Ирина Тонких
Открытое занятие в подготовительной группе «Водица — царица!»
Водица — царица!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38 комбинированного вида»
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Вот она! Царица – водица»
Провела: воспитатель
1 подготовительной группы
Тонких И. Ю.
Петропавловск- Камчатский 2018 год
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Водица — царица!“» размещена в разделах
Программное содержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность;
- Воспитывать экологическую культуру;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения;
- Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг столов для опытов и исследования.
Ход занятия
I часть: Вводная
Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить. (Н. Рыжова)
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды. Переодевайтесь в белые халаты, мы с вами сегодня исследователи
II часть: Опыты
Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку (пробирку) и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода- жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям схему, которая символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Какого цвета вода?
Возьмем два стакана- один с водой, а другой с молоком. Возьмем маленькую игрушку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно игрушку? (ответы детей). А теперь поставим игрушку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду игрушку видно, а через молоко - не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
Вода- растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Все дети выполняют это задание.
Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Физкультминутка: «К речке быстрой»
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз- два, раз- два- три,
Да не упади смотри.
Наклоняемся вперед
Кто до пола достает?
Эту сложную работу,
Тоже делаем по счету.
Фильтрование воды.
Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Пар.
А теперь, ребята, давайте вспомним какие агрегатные состояния имеет вода!
(Ответы детей).
Правильно,
жидкое- мы это состояние сегодня видели.
Твердое - обратите внимание, у каждого из вас на блюдце лежит кусочек льда. Опишите, какой он (твердый, холодный, непрозрачный, холодный….)
Газообразное- в каком виде вы его видите в повседневной жизни (весной пар поднимается от земли, когда кипит чайник, кастрюля на плите) А теперь посмотрите как мы сейчас в нашей группе увидим пар. (С помощью спиртовки нагреваем пробирку с водой и наблюдаем появление пара) Затем один из детей по просьбе воспитателя вывешивает последнюю схему на доске.
Итог занятия :
При помощи схем дети по очереди воспроизводят информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.