людмила самойлова
Открытое занятие по развитию речи «В гостях у дедушки Фольклора»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему : «Путешествие в царство Фольклора»
(старший дошкольный возраст)
Цель: формирование представлений детей о фольклоре.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „В гостях у дедушки Фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1)Образовательные – способствовать формированию представлений о видах устного народного творчества; формировать умение сочинять загадки; 2) Развивающие – содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, речи, мышления.
3) Воспитательные – побуждать детей ценить культурное наследие русского народа; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.
Ход занятия.
Оргмомент
Воспитатель и дети. (входят в группу)
Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час,
Встречу тёплую такую мы готовили для вас.
Сюрпризный момент
(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)
Мотивация
Воспитатель: ой, ребята, это что такое? (ответы детей)
Кто же его прислал? Хотите узнать, что там внутри? Давайте посмотрим! Открываю и вытаскиваю письмо. Прочитаем?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг уснуло. Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи. А дорогу в моё царство вам укажет волшебный снежок!»
- Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки – Фольклор. Ребята, а вы знаете, почему у него такое имя? (ответы детей)
- Ребята он умеет – сочинять сказки, загадывает загадки, рассказывать потешки, пословицы, поговорки, петь колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. А всё сочинил это русский народ!.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал, Маруся Х.
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
- Сейчас мы отправимся к дедушке Фольклору. Нам необходимо освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. А вы такие? (ответы детей)
- Давайте это проверим. Что такое дружба? (ответы) А пословицы вы знаете о дружбе («Человек без друзей, что дерево без корней»- Дима, «Старый друг лучше новых двух» Саша, «Крепкую дружбу и топором не разрубишь» Арсений, «Нет друга – ищи, а найдешь – береги»- Ангелина).
- Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).
- Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.
- Ребята, а как мы попадём в царство дедушки Фольклора»? (ответы детей)
- Что то я помню в письме про волшебный снежок говорилось, ну ка загляну в сундучок (нахожу снежок)
- Вот он то нам и поможет, как сказал дедушка, укажет нам путь в его царство! А на чем мы можем отправиться? ( ответы детей: самолёт, поезд, санки, лыжи)
- А какое сейчас время года?
Дети: (Зима)
Воспитатель: тогда нужно одеться потеплее, давайте вспомним песенку про одевание:
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два (далее вся песенка)
Воспитатель: Что то здесь очень холодно, а давайте мороз прогоним (закличка)
Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос.
Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки-само каточки, да с горы то ух, в снег пушистый-бух!
Воспитатель: а вот снега маловато, давайте закличку про снег расскажем.
Падай, падай белый снег! Радуй, радуй всюду всех!
Падай, падай на село, на гусиное крыло.
Поле белым укрывай – будет летом каравай!
А теперь предлагаю построить саночки. (мальчик берет девочку за руки)
- Вот мы и приехали в царство дедушки Фольклора. Снега намело не пройти: (идем)
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, и на поляне оказались.
Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) снежинки. На каждой из них загадка. Давайте отгадаем их.
1. Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка. (Печь)
2. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
3. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)
4. Летом греет, зимой холодит (солнце)
- Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло – давайте сами сочиним загадку про солнце (яркое-но лампочка, круглое-а не колесо, жаркое- а не огонь)
- Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Можно идти дальше. А снежок нам покажет куда идти дальше.
- Следующая остановка «Чистоговорки». Разомнем наши язычки! Всех чистоговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, повторяйте за мной: - «ма-ма-ма-на дворе зима»
- «ом-ом-ом слепим снежный дом»
- «мы-мы-мы-дождались зимы».
- «ды-ды-ды-на снегу следы»
- «ну-ну-ну-саночки тяну»
- «ок-ок-ок-на дворе снежок».
- Хороши ваши язычки, справились с чистоговорками. Ребята, а я знаю чистоговорку про солнце - «ло-ло-ло-всем от солнышка тепло». Давайте повторим все вместе и запомним ее.
- А теперь давайте немного отдохнем и поможем солнышку с помощью физкультминутки.
Физкультминутка «Солнышко» (проводит ребенок – 2 раза)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)
А под солнышком нам
Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)
- Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Ну-ка снежок, показывай нам дорогу! Следующая остановка – «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим что там.
- Перед вами пазлы с русскими народными сказками. («Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь»)
- Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем рассказать сказку, которая пряталась в вашем конверте (дети выполняют задание).
- Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка – русские народные игры. В старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку про солнце? (ответы детей - «1, 2, 3, 4, 5- надо солнышку вставать, 6, 7, 8, 9, 10- солнце спит на небе месяц, разбегайся кто куда, завтра новая игра»)
- Давайте вспомним правила игры (ответы детей)
(Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз,два,три-беги!
Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» и ударит в бубен, тот назначается водящим)
- Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.
Рефлексия
- Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на саночки и поехали.
- Вот мы и приехали обратно в наш детский сад. Посмотрите, к нам прилетела еще одна снежинка. Давайте посмотрим что там. Это послание от дедушки Фольклора : «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь».
- Преодолевая все препятствия, мы вспомнили, что такое фольклор, а также жанры фольклора : пословицы, поговорки, загадки, чистооговорки, игры, считалки, сказки. Мы смогли освободить солнышко. И я желаю, чтобы вам всегда светило яркое солнышко.