Вера Гулиян
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Звуковая волна и распространение звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе.
Тема: «Звуковая волна и распространение звука» .
Задачи:
Образовательные задачи:
познакомить детей с понятием звуковая волна;
сформировать представление детей о распространение звука в твердых предметах и в воде.
Развивающие задачи:
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Публикация «Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе „Звуковая волна и распространение звука“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде
Материал:
Фольга, песок, вата, стакан с водой, звуковая пушка, свеча, камертон и резонаторный ящик, два пластиковых стаканчика скрепленные между собой нитью, бубен, колокольчик, металлический треугольник, молоточек, свисток, линейка.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. И расскажем нашим гостям где мы с вами находимся. (в лаборатории). А что такое лаборатория? (место, где мы проводим наблюдения и эксперименты). Значит мы с вами юные ученые.
В нашей лаборатории вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.
Вокруг себя мы повернёмся раз, два, три,
Вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три,
Глаза ладошками прикрываем и в лабораторию попадаем.
Ребята, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. Интересно, так ли тихо за окном? Что вы слышите? … Дети: шум дождя, ветра, шум машин.
Мир, который окружает нас, полон звуков. И мы сегодня узнаем откуда они берутся.
У вас на столе лежат линейка, свисток, бубен, колокольчик, камертон, металлический треугольник, молоточек. Что объединяет все эти предметы?
Попробуйте извлечь звуки из них. Чем они отличаются? / высокий, низкий, звонкий/
А чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану - маленькую плёночку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать.
Посмотрите на экран. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком.
Звук - это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/.
Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха
А сейчас мы с вами сделаем массаж наших ушек и предлагаем гостям поиграть вместе с нами.
Массаж «Поиграем ушками».
/самомассаж ушной раковины выполняется большим и
указательными пальцами – большой палец находится сзади/
Взяли ушки за макушки.
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
А теперь ребята, нам надо узнать как появляется звук и как он распространяется? Для этого нам необходимо провести несколько наблюдений и опытов.
Вспомним правила поведения в лаборатории.
Опыт 1: с линейкой
У вас на столе лежит линейка. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите линейку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.
Теперь подвиньте линейку, чтобы уменьшить ее выступающую часть, и снова ударьте.
Обратите внимание на колебания и как меняется звук.
Вывод: Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется".
Опыт 2: с фольгой.
Поднесите фольгу ко рту и скажите что-нибудь, касаясь фольги губами. Как ощущение?
Вывод: Фольга дрожит и звучит.
Хотите увидеть невидимую звуковую волну?
Разделимся на две группы. Пройдите к столам.
Опыт 3: опыты с бубном.
Положите два бубна на стол. Насыпьте на один из них несколько песчинок. Ударяйте по второму бубну молоточком и наблюдайте что происходит?
Вывод: на другом бубне песчинки подпрыгивают. Почему?
Ведь звук - это невидимая волна, она может двигать предметы.
Физминутка:
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
Опыт 4 : Звуковая пушка.
Наденьте бубен на широкий конец трубы, это и есть звуковая пушка. Зажигаем свечу и ставим её на стол. Теперь поднесем звуковую пушку открытым концом к пламени свечи сбоку и ударим резко по бубну (щелчком пальца).
Вывод: Пламя резко колыхнется или погаснет.
А теперь я предлагаю вам проделать этот же опыт только с пушинкой.
Вывод: Пушинка слетает с подставки.
Почему пушинка слетела, а пламя погасло? Колебание воздуха создает звуковую волну, она сотрясает мембрану барабана и пушинка слетает.
Звук может распространяться не только в воздухе, но и в твердых предметах. Помните отрывок из сказки: «У меня зазвонил телефон, кто говорит? Слон.»
Доктор Айболит разговаривал с жителями далекой Африки по телефону.
Не сотовый телефон был у Доктора, а проводной. Звук бежал по проводам… (рисунок).
Опыт 5: Веревочный телефон.
У нас есть два стакана, которые скреплены между собой нитью. Один стакан нужно приложить к уху одного ребенка, а в другой стакан второй ребенок должен говорить.
Вывод: звук распространяется в твердых предметах. (по нити).
Распространяется ли звук в воде?
Опыт 6: Камертон
Для опыта нам понадобится камертон, резонаторный ящик, молоточек и стакан с водой. Вставьте камертон в резонаторный ящик и ударьте по нему молоточком. Пока камертон звучит, опустите его ножками в воду. Обратите внимание на изменение звука.
Вывод: звук в воде меняется, но звучит.
Заключительная часть:
Ребята, сегодня наши эксперименты прошли успешно.
На основании наших наблюдений, какие выводы мы можем сделать?
Выводы:
Звучит только то, что дрожит.
Звук - это волна, невидимая, но слышимая.
Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по проводу, но чаще всего по воздуху.
Рефлексия:
-было ли вам интересно?
-что запомнилось?
-что понравилось?