Юлия Трофимова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Колыванский детский сад «Светлячок»
Непрерывная образовательная деятельность по социально - коммуникативному развитию в старшей группе
Тема НОД: «Обычаи и традиции русского народа».
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Обычаи и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Цель: формирование представлений у детей о обычаях и традициях русского народа.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
2. Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании.
Развивающие:
1. Развивать интерес к русскому народному творчеству : пословицам, поговоркам, сказкам.
2. Развивать речевую активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к родной земле, её прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций.
Применяемые технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательно - исследовательская деятельность,
Форма НОД (способы организации детей) : фронтальная, индивидуальная.
Тип НОД: закрепление.
Методы и приё мы: словесный, наглядный.
Оборудование: проектор, зал оформлен в русском стиле предметами народного быта : каравай, печь, прялка, стол, накрытый по правилам старины (самовар, бублики, чугунки, деревянные ложки, выставка книжек с русскими народными сказками, русские народные костюмы для детей и педагога.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Вводная часть.
(Под русскую народную музыку дети входят в музыкальный зал)
Педагог: Ой, как много здесь гостей
Ждёт вас множество затей,
Будем петь, да играть
Старину вспоминать.
К путешествию в старину приглашаю
О русских обычаях и традициях много узнаем.
Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,
Игры веселые затевайте.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали –
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? А раньше, как называлась. Ответы детей
Педагог: Сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину. Вы готовы?
Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногой
Поприветствуем друг друга
Игру в традиции начнем. Дети отвечают на вопросы.
2. Основная часть
Педагог: Ребята оглянитесь вокруг, на что похож этот зал? Ответы детей.
Педагог: В России есть обычай приветствовать дорогих гостей хлебом – солью: выходить к ним на встречу, держа каравай хлеба, в центре которого солонка. Хлеб – символ богатства и благополучия.
Педагог: Добро пожаловать в русскую горницу. Кто знает, что такое горница? Что самым главным является в доме? Почему?Ответы детей.
Педагог: В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков. Красный угол – священное место в доме.
Педагог: А это, что за предмет дивный? Для чего она нужна? Ответы детей.
Педагог: Правильно. В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод, сундук смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками.
Все это предметы быта или народный промысел. Почему эти предметы называют народный промысел? Ответы детей.
Педагог: У каждого народа есть свои традиции. Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Какие традиции есть у вас в семье? Ответы детей.
Русский народ всегда славился своими песням и сказками. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Ответы детей.
Педагог: И передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.
Из глубоких веков до нас дошли добрые сказки. А в них очень часто к имени персонажа добавляется ещё одно слово, его характеризующее. Например, лисичка – сестричка, кумушка – лиса. Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное» слово.
«Мишка – косолапый»;
«Петушок – золотой гребешок»;
«Кощей – бессмертный»;
«Зайчишка – трусишка»;
«Волчок – серый бочок»;
«Избушка – на курьих ножках»;
«Травушка – муравушка»;
«Баба Яга – костяная нога».
Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения, дарили подарки. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.
Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры.
Педагог: И я вам хочу предложить такую интересную народную игру. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству.
Игра «Платочек»
Вот платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Буду с вами я играть
Всех платочком накрывать.
Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла. Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи.
А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо А что выращивают России?
Ответы детей.
В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? Ответы детей.
А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша».
Значит, что ещё любят готовить в России? А из чего можно сварить кашу?
Ответы детей.
В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда.
Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара.
-Вот и время для игры настало. Приглашаю все поиграть в игру "С чем можно пить чай"
Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев.
Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Педагог накрывает кого-нибудь платком и говорит
- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»
Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз. Ответы детей.
Дети передавая друг другу мяч называют продукты с которыми можно пить чай).
3. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие в старину.
Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм.
Ну, что, ребята, понравилось вам у меня в гостях? А, что вам больше всего понравилось?
Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!
Используемая литература
1. Егорычев А. М., Ахтян А. Г. Воспитание ребенка в традициях русской культуры : монография. – М. : Издательство РГСУ, 2018 – 178 с.
2. Ельцова О. М, Антонова Г. А, Николаева Н. Н. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций : Метод. Пособие. –М. ТЦ СФЕРА. Ч-1. 2019.- 112 с.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010. -304с.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Колыванский детский сад «Светлячок».