Светлана Маркова
Открытое занятие в младшей группе по теме «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Закреплять представление о птицах, их особенностях внешнего вида и поведения.
Учить устанавливать причинно – следственные связи.
Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь.
Обогащение словаря: птичье, куриное яйцо, овальная форма, птенцы, юг, теплый край, гнезда, вьет, ласточка, воробей, сорока, скворец, синица.
Развивать образное мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитание бережного, заботливого отношения к природе.
Предварительная работа.
Наблюдение на прогулке за природными изменениями весной, за птицами, их внешнем облике, повадками.
Публикация «Открытое занятие в младшей группе по теме „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Беседы о весне, об изменении природы и животного мира весной.
Беседы о птицах, их внешнем облике, повадках, особенностях строения, образе жизни.
Чтение и заучивание стихотворений о весне и птицах. Загадки.
Материалы к занятию.
Кукла Хрюша.
Куриное и птичье яйцо, гнездо, птица.
Фонограмма «Птичьи голоса».
Схематичное изображение признаков птицы.
Иллюстрации разных птиц.
Иллюстрация или модель бабочки, самолета.
Карточки для Хрюши – запрещающие знаки:
«Нельзя шуметь в лесу»,
«Нельзя разорять гнезда птиц».
Ход занятия.
Воспитатель вносит Хрюшу с коробочкой. В коробочке птичье яйцо.
В-ль: Сегодня у нас в гостях Хрюша. Он рассказал мне утром о том, как они со Степашкой гуляли по лесу, и нашли вот это (показывает птичье яйцо). Они долго думали, но так и не поняли, что это такое. Тогда Хрюша решил прийти в детский сади спросить у вас, ребята, что это такое?
Дети: Это яйцо птицы. (Можно сказать, птичье яйцо – повторить словосочетание)
В-ль: Какое оно?
Дети: Маленькое, овальное, с пятнышками.
В-ль: А это что такое? (достает куриное яйцо).
Дети: Это яйцо курицы. (Можно сказать, куриное яйцо – повторить словосочетание).
В-ль: Какое оно?
Дети: Большое, белое, овальной формы.
В-ль: Кто появится из куриного яйца?
Дети: Цыпленок.
В-ль: А из птичьего яйца?
Дети: Птенчик.
В-ль: А теперь послушайте дальше, что рассказал мне Хрюша. «Идем мы со Степашкой по лесу и удивляемся, столько много птиц появилось в лесу. Когда мы гуляли зимой, столько не видели. Птицы весело щебечут, чирикают, хлопочут. Летают туда-сюда и в клювиках носят маленькие веточки и сухие травинки. Зачем они это делают, мы не знаем». Может быть вы, ребята расскажете Хрюше, от куда так много птиц появилось в лесу?
Дети: Они с юга прилетели.
В-ль: А когда они прилетают из теплых краев?
Дети: Весной.
В-ль: Что же происходит с птицами, чему они так радуются, весело песни поют?
Дети: Птицы радуются весне, теплу, солнышку.
В-ль: Ребята, хотите послушать пение птиц. Тогда закройте глазки, глубоко вздохните и представьте, что вы в лесу. В лесу тихо, прохладно, спокойно. Вы вдыхаете свежий запах. Вы расслабились. Вам хорошо и спокойно. Всюду слышны веселые трели, щебетание, чириканье птиц. (Включается фонограмма весеннего леса) А теперь откройте глазки.
В-ль: Для чего птицы носят в клювах веточки.
Дети: Они делают гнезда.
В-ль: Зачем им нужны гнезда?
Дети: В гнездах птицы откладывают яйца. Потом из яиц появляются птенцы.
В-ль: Расскажите, из чего птицы делают гнезда?
Дети: Птицы делают гнезда из веточек, сухих травинок, из комочков ваты, пуха.
В-ль: Птица не просто складывает веточки и травинки друг на друга, она их завивает. Поэтому правильно сказать, птицы вьет гнездо (повторить с детьми).
В-ль: А могут ли птицы свить гнезда и вывести птенцов зимой?
Дети: Нет.
В-ль: Почему?
Дети: Потому что птенцы замерзнут. У них еще нет перышек. Их тело покрыто пухом. Зимой птицам нечего есть.
В-ль: Кто кормит птенцов?
Дети: Сама птичка.
В-ль: Как?
Дети: Она приносит в клюве мошек, комаров, жучков, червяков.
В-ль: Чтобы прокормить своих птенцов, птичка целый день летает и ловит насекомых.
В-ль: Покажите, как она их кормит.
Пальчиковая гимнастика.
В-л: Улетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
Дети показывают с помощью рук гнездо с птенцами (пальчиковая гимнастика)
В-ль: Ребята, каких вы знаете птиц? (выставляется иллюстрация)
Дети: Ласточка, воробей, сорока, скворец, синица.
В-ль: Птицы бывают разные по цвету, по размеру. Но они чем-то похожи. Что есть у птиц общее?
Дети: У них есть клюв, крылья, 2 ноги, перья.
Воспитатель показывает схематичное изображение признаков птицы.
В-ль: Для чего нужны крылья?
Дети: Чтобы летать.
В-ль: Покажите, как летают птицы.
В-ль: У кого еще есть крылья?
Дети: У бабочки, пчелы…
В-ль: Хрюша меня попросил вас спросить, можно ли бабочку назвать птицей?
Дети: Нельзя.
В-ль: Почему? У бабочки есть крылья. Она умеет летать.
Дети: У нее нет клюва, перьев, много ног.
Воспитатель предлагает изобразить руками бабочку.
В-ль: А что еще летает?
Дети: Самолет, вертолет.
В-ль: Можно ли самолет назвать птицей?
Дети: Нельзя. Самолет не живой.
Воспитатель предлагает детям изобразить, как летит самолет.
В-ль: Давайте повторим для Хрюши особенности птицы, что бы он больше её не путал с бабочкой.
Дети: У птицы есть клюв, перышки, две ноги и крылья.
В-ль: Сегодня мы говорили с вами о птицах, об этих маленьких, замечательных созданиях, которые радуют нас своей красотой, своим веселым щебетанием, свистом, чириканьем. А еще, птички настоящие труженики. Сами маленькие, а как много умеют делать: гнезда вить и за птенцами ухаживать. Чтобы прокормить своих ненасытных птенцов, им нужно много поймать насекомых, найти червячков, гусениц. Поэтому птичек надо любить и беречь. Птички пугливые, они всего боятся. Когда приходим в лес, догадайтесь, как мы должны себя вести? (тихо) И, главное, не трогать и не брать яйца из гнезда, не разорять птичьи гнезда. Птичка может больше не вернуться в гнездо, и птенчики погибнут.
В-ль: Для Хрюши и Степашки я приготовила карточки, которые будут им напоминать, как нужно вести себя в лесу.
Воспитатель спрашивает детей о чем «говорят» эти карточки и отдает их Хрюше.
В-ль: До свидания, Хрюша. До новых встреч.