игре «Чудо – Крестики 2» необходимые детали и выложите «Ежа» так же, как показано на экране.
___
(Дети выкладывают фигуру «Еж» из деталей игры «Чудо – Крестики 2», а воспитатель не заметно заменяет на панно «Фиолетовый лес» изображение ежа спящего в норе на плоскостную фигуру ежа из фетра)
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, еж расколдован, он пробудился от зимней спячки.
Мы с вами исправили время года в Фиолетовом лесу, расколдовали зверей, а теперь нам пора возвращаться в группу.
Встаньте из – за столов и постройтесь друг за другом.
(дети идут за воспитателем на ковер и говорят слова)
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ножки поднимаем,
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки,
Раз-два-три,
В группу нашу мы пришли.
Итоговый этап
(дети выстраиваются в круг на ковре, воспитатель задает вопросы)
Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие?
Дети: ответы детей.
Куда мы сегодня ходили?
Дети: ответы детей.
А зачем мы ходили в Фиолетовый лес?
Дети: ответы детей.
Вам было сложно выполнять задания?
Дети: ответы детей.
Вам понравились?
Дети: ответы детей.
Мне тоже очень понравилось, вы большие молодцы, наше занятие окончено, давайте скажем нашим гостям до свидания!