Скрипова Наталья
Открытое занятие в средней группе ТНР «Насекомые»
Тема: «Насекомые»
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа, предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, согласование местоимений и прилагат. с сущ-ми женского, муж. рода в форме ед. и множ. числа). Автоматизация звуков [с], [с’]
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, тактильных ощущений, тонкой и общей моторики, формирования умения делать плавный и длительный выдох, зрительно-моторнорй кординации.
Публикация «Открытое занятие в средней группе ТНР „Насекомые“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Игрушка на руку – лягушонок, контейнеры с наполнителями, пластмассовые и деревянные фигурки насекомых, прищепки с картинками насекомых, «полянка для насекомых» (желтый кружок, дыхательные тренажеры для развития речевого дыхания с насекомыми на липучках из фетра, игрушечные стульчики. Цветные карточки на каждого ребенка и картинки с изображением насекомых, мнемодорожка, крупные игрушки насекомых для зрительно-моторной координации, предметные картинки по теме с изображением насекомых, доска.
Предварительная работа. Чтение рассказа В. Зотова «Майский жук», стихов К. Быковой, Е. Файерабенда.
Ход занятия
1. Орг. момент. [Объявление темы занятия. ] Логопед организует приветствие.
Дили-дили-дили-дили! Колокольчики звонили. Дили-дили-дили-дили! Колокольчики будили Всех жуков, пауков И веселых мотыльков. Динь, день! Динь, день! Не проспите новый день! Динь, день! Динь, день! Начинаем новый день!
2. Игра «Найди друзей» Совершенствование грамм. строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики. ]
Л. Ребята, посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости!
Д. Это лягушонок!
Л. А кто помнит, где живет лягушонок?
Д. На болоте!
Л. Да! И у него много друзей! Лягушонок пришел к нам, чтобы попросить о помощи. Все его друзья, куда-то спрятались. Он просит нас помочь найти их. Ребята, поможем лягушонку найти его друзей?
Д. Да.
Л. Посмотрите у вас на столах стоят контейнеры, подойдите каждый к своему столу и поищите в контейнере друзей лягушонка. Расскажите, кого вы нашли.
1-й ребенок. Я нашел муравья.
2-й ребенок. А я нашла божью коровку
3-й ребенок. Я нашла жука
4-й ребенок. Я нашла гусеницу. И т. д.
Логопед. Кто это такие? Как их можно назвать одним словом?
Дети. Это насекомые.
Логопед. Верно. Вы наверное устали искать друзей лягушонка? Давайте немного отдохнем.
3. Физкультурная пауза «Пчела». [Координация речи с движением, развитие творческого воображения. ]
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг друг за другом и вспомнить упражнение про пчелу.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела, Бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых.
Как фонарики глаза. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.
Пожужжали, полетали, Вновь бегут по кругу.
От усталости упали. Медленно опускаются на ковер.
4. Игра «Стульчики и насекомые» [Совершенствование грамм. строя речи (употребление существительных в форме предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, автоматизация звуков [с], [с’]).]
Л. Ребята наши насекомые летали, летали, очень устали и присели отдохнуть на стульчики. Посмотрите на них и расскажите, кто где сидит.
Д. Оса сидит на стульчике. Муха сидит под стульчиком. Гусеница сидит на стульчике. И т. д
5. Упражнение «Кто дальше долетит?» [Воспитание правильного речевого дыхания. ]
Л. Ребята, посмотрите сколько насекомых прилетело приползло. Возьмите дыхательные тренажеры, прикрепите насекомых к ним и по моему сигналу «насекомые, летите» дуйте на них: «Фу-у-у».
6. Игра «Жадина» [Совершенствование грам. строя речи (согласование местоимений и прилагат. С сущ-ми женского, муж. Рода в форме ед. и множ. числа. Развитие внимания. ]
Логопед раздает детям цветные карты и просит назвать их цвета. Затем, показывая по одной маленькой карточке, спрашивает у детей: «Чей муравей? Чья божья коровка? Ребенок, цвет карты которого совпадает с цветом насекомого, отвечает: «Это моя красная божья коровка». «Это мой коричневый муравей». Если ответ дан правильно (нет ошибок в согласовании местоимения, прилагат. И сущ-го, логопед отдает ребенку карточку с изображением насекомого. Если нет, указывает игроку на ошибку, дает правильный ответ и убирает карточку вниз стопки.
7. Пальчиковая гимнастика «Майский жук» [Развитие мелкой моторики. ]
Где веселый майский жук?
Знают это все вокруг.
(Сжать кулачок.)
Над деревьями кружит
И жужжит, жужжит, жужжит:
«Жу-жу-жуууу».
(Развести в стороны указательный палец и мизинец.
Шевелить ими, как усами, в ритме стихов.)
8. Упражнение с прищепками «Кто как передвигается». [Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. ]
Логопед. А вот ещё насекомые, давайте поместим их на полянку. Берите прищепки с насекомыми и расскажите какое насекомое как передвигается, цепляйте прищепки к полянке и передавайте друг другу.
Дети берут прищепки с насекомыми и по очереди цепляют их на «полянку» (кружок, называют насекомых и говорят, кто как передвигается.
1-й реб. Муравей ползает (цепляет прищепку, передает другому реб.)
2-й реб. Бабочка летает. (цепляет прищепку, передает другому реб.)
3-й реб. Гусеница ползает (цепляет прищепку.)
4-й реб. Кузнечик прыгает (цепляет прищепку.)
5-й реб. Жук летает и ползает (цепляет прищепку.)
6-й реб. Божья коровка летает и ползает
9. Развитие зрительно-моторной координации [Развитие навыка движения за предметом. ]
Дети берут в руки яркие игрушки-насекомых и вращают головой влево-вправо 3р. Глядя на предмет. И вверх-вниз три раза, не отрывая глаз от игрушки.
Ти
10. Рассказ о насекомых по мнемодорожке. [Развитие связной речи]
Л. Давайте рассмотрим картинки (на доске). Каких насекомых вы видите на ней? Перечислите.
Дети. Мы видим бабочку, муравья, пчелу, божью коровку.
Л. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте план рассказа. Сначала вы расскажете, как называется насекомое и как оно выглядит, потом перечислите части тела насекомого. Расскажете, чем питается насекомое, как оно передвигается, и где живет.
11. Окончание занятия Оценка работы детей.
Логопед. Наш лягушонок очень рад, что мы помогли ему найти его друзей. А мы давайте вспомним, о ком мы говорили сегодня на занятии?
Дети. Мы говорили о насекомых.
Логопед. Какие задания вы выполняли?
Дети отвечают.
Логопед. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.