Ирина Котова
«Путешествие на Калининградский хлебозавод». Открытое занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая неделя в ДОУ
«Воспитание норм здорового и активного образа жизни дошкольников в ходе ознакомления с видами туризма в России, а также с основами безопасности жизнедеятельности»
Тема открытого занятия в рамках методической недели
«Путешествие на хлебозавод в Калининграде»
старшая группа «Веселые нотки»
Поговорка: «Хочешь узнать человека соверши с ним путешествие»
Подготовила : Воспитатель Котова И. Б
г. Калининград 2024г
Цели: Расширить представления детей о хлебе, его видах и разнообразии, отметить значение хлеба в жизни человека в ходе воображаемого путешествия
Задачи:
1. Образовательные задачи:
Расширить у детей представления о хлебе, процессе его изготовления.
Познакомить с традициями выпечки хлеба
Рассказать о хлебозаводе № 1 в г. Калининграде
Познакомить с техникой безопасности на хлебозаводе
2. Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес. Любознательность.
Пополнить словарный запас детей.
Развивать интерес к труду взрослых.
Разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.
Воспитывать командный дух
Ход занятия:
- Здравствуйте гости дорогие! Милости просим.
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «будет интересно!»
Воспитатель: (Держит глобус в руках) Дети, что у меня в руках?
ответ детей
Воспитатель: Это модель нашей земли, на земле очень много континентов, самый большой это Россия.
Говорят, что Россия- страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит?
(ответы детей)
Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, озер, рек и много бескрайних полей.
Но есть самое ценное богатство у России, без чего человеку не прожить. Отгадайте загадку
Попробуйте отгадать загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Воспитатель: Правильно ребята, вы угадали загадку. Звучит песня о хлебе
Сегодня разговору пойдёт- о хлебе и его значении в жизни человека.
Издавна главным богатством России считался хлеб. Это то, без чего мы не представляем свою жизнь.
На завтрак, обед и ужин мы обязательно едим хлеб. Он занимает на нашем столе главное место.
Как вы думаете почему?
А какой бывает хлеб? Батон и буханка.
- Прежде, чем стать батоном или буханкой, хлеб пройдет большой дорогой
Ребята. что нужно для выпечки хлеба? - мука
Из чего получают муку?
Из колоска.
А колосок. откуда возьмется?
Из зерна.
А чтоб проросло зерно, что потребуется (земля, вода, тепло- а тепло это солнце)
А кто посадит зерно? - Человек
Правильно человек.
Вот что самое важное в хлебе!- Это труд людей!
Сейчас я расскажу вам притчу о колоске.
Хотите послушать. ?
«Притча о колоске»
(идея взята из Аудиоспекталя «Сон о хлебе» с участием Константина Хабенского)
Давным, давно люди питались всем подряд, но однажды нашли колосок, растерли пшеничный колосок- вкус им понравился.
Захотели зерна колоска рассадить – но семя колоска оказался строптивым -упрямым, не росло семя колоска среди камней.
Пришлось людям расчистить поле от камней.
Стали колоски чахнуть, другие растения им свет от солнца загораживали
Пришлось людям выполоть сорняки.
Повадились на пшеничные поле животные, топтали и жевали колоски.
Пришлось людям отгородить поля от животных, чтоб сохранить урожай.
И тогда пшеницы стало больше, но и работы у человека прибавилось.
Так чтоб замесить хлеб первый и важный состав хлеба– это огромный и тяжелый труд человека.
И так делаем вывод: для получения будущего хлеба понадобится:
земля, зерно,
из зерна вырастит колосок,
польет дождь,
солнце даст свое тепло и человек, - который вырастит и соберет урожай.
Давайте теперь посмотрим что потребуется для будущего хлеба:
(наглядный пример. На столе мука, вода, соль, сахар и дрожжи, воспитатель аккуратно все перемешивает ложкой или деревянной лопаточкой)
1. Взять зерна, перемолоть в муку.
2. В муку- добавить соль, щепотку сахара.
Можно уже замесить тесто, ребята?
Конечно нет, мука рассыпается. Что нужно добавить?
3. Правильно воду, добавляем для клейкости и получения теста.
4. Тесто должно обязательно настоятся и «подрасти» т. е увеличится в объеме -в этом нам помогут дрожжи. Которые мы с вами добавим в воду.
И лишь потом мы выложим тесто в специальные емкости и поставим в горячую печь.
Очень долгий путь хлеба - до нашего стола!
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный
«Покуда есть хлеб и вода, все не беда!»
Воспитатель: А вы ребята знаете поговорки о хлебе?
(примерные ответы детей)
«Хлеб, соль и вода – крестьянская еда».
«Не трудиться - хлеба не добиться»
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб батюшка, вода матушка».
«Пот по спине — так и хлеб на столе»
«Хлеб да вода — молодецкая еда»
«Хлеб ногами топтать — народу голодать»
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
«Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.»
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи о хлебе:
Ребенок: МАРИНА
Ведь не сразу стали зерна хлебом
Хлебом - тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ребенок ЛИЗА
Хлеб ржаной,
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют
Ребенок - ЛИЛЯ
В каждом з рнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится,
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, откуда пришел хлеб и какой он бывает?
Я приглашаю отправиться в путешествие по Калининграду и узнать где и какой, хлеб есть в нашем любимом городе.
Мы отправляемся в туристическое путешествие.
Что должно быть за плечами у настоящего туриста (ответы) рюкзак.
Мы отправляемся в «страну хлеба» а помощником нам станет колобок, .(колобок –ребенок) куда покатится колобок,туда и пойдём.
Но любой путешественник должен знать правила:
1. В походе можно проголодаться и тут нам понадобится хлеб и вода
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
2. Не бросить и не потерять друга в походе. Поделится с ним корочкой хлеба.
3. Знать схему маршрута – С нами пойдет в поход «колобок» он и приготовил схему пути
Ребенок «Колобок» (маска у ребенка на голове и в руках схема маршрута, дети пойдут по стрелкам) мы отправляемся в «Страну хлеба». Перед маршрутом нужно размяться.
Физкультминутка «Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки. (хлопки)
Мы печём оладушки. (переворачивать сомкнутые ладони)
Замешиваем тесто, (имитация помешивания,
Мнём, мнём, (имитация)
Бьём, бьём, (имитация)
А тесту в миске тесно (руки развести в стороны)
Тесто выпало на стол, (полуприсяд)
Тесто шлёпнулось на пол (присесть)
Тесто убежало (лёгкий бег на месте) Начинай сначала. (взмах руки)
1 остановка «Первый хлебозавод на у. Генерала Галицкого 16»
Колобок (выступает в роли экскурсовода)
Воспитатель: Куда ты колобок катишься?
Колобок: Я веду вас на хлебозавод на улице Галицкого.
Воспитатель: Ребята а вы знаете в честь кого, так называется улица.
Хлебозавод находится на улице знаменитого Генерала Галицкого.
Галицкий Кузьма Никитович Герой Советского Союза – В 1945 году генерал Галицкий командовал армией и принимал активное участие в штурме Кёнигсберга.
Даже хлеб назван в честь великого полководца. И имеет как же, как генерал Галицкий, заслуженные награды -лучшего хлеба.
Калининградский хлебозавод старейшее предприятие нашего города он был создан в 1946 году сразу после войны. И первый начал выпускать хлеб, поэтому он был и назван "Первый Хлебозавод"
«Первый хлебозавод» выпускает широкий ассортимент хлеба и кондитерские изделия.
Воспитатель: Колобок а ты знал, что «Первый хлебозавод» единственный в нашей Калининградской области который, выпускает сушки и баранки.
Посмотрите какой наш Калинигградский хлебзавод (на стенде несколько фотографий хлебозавода)
Воспитатель: Веди нас дальше «колобок»
Колобок: Рядом с хлебозаводом есть магазин «Горячий хлеб», где можно купить хлеб, булочки, и даже пирожки и пироги испеченные в настоящей русской печи.
Колобок : Посмотрите на вывеску это «Горячий хлеб»
1. Вывеска "Горячий хлеб", рядом стоит печка
Ребенок продавец (Вероника)
Заходите, посмотрите и товар наш назовите.
Угадайте, какую продукцию выпускает наш завод. Ответы детей
Продавец: показывает карточки картинки, дети отгадывают виды хлеба. Продавец исправляет и называет.
Виды хлеба (уточнения если понадобится сказать деткам): «Буханка хлеба» -это Ржаной, Пшеничный хлеб; Батон, Калачи, Каравай и Сдоба – это различные булочки
Правильно говорить «Буханка хлеба» а не «Булка хлеба» ведь булочка –это сдобная выпечка
Продавец: кто может назвать фирменную продукцию 1 хлебозавода
Это «Галецкий» кирпичик- ржаного хлеба. Вот он достает буханку хлеба.
Воспитатель : Как такую форму называют? – «буханка хлеба»
Колобок : проходите в булочную.
2. Вывеска «Булочная 1 хлебозавода» Зазывает детей продавец.
Ребенок продавец : (Аня)
Булочки сладкие пирожки ароматные. Заходите гости долгожданные.
Кто желает пирожок, отгадай загадку: (В корзинке у продавца пирожки)
1. Из какой сказки эти слова?
Не садись на пенек не ешь пирожок.
Неси бабушке Неси дедушке.
«Маша и медведь» показ картинки
Получи пирожок, положи в рюкзачок.
(Заранее договорится с детьми что пирожки они съедят в конце занятия)
2. Вторая загадка:
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
Ответ детей Показ картинки. Получи пирожок,положи в рюкзачок.
3. Загадка: Сходи-ка ты, доченька, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Собралась девочка и пошла к бабушке в другую деревню. Сказка «Красная шапочка» показ картинки
Получи пирожок, положи в рюкзачок.
5 загадка: «Гуси лебеди»
Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села.
Воспитатель: Колобок ты куда -Я бегу в кафе, где можно отведать пирожки, вкусный чай, сладкие торты и пирожные, да вкусную кашу из печи.
3. Вывеска «Кафе Пироговое» на Галицкого
Продавец : ребенок Феликс
Задание на доске (стоят две магнитные доски)
на одной доске самовар на второй доске кастрюля.
Продавец дает задание детям на время :
Нужно быстро разложить правильно картинки: с каким видом хлеба нужно кушать
с первым и вторым блюдом,а что с чаем
За правильные ответы получите ораматные пряники и сушки. (призы)
Воспитатель: Куда дальше ты нас ведешь «Колобок»
Идите по стрелкам мы идем в мастерскую «Умелые ручки»
Колобок побежали в мастерскую «Умелые ручки»
Там проводятся мастер-класс для детей, по приготовлению булочек, пирожных
Воспитатель: Ребята вы хотите по участвовать.
На столе лежат салфетки, протрите руки, тесто не любит грязных рук. У нас с вами есть настоящая печь.
Но трогать руками ее нельзя, она горячая!
Одевайте фартуки. приступаем к работе. Давайте испечем сегодня крендельки.
Но нам нужно согреть и размять наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
Муку в тесто замесили (показать, как месим тесто)
А из теста мы слепили (показать, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки (поочередно сгибать пальцы)
Сдобные ватрушки,
булочки и калачи –
Все мы испечем в печи.
Очень будет - вкусно! (хлопки в ладоши)
Дети с воспитателем готовят «Крендельки»
Какие красивые крендельки получились. «Посадим» их в печь.
Выходит «колобок» и выносит каравай. Колобок: Какой у тебя красивый каравай
Каравай –это символом благополучия и гостеприимства.
Мы тоже рады видеть нашей группе гостей. Угощайтесь!
Воспитатель:
Каравай заводит дружбу
С тем кто с детства любит труд
Если ты с работой дружен -
Выходи смелее в круг.
Хоровод «Каравай» (приготовить шапочки –маски)
Дети идут по кругу хороводом и поют.
В центре ребёнок «колобок» с караваем (бутафорским или настоящим)
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне.
Каравай в круг вставай.
Кого хочешь выбирай.
Ребёнок с караваем громко говорит: "Я выбираю пекаря"
Подходит к ребёнку в белом колпаке пекарском. Кланяется, отдаёт ему каравай. В круг выходит "пекарь".(И т. д. по тексту песни.)
Он не грел на печке бок.
Каравай ребятам пёк.
Пекарь с нами поиграй.
Кого хочешь выбирай.
Ребёнок с караваем громко говорит:
Пекарь - Я выбираю мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку.
Мельник с нами поиграй Кого хочешь выбирай.
Ребёнок с караваем громко говорит:
Мельник - Я выбираю пахаря!
Он в тенёчке не лежал,
А хлеба растил и жал.
(Все останавливаются. "Пахарь" поднимает каравай над головой. Дети поднимают руки вверх - показывают каравай)
А награда - урожай!
Всех на праздник приглашай!
Рефлексия:
Воспитатель:
-Ребята вам понравилось наше путешествие?
-Что вам больше всего понравилось?
-А вы знаете, чем пахнет хлеб? (трудом многих людей)
Теперь вы знаете, какой длинный путь проходит хлеб, прежде, чем попасть на стол, сколько усилий нужно приложить что испечь хлеб.
Ребята, к хлебу нужно относиться бережно:
Не крошить хлеб во время еды, не играть им, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько людей трудится, чтоб появился хлеб, сколько труда вложено в каждый кусочек
Ребята давайте, и мы с вами угостим наших дорогих гостей.
Воспитатель:
Хлеб наш берегите! Хлеб наш уважайте!
Хлебом не сорите! С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья
Спасибо за внимание!
С уважением педагоги из Калининграда 2024г