Балабаева Юлия
Конспект ООД «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 91 «Детский сад»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе: пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант».
Выполнил:
Балабаева Ю. Ю.
воспитатель группы «Фиксики»
Кемерово, 2019
Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»
Публикация «Конспект ООД „Пересказ рассказа В, В, Бианки „Музыкант“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательная область: речевое развитие
Вид деятельности: организованная образовательная деятельность
Возрастная группа: подготовительная
Цель: обучение связному последовательному пересказу с опорой на
графические схемы.
Коррекционно-образовательные задачи: совершенствовать умение отвечать на вопросы; формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли; закрепить знания детей о творчестве В. В. Бианки.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать речь, интерес к художественному слову, творческое мышление, интерес к изучению природы
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки, беседы, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: медвежатник, завалинка, колхозник
Материал и оборудование: Портрет В. В. Бианки, выставка книг писателя, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: здравствуйте, уважаемые гости, дети. Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. А теперь, чтобы узнать, чему будет посвящено наше занятие, вы должны отгадать загадку:
Воспитатель: Правильно, наше занятие будет посвящено хозяину леса - медведю. Не простому медведю, медведю - музыканту. Детский писатель
Виталий Бианки очень много написал рассказов о животных. Один из них называется «Музыкант».
Воспитатель: Дети, знакомо ли вам слово «музыкант»? (Музыкант – это артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой, играющий на музыкальных инструментах).
В. В. Бианки по профессии был далек от музыки, он – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах.
- Теперь давайте прочитаем и перескажем рассказ «Музыкант» (чтение рассказа).
Ребята, теперь мы с вами немного отдохнем, я вам буду показывать иллюстрации музыкальных инструментов, а вы должны назвать, кто играет на них и движениями изобразить (скрипка, пианино, гармонь, балалайка, барабан, гитара). ( Пример:скрипка-скрипач-показ игры).
Воспитатель: Отдохнули? Давайте теперь поговорим о рассказе. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете:
- О ком говорится в рассказе? (о старом медвежатнике)
- А кто такой «медвежатник»? (Медвежатник- это человек, который
охотится на медведей.)
- Кто является главным героем произведения? (старый медвежатник и
медведь)
- Итак, ребята, вспомним начало рассказа. Чем занимался старый
медвежатник? (Он пиликал на скрипке.) – Как вы понимаете -«пиликал» на скрипке? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; получается плохо.)
- Где сидел старый медвежатник? (Он сидел на завалинке)
- Кто проходил мимо старика? (Мимо старика проходил знакомый
колхозник.)
- Объясните значение слова «колхозник». (Колхозник - это человек, который
работает на земле, житель сельской местности.)
- Что посоветовал колхозник старику? (Он посоветовал старику бросить
скрипку, взять ружье и идти в лес охотиться на медведя.)
- Что сделал старик после совета колхозника? (Старик отложил скрипку,
расспросил колхозника, взял ружье и пошел в лес.)
- Чем занимался старик в лесу? (Он искал медведя.)
- Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его.)
- Что сделал старик после долгих поисков? (Старик сел на пенек отдохнуть.)
- Что услыхал старик в лесу? (Он услыхал звук «Дзенн».)
- Каким был звук? (Звук был красивый, звонкий, ласковый.)
- Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный,
приятный, хочется слушать еще раз.)
- С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной.)
- Как он об этом пишет? («Как струна пропела».)
- Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)
- Что такое «опушка»? (Опушка - это край леса, освещенное, свободное место
в лесу.)
- Что увидел старик на опушке леса? (Старик увидел разбитое грозой дерево,
из которого торчали длинные щепки.)
- Как вы понимаете слово «щепки»? (Это тонкие пластинки, отколотые от
дерева.)
- Расскажите, как медведь играл на разбитом грозой дереве? (Медведь
потянул к себе щепку, и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в
воздухе раздался звук).
- Как вел себя медведь при этом? (Медведь наклонял голову и слушал. А
когда звук замолк, медведь опять оттягивал щепку и пускал.)
- Нравилась ли старику эта «музыка»? (Да, старик слушал, как хорошо поет
щепка. Они с медведем одинаково слушали музыку.)
- Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик.
Он пожалел медведя. Хотя он был охотником, но у него сохранилась добрая
душа.)
Воспитатель: Прежде, чем приступать к пересказу, давайте немного отдохнем. Выходите ко мне.
Физминутка «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.
- А сейчас мы будем пересказывать рассказ «Музыкант» по частям (по
цепочке). Пересказ должен быть подробным, старайтесь не
пропускать важные события (моменты, рассказывать так, чтобы было
интересно слушать. Не забывайте, что в каждом произведении есть три части
– начало, середина и конец. Для пересказа нам надо составить план.
1 часть. Медвежатник пиликал на скрипке (От начала рассказа, когда старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке до слов знакомого колхозника о том, что он видел в лесу медведя).
2 часть: а) Старик ищет медведя (Старик отложил скрипку и пошел в лес - до того, как старик услышал в лесу звук «Дзенн», и пошел на этот звук). б) Медведь – музыкант (та часть в рассказе где медведь и медвежатник слушают как поет щепка).
3 часть. Охотник пожалел медведя (Встреча вечером со знакомым колхозником, их разговор, рассказ старика о том, как медведь играл на расщепленном грозой дереве).
В пересказе нам помогут наглядные схемы. Я начну, а вы продолжите (5 схем, по одной пересказывает воспитатель, по 4 другим дети).
Воспитатель: А теперь скажите, кто желает пересказать рассказ целиком? Не забывайте, что первый рассказывающий должен назвать автора и название рассказа. (пересказывают 1-2 ребенка).
Воспитатель: Вам понравились пересказы товарищей? (ответы) - А чей пересказ понравился больше всего и почему? (пересказывали подробно, не сбивались, не повторялись, интересно, использовали слова автора).
– Почему произведение В. Бианки «Музыкант» так называется? (ответы детей - В. Бианки назвал рассказ «Музыкант», потому что старый медвежатник очень любил музыку и увидел, что и медведь тоже может создавать и любить музыку, т. е. оба они были музыкантами). Ребята, как вы думаете, что хотел нам сказать писатель в рассказе «Музыкант»? (Рассказ учит нас быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, быть милосердными).
Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за работу.
Подводя итог, хочу поиграть с вами в игру «Закончи предложение» : «Сегодня я узнал…», «При чтении рассказа я думал…», «После знакомства с рассказом мне захотелось…».