Дзюба Елена
Открытое занятие в старшей группе «К нам гости пришли»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в старшей группе
"К нам гости пришли!"
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Развитие познавательного интереса к истории и традициям своего народа.
Задачи: 1. Образовательная:
Расширять представления детей о народных русских праздниках.
2. Развивающая:
Развивать творческую активность; обогащать словарный запас детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
3. Воспитывающая:
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „К нам гости пришли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Воспитывать интерес к истории России, к народным традициям.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая».
Словарная работа: предки, суровый, благая, покликать, ярмарка, Весновка-свистунья.
Предварительная работа: прослушивание песен, разучивание танцевальных движений, заучивание и обыгрывание песенок, колядок, в течении года по плану знакомились с народными праздниками, русским народным промыслом (дымка, гжель, Городец, Хохлома, богородская игрушка, познавательно-речевые игры на образование прилагательных (слов-определений) из существительных «Какой, какая?», «Продолжи пословицу», «Зимующие и перелётные птицы», «Чудесный мешочек» (на колядки, закрепление названий времён года, название месяцев.
Оборудование и материал: хлеб-каравай на полотенце, осеннее дерево, корзина с овощами и фруктами, ягодами, 8 банок с этикетками варенья, соответствующих фруктов; ёлка, под ней подарочные пакеты с предметами народного промысла, маски животных, бабы яги, козла-по количеству детей+1, рождественская звезда, пустой мешок под сладости; стол с самоваром, блинами, кружки, зонт-карусель, чучело; карточки «Пословицы», лошадь-качалка, коврик-«сани»; 2 стола с предметами народного промысла, домашней утварью, шкатулка с глиняными свистульками; круглый столик- тряпичные птицы на палочках; 3 блина- горелый, сырой, румяный. Корзина с булочками-жаворонками.
Ход занятия:
1. Приветствие. (Входим, встали полукругом.)
-Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте!
Дети: Веселья вам да радости! Давно мы вас ждали – поджидали!
-Всем ли видно? Всем ли место хватило?
Дети: Гостям-то известное дело - хватило место, да не тесновато ли хозяевам? (расходимся посвободнее)
-Для каждого у нас найдется и местечко, и словечко. Как говорится,
«В тесноте да не в обиде».
Песня «К нам в гости пришли» (1 куплет) (соот-щие движения под песню)
2. Вступление в тему.
– Раз гости, значит, праздник.
- А вы любите праздники?
Д/ и: «Назови праздник…» ( Передаем каравай и говорим полным предложением: «Я люблю праздник…», «Мне нравится праздник…», «Я знаю праздник…»)
-Много знаете праздников, некоторые из них народные праздники. Их праздновали наши предки? Кто это – предки?
Предки – русские люди, которые жили очень давно. (Словарная работа)
-Назовите народные праздники.
- Предлагаю вместе вспомнить некоторые из них.
3. (Песня «Золотая осень»).
(Дерево, корзина с овощами/фруктами; банки.)
1. В какое время года мы попали?
- Назовите осенние месяца.
- Какой осенний праздник вы знаете? Осенины.
Осенины — это праздник урожая.
- Как на Руси изображали осень?
- Зачем ему 3 глаза? Почему он был суровый?
- Что значит суровый? (серьезный)
- Хозяйки прибирали овощи, фрукты, ягоды, грибы. Что делали из них?
Хозяйка банки приготовила, а фрукты-овощи перепутала. Давайте поможем!
Д/ и: «Какой сок? Какое варенье?» (Берем какой-либо плод, называем его и говорим, какое из него можно сделать компот или варенье)
- Какое время года наступает после осени? Назовите зимние месяцы?
2. Перенесемся на зимний праздник, а какой, вы сейчас назовете сами.
Встаньте рядом, обнимитесь. Это добрый волшебный праздник. (Песня «Яркая звездочка на небе горит») (1 куплет.)
Яркая звёздочка на небе горит,
Детям у елочки мама говорит:
«В целом мире торжество
Наступило Рождество,
Наступило Рождество.»
-О каком празднике будем вспоминать? О Рождестве.
Рождество — это большой праздник. Само слово говорит о том, что кто-то родился.
-Кто родился, как вы думаете? Рождение ребенка – это всегда благая весть. Благая – добрая. (Словарная работа)
- Какие традиции этого праздника вы знаете? (Дарить подарки)
- Праздник этот называют еще «зимние святки». Святки – от слова «святой». Значит, очень хороший и добрый. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу (раздать маски).
- Ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего песенками – колядками. (Подходим к воспитателям) :
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко.
Не дашь пирога – мы корову за рога.
Не дашь блинка – мы хозяевам пинка.
- А ну, становитесь на игру: «Шёл козёл по лесу…»
- Под елкой подарки, возьмите по одному.
3. - С песнями и плясками добрались мы до конца зимы. А тут опять праздник. Назовите его по набору предметов: блины, самовар, карусели, хороводы. МАСЛЕНИЦА.
- А вы с чем связываете этот праздник? (блины, веселье, игры).
- А почему именно блин пекут? На что похож блин? Хоровод?
-А ещё катались на санях, запряжённых лошадьми. (Садимся в сани).
Р/ и: «Продолжи пословицу» :
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Родина – мать, сумей за нее постоять.
3. Семья в куче, не страшна - и туча.
4. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
5. Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Доехали до следующего праздника, до весеннего.
- Назовите весенние месяца.
-Праздник называется Весновка - свистунья.
-Всю зиму мастера – умельцы делали игрушки, расписывали их, а с приходом весны везли их на ярмарку.
-что такое ярмарка?
-Ярмарка — это большой праздничный базар, там не только покупают разные товары, но ещё и смотрят весёлые и музыкальные представления, катаются на каруселях, играют в русские народные игры. (Словарная работа)
Так вот, на ярмарке выставляли напоказ и продавали предметы народных промыслов: посуду, игрушки, мебель.
- Вынимайте свои подарки да называйте их, какие мастера трудились. (дети называют роспись)
-А ещё, в первую очередь, детям делали птички-свистульки (показать птичку-свистульку) и ребятки, подражая голосам птиц, призывали своим свистом весну, счастливый год и богатый урожай. Отсюда и название – Весновка – свистунья (словарная работа)
-А также пекли печенье, похожее на жаворонка, кормили ими птиц.
-Какие птицы прилетают к нам? (ласточка, жаворонок, журавль, гусь, кукушка, трясогузка,)
- И мы с вами позовем - покликаем Весну. Что значит покликаем? (весело позовём) (Словарная работа)
- Берем тряпичных птичек, надетых на палочки, поднимаем вверх:
Нам зиму провожать,
Весну - красну закликать:
Гу-у-у,
Солнышко с цветами,
С песнями, с журавлями:
Гу-у-у.
- Какие весенние праздники нас ждут весной? Вербное Воскресенье, Пасха.
5. Много еще русских народных праздников мы знаем.
- Об этих праздниках мы с вами поговорим в следующий раз.
- А сейчас пора возвращаться домой. (2 куплет «К нам гости пришли»).
Итог. Рефлексия.
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Какие праздники вы запомнили?
- Какой вам понравился больше всего?
- Что нового вы узнали?
-Как надо встречать праздники? Будем встречать их весело, с играми и плясками?
- Ребята, если вам не понравилось наше занятие, подойдите к горелому блину – пирогу;
если вам было чуть скучно, грустно – то к сырому блину – пирогу;
а если все понравилось и вам бы хотелось побывать и на остальных праздниках – к румяному блину – пирогу.
- Ребята, а Весна нам приготовила сюрприз: Корзину с жаворонками.